Статьи
Всего статей в данном разделе : 2891
Ценностные ориентации молодежи КНР в условиях построения социалистической рыночной
экономики [статья]
Опубликовано на портале: 23-09-2007
Liang Ling
Журнал социологии и социальной антропологии.
2003.
Т. 6.
№ 3.
С. 184-192.
В статье на основе китайских научных источников, теорий видных китайских руководителей,
таких, как Дэн Сяопин и др. освещается влияние различных факторов, в частности, экономических
и политических изменений на ценностные оринтации молодежи КНР. Рассматривается поэтапное
изменение общества и соответствующие этим этапам изменение ценностного сознания молодежи,
его динамика. Обращается внимание на управление непротиворечивым сосуществованием
индивидуалистских и коллективистских ценностей. Столкновения интересов, хотя присутствуют,
в целом идеал стабилен, молодежные ценности не противоречат общественным, что позволяет
китайскому обществу оставаться единым


Опубликовано на портале: 23-07-2013
Михаил Константинович Горшков, Франц Эдмундович Шереги
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2010.
№ 1(95).
С. 5-36.
На основе общероссийских репрезентативных исследований рассматриваются ориентации молодых россиян на получение хорошего образования, престижной работы, отношение молодежи к аморальным и неэтичным поступкам, идеалы юношей и девушек, определение ими понятия «жизненный успех», участие молодежи в молодежных организациях.


Опубликовано на портале: 19-02-2003
Владимир Игоревич Пантин, Владимир Валентинович Лапкин
Pro et Contra.
1999.
Т. 4.
№ 2.
Анализируются основные тенденции и этапы динамики ценностных
ориентаций населения России на протяжении 1990-х гг. Показано, что политические и
ценностные ориентации, связанные с государственным патернализмом, который играл значительную
роль в сознании жителей СССР в поздний советский период, существенно трансформировались
в 1990-е гг., не исчезли, а лишь временно
отступили на второй план. Выявлены следующие комплексы ценностных ориентаций, которые
доминировали в российском обществе в 1990-е гг.: русский и советский традиционализм,
умеренный прагматизм, радикальный западнический либерализм, асоциальный индивидуализм.
Сделан вывод о том, что в ценностном плане российская политическая и экономическая
элита существенно отличается от массовых слоев и групп, что ведет к противоречиям
и расколам внутри российского общества.


Опубликовано на портале: 25-02-2003
Владимир Валентинович Лапкин, Владимир Игоревич Пантин
Мировая экономика и международные отношения.
2000.
№ 4.
С. 54-63.
В статье рассмотрены и проанализированы разнообразные связи, существующие между ценностными
размежеваниями и дифференциацией политических ориентаций, которые имеют место в современном
российском обществе. Выявлена роль ценностных размежеваний, существующих в российском
обществе, в формировании партийно-политической системы, в частности, в генезисе российского
центризма. Показано, что ценностные размежевания в условиях современного российского
общества играют более важную роль в социально-политической дифференциации, чем идеологические
и социально-политические предпочтения. Такая ситуация, отличающая российское общество
и российскую политическую систему от многих других обществ и политий, обусловлена
как слабой дифференциацией интересов, так и относительно малой ролью, которую в современных
условиях играют идеологические пристрастия и предпочтения


Опубликовано на портале: 25-02-2003
Владимир Валентинович Лапкин, Владимир Игоревич Пантин
Мировая экономика и международные отношения.
2000.
№ 4.
В статье рассмотрены и проанализированы разнообразные связи, существующие между ценностными
размежеваниями и дифференциацией политических ориентаций, которые имеют место в современном
российском обществе. Выявлена роль ценностных размежеваний, существующих в российском
обществе, в формировании партийно-политической системы, в частности, в генезисе российского
центризма. Показано, что ценностные размежевания в условиях современного российского
общества играют более важную роль в социально-политической дифференциации, чем идеологические
и социально-политические предпочтения. Такая ситуация, отличающая российское общество
и российскую политическую систему от многих других обществ и политий, обусловлена
как слабой дифференциацией интересов, так и относительно малой ролью, которую в современных
условиях играют идеологические пристрастия и предпочтения


