Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 2891

Опубликовано на портале: 23-09-2007
Liang Ling Журнал социологии и социальной антропологии. 2003.  Т. 6. № 3. С. 184-192. 
В статье на основе китайских научных источников, теорий видных китайских руководителей, таких, как Дэн Сяопин и др. освещается влияние различных факторов, в частности, экономических и политических изменений на ценностные оринтации молодежи КНР. Рассматривается поэтапное изменение общества и соответствующие этим этапам изменение ценностного сознания молодежи, его динамика. Обращается внимание на управление непротиворечивым сосуществованием индивидуалистских и коллективистских ценностей. Столкновения интересов, хотя присутствуют, в целом идеал стабилен, молодежные ценности не противоречат общественным, что позволяет китайскому обществу оставаться единым
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-07-2013
Михаил Константинович Горшков, Франц Эдмундович Шереги Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010.  № 1(95). С. 5-36. 
На основе общероссийских репрезентативных исследований рассматриваются ориентации молодых россиян на получение хорошего образования, престижной работы, отношение молодежи к аморальным и неэтичным поступкам, идеалы юношей и девушек, определение ими понятия «жизненный успех», участие молодежи в молодежных организациях.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-02-2003
Владимир Игоревич Пантин, Владимир Валентинович Лапкин Pro et Contra. 1999.  Т. 4. № 2.
Анализируются основные тенденции и этапы динамики ценностных ориентаций населения России на протяжении 1990-х гг. Показано, что политические и ценностные ориентации, связанные с государственным патернализмом, который играл значительную роль в сознании жителей СССР в поздний советский период, существенно трансформировались в 1990-е гг., не исчезли, а лишь временно отступили на второй план. Выявлены следующие комплексы ценностных ориентаций, которые доминировали в российском обществе в 1990-е гг.: русский и советский традиционализм, умеренный прагматизм, радикальный западнический либерализм, асоциальный индивидуализм. Сделан вывод о том, что в ценностном плане российская политическая и экономическая элита существенно отличается от массовых слоев и групп, что ведет к противоречиям и расколам внутри российского общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-02-2003
Владимир Валентинович Лапкин, Владимир Игоревич Пантин Мировая экономика и международные отношения. 2000.  № 4. С. 54-63. 
В статье рассмотрены и проанализированы разнообразные связи, существующие между ценностными размежеваниями и дифференциацией политических ориентаций, которые имеют место в современном российском обществе. Выявлена роль ценностных размежеваний, существующих в российском обществе, в формировании партийно-политической системы, в частности, в генезисе российского центризма. Показано, что ценностные размежевания в условиях современного российского общества играют более важную роль в социально-политической дифференциации, чем идеологические и социально-политические предпочтения. Такая ситуация, отличающая российское общество и российскую политическую систему от многих других обществ и политий, обусловлена как слабой дифференциацией интересов, так и относительно малой ролью, которую в современных условиях играют идеологические пристрастия и предпочтения
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-02-2003
Владимир Валентинович Лапкин, Владимир Игоревич Пантин Мировая экономика и международные отношения. 2000.  № 4.
В статье рассмотрены и проанализированы разнообразные связи, существующие между ценностными размежеваниями и дифференциацией политических ориентаций, которые имеют место в современном российском обществе. Выявлена роль ценностных размежеваний, существующих в российском обществе, в формировании партийно-политической системы, в частности, в генезисе российского центризма. Показано, что ценностные размежевания в условиях современного российского общества играют более важную роль в социально-политической дифференциации, чем идеологические и социально-политические предпочтения. Такая ситуация, отличающая российское общество и российскую политическую систему от многих других обществ и политий, обусловлена как слабой дифференциацией интересов, так и относительно малой ролью, которую в современных условиях играют идеологические пристрастия и предпочтения
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-12-2010
Татьяна Евгеньевна Ворожейкина Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2008.  Т. 96. № 4. С. 62-69. 
Концепция Гудкова и Дубина, будучи очень убедительной (и привлекательной) как внутренне непротиворечивая теоретическая схема, все блоки и компоненты которой плотно пригнаны и взаимно объясняют и подкрепляют друг друга, не является, конечно, бесспорной. В данной статье автор пытается поставить некоторые ключевые вопросы и высказать сомнения или несогласие по ряду общих положений концепции. Автор полагает,  что обсуждение идей Гудкова и Дубина, могло бы положить начало дискуссии по узловым проблемам российского развития, поскольку их концепция задает высокий теоретический уровень и дает первоклассный материал для такого обсуждения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-07-2004
Леонид Соломонович Мамут Общественные науки и современность. 1997.  № 6. С. 45-55. 
Автор определяет государственность как публично-властную форму организации социально стратифицированного общества, как порождение естественно-исторического развития. По его мнению, государство – очень сложный многомерный объект. Ценность его, взятого в целом, несомненна и очевидна. А признание государства ценностью обязывает определить границы применения категории “ценность”. Достоинства и недостатки каждого из множества исторически конкретных типов и устройств государства могут быть выявлены и измерены с помощью определенной шкалы общих политических ценностей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-12-2011
Леонид Ефимович Бляхер, С.А. Кизима Полития. 2009.  № 1. С. 92-110. 
В статье анализируются пути формирования национальных государств на территории Центральной Азии. Одну из важнейших особенностей оформления государственности в регионе, как и на всем постсоветском пространстве, Л.Бляхер и С.Кизима видят в том, что государства модернистского типа здесь складываются в период постмодерна, глобальной реальности и становления надгосударственных политических структур. Несмотря на специфичность условий Центральной Азии, вызовы, с которыми сталкиваются государства региона, практически совпадают с теми, что возникают других постсоветских странах. Более того, отличительные черты процесса построения нации-государства, то есть нового политического периода Модерна, в постмодернистскую эпоху там проявляются наиболее четко и выражено. По заключению авторов, «казус» Центральной Азии – это не «уникальный случай», а, напротив, матрица изменений, происходящих на территории всего бывшего Советского Союза.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-12-2004
Г. Водолазов Общественные науки и современность. 1993.  № 5. С. 5-12. 
