Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 2891

Опубликовано на портале: 05-04-2013
Laurent Coumel Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2012.  № 3. С. 148-150. 
Zsuzsa Gille’s book is based on PhD research conducted at the University of California more than a decade ago. The approach is inspired primarily by the ethnographic methods, as well as by the history and sociology of the environment.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-05-2006
Петр Александрович Плютто Социологические исследования. 1990.  № 11. С. 147-151. 
Автор рассматривает эволюцию идеи «военного коммунизма» от статьи «Судьбы рабочей партии и нынешней революции» (1918 г.), в которой А.А.Богданов впервые употребил этот термин. В статье доказывается, что Богданов вкладывал в термин «военный коммунизм» более широкий теоретический смысл, чем современные определения, тесно связывающие данное понятие со сравнительно коротким историческим периодом.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2006
Наталья Михайловна Плискевич Общественные науки и современность. 1991.  № 6. С. 85-94. 
В статье подводятся итоги обсуждения статьи М.Фридмана (ОНС, 1991, № 3)., которое прошло в ОНС (1991, №№3-5). Признавая справедливость многих замечаний американского экономиста, приходится признать, что его проект говорит о том, что делать для реформирования нашей экономики, но не о том, как это делать. Кроме того, признавая необходимыми шаги, обозначенные Фридманом, нельзя признать их достаточными. Отсюда – неудовлетворенность его рецептами отечественных ученых. Ставится вопрос, почему абстрактные планы реформирования экономики советского типа, сталкиваясь с действительностью, приводят не к тому результату, на который рассчитывали их авторы. Еще одна тема для размышлений: применимо ли рыночное мышление к нерыночной среде. Специально рассматриваются такие темы дискуссии, как скорость перехода к рынку, готовность населения к преобразованиям, роли государства в процессе перехода и в новой экономике, важность уважения к любой собственности, в том числе и к государственной, экономическая ответственность, формы иностранной помощи преобразованиям и т.д.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-08-2010
Уильям Таубман Пушкин. 2009.  № 1. С. 150-152. 
Рецензия на книги Барак Обамы "Дерзость надежды", "Мечты моего отца: рассказ о расе и наследии".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-09-2012
Андрей Зоткин Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 3. P. 84-110. 
В статье детально рассмотрено отношение политических субъектов и региональных сообществ к децентрализации государственной власти. Проанализированы тексты программ партий и дискурс политических заявлений представителей разных политических сил. Особое внимание сконцентрировано на анализе результатов опросов населения относительно расширения прав регионов и местных общин. Результаты позволяют говорить о специфике оценки децентрализации (как политического интереса) политическими субъектами и региональными сообществами. Если для первых практический интерес представляют отдельные составные элементы децентрализации власти, а не федерализация страны в целом, то для населения ряда регионов автономизм является скорее механизмом самозащиты в условиях перманентных политических кризисов. Автономистские интересы, более выразительно проявившиеся в отдельных регионах, детерминированы внешними (отношение к союзу Украины с Россией и Беларусью, перспективы вступления в НАТО) и языковыми факторами. Однако результаты опроса жителей АР Крым позволяют предполагать, что автономия в Крыму сейчас не является действенным механизмом для реализации интересов крымского регионального сообщества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
А Г Осипов Мир России. 2008.  Т. 17. № 1. С. 102-121. 
Статья посвящена разным способам описания этнических различий в законодательстве и политической практике. Сравнение законодательства на основе концепта «национально-культурной автономии» и подходов, основанных на понятиях «мультикультурализма» и «меньшинств», обнаруживает между ними много общего. Также сравнение практик в России и в других странах позволяет найти ряд параллелей. Этнические различия организуются и описываются в категориях «группы» и «культуры»; ключевым оказывается вопрос об отношении группы к территории; проблематика равенства в значительной степени сводится к вопросу о справедливой классификации и таксономии групп. Оказывается, что подобные подходы не имеют прямого утилитарного значения, но служат задаче выработки социально приемлемого описания окружающей общественной реальности. Эти наблюдения заставляют поставить вопрос уникальность или своеобразие России в области, именуемой «национальной политикой» или «этническими отношениями», и, напротив, говорить о локальных проявлениях глобальных закономерностей в восприятии и репрезентации этнического разнообразия.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-09-2012
Владимир Александрович Рыжков Полития. 2003.  № 3. С. 179-189. 
При ответе на вопрос, является ли нынешний политический режим в России автори­тарным, В.А.Рыжков полагает, что речь может идти скорее о нарастающей тенденции движения к авторитаризму, о постепенном демонтаже демократических принципов и ин­ститутов
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-09-2006
Егор Тимурович Гайдар Общественные науки и современность. 2006.  № 5. С. 50-62. 