Опубликовано на портале: 23-12-2010
Татьяна Евгеньевна Ворожейкина
Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии.
2008.
Т. 96.
№ 4.
С. 62-69.
Концепция Гудкова и Дубина, будучи очень убедительной (и привлекательной) как внутренне непротиворечивая теоретическая схема, все блоки и компоненты которой плотно пригнаны и взаимно объясняют и подкрепляют друг друга, не является, конечно, бесспорной. В данной статье автор пытается поставить некоторые ключевые вопросы и высказать сомнения или несогласие по ряду общих положений концепции. Автор полагает, что обсуждение идей Гудкова и Дубина, могло бы положить начало дискуссии по узловым проблемам российского развития, поскольку их концепция задает высокий теоретический уровень и дает первоклассный материал для такого обсуждения.


Опубликовано на портале: 07-07-2004
Леонид Соломонович Мамут
Общественные науки и современность.
1997.
№ 6.
С. 45-55.
Автор определяет государственность как публично-властную форму организации социально стратифицированного общества, как порождение естественно-исторического развития. По его мнению, государство – очень сложный многомерный объект. Ценность его, взятого в целом, несомненна и очевидна. А признание государства ценностью обязывает определить границы применения категории “ценность”. Достоинства и недостатки каждого из множества исторически конкретных типов и устройств государства могут быть выявлены и измерены с помощью определенной шкалы общих политических ценностей.


Опубликовано на портале: 27-12-2011
Леонид Ефимович Бляхер, С.А. Кизима
Полития.
2009.
№ 1.
С. 92-110.
В статье анализируются пути формирования национальных государств на территории Центральной Азии. Одну из важнейших особенностей оформления государственности в регионе, как и на всем постсоветском пространстве, Л.Бляхер и С.Кизима видят в том, что государства модернистского типа здесь складываются в период постмодерна, глобальной реальности и становления надгосударственных политических структур. Несмотря на специфичность условий Центральной Азии, вызовы, с которыми сталкиваются государства региона, практически совпадают с теми, что возникают других постсоветских странах. Более того, отличительные черты процесса построения нации-государства, то есть нового политического периода Модерна, в постмодернистскую эпоху там проявляются наиболее четко и выражено. По заключению авторов, «казус» Центральной Азии – это не «уникальный случай», а, напротив, матрица изменений, происходящих на территории всего бывшего Советского Союза.


Центризм – это новый тип мышления [статья]
Опубликовано на портале: 11-12-2004
Г. Водолазов
Общественные науки и современность.
1993.
№ 5.
С. 5-12.
Интервью известного ученого и члена правления Народной партии Свободная Россия. Водолазов излагает свою научную и политическую позицию в период перестройки и в 1992-1993 гг., объясняет, почему он политически разошелся с вице-президентом РФ А.Руцким, размышляет о роли центризма в современной России, о важности диалога между различными политическими силами, о социальном партнерстве. Центризм трактуется как способ реализации интересов любых социальных слоев, как определенный тип мышления. Формулируются задачи центризма на ближайшие годы. Отмечаются дефекты формирующейся в стране многопартийности, основанной на объединениях узких групп, оторванных от основной массы населения.


Опубликовано на портале: 29-12-2012
Д. П. Анашкин
Полития.
2012.
№ 4.
На основе опыта Русской зарубежной церкви по выстраиванию отношений с государственной властью, социумом и собственной паствой Д.Анашкин показывает, что Церковь способна нести свое служение в современном обществе, не отказываясь от присущего ей консерватизма. Чтобы эффективно действовать в секулярном мире, Церкви вовсе не обязательно впадать в безоглядное реформирование, ибо бережное сохранение наработанных веками канонов, догматов и богослужебного чина отнюдь не равнозначно превращению в реликт ушедших эпох. По заключению автора, главное для Церкви – сохранять свою независимость, так как только тогда может быть слышен ее свободный голос.