Интервью известного ученого и члена правления Народной партии Свободная Россия. Водолазов излагает свою научную и политическую позицию в период перестройки и в 1992-1993 гг., объясняет, почему он политически разошелся с вице-президентом РФ А.Руцким, размышляет о роли центризма в современной России, о важности диалога между различными политическими силами, о социальном партнерстве. Центризм трактуется как способ реализации интересов любых социальных слоев, как определенный тип мышления. Формулируются задачи центризма на ближайшие годы. Отмечаются дефекты формирующейся в стране многопартийности, основанной на объединениях узких групп, оторванных от основной массы населения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-12-2012
Д. П. Анашкин Полития. 2012.  № 4.
На основе опыта Русской зарубежной церкви по выстраиванию отношений с государственной властью, социумом и собственной паствой Д.Анашкин показывает, что Церковь способна нести свое служение в современном обществе, не отказываясь от присущего ей консерватизма. Чтобы эффективно действовать в секулярном мире, Церкви вовсе не обязательно впадать в безоглядное реформирование, ибо бережное сохранение наработанных веками канонов, догматов и богослужебного чина отнюдь не равнозначно превращению в реликт ушедших эпох. По заключению автора, главное для Церкви – сохранять свою независимость, так как только тогда может быть слышен ее свободный голос.
Опубликовано на портале: 28-06-2012
Инесса Сергеевна Яжборовская Полития. 2002.  № 4. С. 68-80. 
Польша  вместе  с  США  и  Ирландией  относится  к  числу  стран  с  самой высокой  религиозностью  населения,  а  по  удельному  весу  верующих  она традиционно  занимает  первое место в  Европе. В 1994  г.  католики  составляли около 95% населения этой страны, приверженцы других религий – около 3%, атеисты – лишь 2%. Согласно представленному 9 января 2001 г. в Польском епископате  рапорту  «Церковь  и  религиозность  поляков  в  1945-1999  гг.» верующими  христианами  считают  себя  92,9%  жителей  Польши,  атеистами  –2,3%.  Даже  если  разница  объясняется  не  статистической  погрешностью,  а отражает определенную тенденцию, масштаб и специфика этого явления заслуживают детального анализа.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-04-2004
Галина Ивановна Зверева Общественные науки и современность. 2003.  № 4. С. 98-112. 
В статье делается попытка выявить то общее, что объединяет цивилизационные концепции истории России разных идеологических и концептуальных направлений – содержательно непроблематизируемые риторические стратегии и познавательные матрицы. Они рассматриваются как способ «переименования» прошлого, близкий к задачам беллетристики. Автор анализирует понятийный аппарат сторонников цивилизационного подхода, выявляя в нем моменты произвольного переопределения семантики понятий, нарушения принципа историзма и профессиональных требований к историческим текстам. Отмечается тенденция «историософов» к онтологизации моделей, претензии на создание нового нормативного знания, дидактический настрой, методологическая аморфность и государственническая ориентация.
Опубликовано на портале: 27-12-2011
Кирилл Коктыш Полития. 2009.  № 2. С. 39-59. 
В статье предпринята попытка на основе умозрительного моделирования выделить устойчивые типы цивилизаций со своими особыми моделями интеграции обществ. Отталкиваясь от постулата, что цивилизационные жизненные смыслы должны находить отражение в сложившейся институциональной архитектуре, собственно и осуществляющей формальное закрепление и перераспределение социальных статусов, К.Коктыш фокусирует внимание на политической архитектуре, которая задается взаимодействием властных, нормативных и экономических институтов. Проведенный им анализ возможных типов политической архитектуры указывает на наличие четырех типов цивилизаций с присущими им картинами мира и жизненными смыслами, определяющими конечные цели экономического, культурного и политического производства. Эти четыре спекулятивно выделенных типа автор соотносит с реально существующими цивилизациями: католической, протестантской, православной и даосско-конфуцианской и индуистско-буддистской.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-06-2004
Игорь Григорьевич Яковенко Общественные науки и современность. 1996.  № 3. С. 104-111. 
Казачество характеризуется в статье как институциональная форма российского варварства. Оно описывается как половецко-русское население Степи, объединенной в Русью на федеративных началах еще с дотатарских времен. Проводятся параллели между рыцарством и казачеством, анализируется роль военной демократии у казаков, их функция как транслятора архаического кочевого менталитета, описывается процесс их перехода к цивилизации. Государство и казачество, тем не менее, существуют в противофазе: при усилении государственности роль казачества уменьшается, при ее ослаблении оно входит на первый план.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-06-2004
Ю.Н. Мельников Общественные науки и современность. 1997.  № 5. С. 103-107. 
В истории России XIII–ХХ вв. (рассматриваемой как история государственной власти) автором прослеживается 50-летний цикл чередования важнейших событий. Его структура состоит из более мелких, 18 и 6-летних циклов, обозначающих ускоренное разрешение противоречий, период относительной стабильности и обострение новых противоречий. Предлагаются другие, 1446, 482 и 160 лет, а также Важнейшим моментом в истории страны считается «осевое время» России – реформы Петра I. Делается прогноз на будущее, в частности предсказывается 18-летний кризис в России после 2001 г.
ресурс содержит прикрепленный файл