В основу статьи положена вторая глава новой книги Е.Гайдара «Гибель империи. Уроки для современной России» (М.,2006). Автор характеризует специфику авторитарных режимов как не опирающихся, с одной стороны, на наследственные традиции преемственности власти, а с другой – на демократические процедуры выборов руководства страны. Последние предполагают сменяемость власти, а потому изначально несут потенциал ее неустойчивости. На большом историческом материале рассматривается взаимодействие двух тенденций – авторитаризма и современного экономического роста. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о неустойчивости авторитарных режимов, средняя продолжительность которых в конце ХХ в. оценивается в 9,3 года. Выделяются механизмы краха авторитаризма.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-03-2012
Глеб Иванович Мусихин Полития. 2006.  № 3. С. 49-66. 
Объектом анализа Г.И. Мусихина является понятие авторитета, являющееся одной из главных содержательных категорий определения власти.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2005
И.А. Василенко Социологические исследования. 1994.  № 4. С. 98-106. 
В этой части исследования автор на основе зарубежного опыта раскрывает содержание понятия «государственное администрирование», то есть «бюрократии». В идеале – это иерархическая, рациональная система (организованная структура), предназначенная для квалифицированного и ответственного исполнения политики в интересах общества. государственно-административная деятельность – ключевой элемент в любой современной социально-политической системе, которая в конечном счете определяет характер и специфику указанной деятельности. Поэтому стремиться к созданию некой универсальной, приемлемой для любой страны модель государственного администрирования невозможно и ненужно.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-07-2005
И.А. Василенко Социологические исследования. 1993.  № 8. С. 88-95. 
Публикация представляет собой фрагмент монографии, в которой впервые в российской литературе излагается история возникновения теории административно-государственного управления. В ней также рассматриваются основные направления и пути развития этой науки, характеризуются ведущие школы в Западной Европе и США. Анализируется также эволюция государственной службы в ведущих странах мира. Особое внимание уделено исследованию объекта, предмета и методологии теории административно-государственного управления.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Симон Гдальевич Кордонский Мир России. 2009.  Т. 18. № 3. С. 3-38. 
В статье рассматривается административно-территориальное устройство России связи с сословной социальной структурой. Показано, что социальное пространство государства жестко структурировано и обладает инвариантными относительно политических режимов свойствами. Продемонстрировано, что организация социального пространства непосредственно определяет структуру власти и отношения между сословиями.   Ключевые слова: административно-территориальная структура, сословие, социальное пространство, государство, власть.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-01-2012
А.А. Асеев Полития. 2007.  № 3. С. 115-124. 
В статье предпринята попытка проследить генезис нынешних «узлов» в национально-территориальной политике России. На основе анализа национально-территориальных преобразований, проводившихся в XIX–ХХ вв. на Дальнем Востоке, автор показывает, что значительная часть проблем, с которыми сталкиваются в настоящее время малочисленные народы РФ, обязана своим появлением неразличению политической нации и этнической группы. Если в рамках Российской империи при наличии доминирующей политической нации достаточно четко выделялись «народности», то советская власть, провозгласившая право каждого народа на самоопределение, нивелировала это различие, тем самым заложив «мину замедленного действия» под все здание Советского Союза и его преемников.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-11-2006
Владимир Борисович Звоновский Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000.  № 1 (45). С. 35-37. 
Во время проведения выборной кампании по избранию российского парламента 1999 г. местные власти, а через них и федеральные стали максимально широко использовать возможности смешанной системы избрания депутатов Государственной Думы, чего до сих пор старались избегать. В этой связи проблема влияния всей совокупности административных рычагов на мнение и поведение избирателей, получившей в прессе название административного ресурса, оказалась основной в большинстве аналитических материалов и отчетов наблюдателей, посвященных прошедшим парламентским выборам. Под административным ресурсом в данной статье понимается совокупность возможностей влиять на мнение и поведение избирателей, которые имеются в распоряжении руководителей предприятий, территориальных образований (районов, городов). Использование властных рычагов является одним из важнейших инструментов ведения предвыборной борьбы и агитации. Однако их не следует сводить, как это часто делается, к прямому воздействию на избирателя, принуждению его к какой-то форме поведения на выборах или к манипуляциям с избирательными бюллетенями в ходе подсчета голосов. Не следует также и переоценивать возможность такого влияния на избирателей. Как будет показано ниже, оно носит ограниченный характер.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-10-2010
Франсуаза Досэ Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2010.  № 2. С. 378-381. 
В России так называемый «период перехода к демократии» начался на десять лет позже, чем аналогичные процессы в Латинской Америке. Сравнительные работы,  посвященные  этому  вопросу,  рассматривали  роль  гражданского  общества в падении авторитарных режимов в обоих регионах. К концу 1990-х годов, однако,  многие  социологи  отмечали  разницу  между  Россией  и  странами  Латинской Америки. На фоне растущего разочарования процессами демократизации ученые объясняли  трудности  этого  перехода  в  России  слабостью  гражданского  общества.
ресурс содержит прикрепленный файл