Опубликовано на портале: 28-06-2012
Инесса Сергеевна Яжборовская
Полития.
2002.
№ 4.
С. 68-80.
Польша вместе с США и Ирландией относится к числу стран с самой высокой религиозностью населения, а по удельному весу верующих она традиционно занимает первое место в Европе. В 1994 г. католики составляли около 95% населения этой страны, приверженцы других религий – около 3%, атеисты – лишь 2%. Согласно представленному 9 января 2001 г. в Польском епископате рапорту «Церковь и религиозность поляков в 1945-1999 гг.» верующими христианами считают себя 92,9% жителей Польши, атеистами –2,3%. Даже если разница объясняется не статистической погрешностью, а отражает определенную тенденцию, масштаб и специфика этого явления заслуживают детального анализа.


Опубликовано на портале: 23-04-2004
Галина Ивановна Зверева
Общественные науки и современность.
2003.
№ 4.
С. 98-112.
В статье делается попытка выявить то общее, что объединяет цивилизационные концепции истории России разных идеологических и концептуальных направлений – содержательно непроблематизируемые риторические стратегии и познавательные матрицы. Они рассматриваются как способ «переименования» прошлого, близкий к задачам беллетристики. Автор анализирует понятийный аппарат сторонников цивилизационного подхода, выявляя в нем моменты произвольного переопределения семантики понятий, нарушения принципа историзма и профессиональных требований к историческим текстам. Отмечается тенденция «историософов» к онтологизации моделей, претензии на создание нового нормативного знания, дидактический настрой, методологическая аморфность и государственническая ориентация.

Опубликовано на портале: 27-12-2011
Кирилл Коктыш
Полития.
2009.
№ 2.
С. 39-59.
В статье предпринята попытка на основе умозрительного моделирования выделить устойчивые типы цивилизаций со своими особыми моделями интеграции обществ. Отталкиваясь от постулата, что цивилизационные жизненные смыслы должны находить отражение в сложившейся институциональной архитектуре, собственно и осуществляющей формальное закрепление и перераспределение социальных статусов, К.Коктыш фокусирует внимание на политической архитектуре, которая задается взаимодействием властных, нормативных и экономических институтов. Проведенный им анализ возможных типов политической архитектуры указывает на наличие четырех типов цивилизаций с присущими им картинами мира и жизненными смыслами, определяющими конечные цели экономического, культурного и политического производства. Эти четыре спекулятивно выделенных типа автор соотносит с реально существующими цивилизациями: католической, протестантской, православной и даосско-конфуцианской и индуистско-буддистской.


Опубликовано на портале: 04-06-2004
Игорь Григорьевич Яковенко
Общественные науки и современность.
1996.
№ 3.
С. 104-111.
Казачество характеризуется в статье как институциональная форма российского варварства.
Оно описывается как половецко-русское население Степи, объединенной в Русью на федеративных
началах еще с дотатарских времен. Проводятся параллели между рыцарством и казачеством,
анализируется роль военной демократии у казаков, их функция как транслятора архаического
кочевого менталитета, описывается процесс их перехода к цивилизации. Государство
и казачество, тем не менее, существуют в противофазе: при усилении государственности
роль казачества уменьшается, при ее ослаблении оно входит на первый план.


Цикличность в истории России [статья]
Опубликовано на портале: 24-06-2004
Ю.Н. Мельников
Общественные науки и современность.
1997.
№ 5.
С. 103-107.
В истории России XIII–ХХ вв. (рассматриваемой как история государственной власти) автором прослеживается 50-летний цикл чередования важнейших событий. Его структура состоит из более мелких, 18 и 6-летних циклов, обозначающих ускоренное разрешение противоречий, период относительной стабильности и обострение новых противоречий. Предлагаются другие, 1446, 482 и 160 лет, а также Важнейшим моментом в истории страны считается «осевое время» России – реформы Петра I. Делается прогноз на будущее, в частности предсказывается 18-летний кризис в России после 2001 г.

