Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 127

Опубликовано на портале: 08-12-2006
А.Н. Щербак Общественные науки и современность. 2007.  № 1. С. 47-56. 
В статье рассматривается зависимость между запасами природных ресурсов (прежде всего нефти и газа) и уровнем демократии. Анализируются различные точки зрения на данную проблему, имеющиеся в современной литературе. Автор предлагает математическую модель зависимости политического режима от нефти и газа, а также от минерального сырья и анализирует полученные на материалах постсоветского пространства результаты. Анализ показывает, что нефть и газ оказывают антидемократическое влияние на постсоветском пространстве, а богатство минеральным сырьем ведет к повышению уровня демократии в стране. В частности, рассматриваются такие направления, как «эффект гражданского неучастия», «репрессивный эффект» и т.д. Специально исследуется ситуация в России как при высоких, так и при низких ценах на нефть.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2006
Марджори Фаркухарсон Общественные науки и современность. 1991.  № 6. С. 152-160. 
Руководитель представительства “Amnesty International” в Москве подробно излагает позицию этой международной организации по вопросу об отмене смертной казни. Отдавая должное демократизации основ гражданского и уголовного законодательства, произошедшего в СССР на рубеже 1990-х гг. – принятию норм о свободе печати, общественных объединений и т.п., автор текста считает необходимым довершить этот процесс изъятием из арсенала наказаний “исключительной меры. По ее мнению, преступность искореняется не жестокостью, а неотвратимостью кары за содеянное, поэтому государству стоит направить приоритетные усилия в сторону повышения профессионального уровня и материального обеспечения следствия, а также совершенствования судебной и пенитенциарной систем.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-04-2004
Людмила Михайловна Алексеева Общественные науки и современность. 2002.  № 6. С. 52-58. 
Статья Л. Алексеевой ­ одна из блока статей о современном состоянии гражданского общества в России. Ее мнение ­ мнение одного из активных членов этого общества: председателя Московской хельсинкской группы, президента Международной Хельсинкской Федерации. Автор анализирует принципы взаимодействия структур гражданского общества с российской властью, в частности опыт подготовки и проведения Гражданского форума. Она подчеркивает, что единственная продуктивная форма такого взаимодействия ­ равноправный диалог, налаживание его ­ очень сложный процесс. Сотрудничество общества и власти необходимо, но авантюры чиновников по подчинению гражданского общества чреваты разрушением важных демократических структур и превращением России в страну “третьего мира”.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-03-2006
Дина Кабдуллиновна Танатова Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 145-146. 
Представлена информация по итогам IV Международного социального конгресса: «Социальные процессы и социальные отношения в современной России», проходившего в ноябре 2004 г. в Российском государственном социальном университете. В его работе участвовали исследователи и преподаватели РГСУ, обществоведы из многих вузов и исследовательских центров России и ближнего зарубежья, представители законодательной и исполнительной власти — Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, аппарата Правительства РФ, руководители ряда научных и образовательных учреждений, представители духовенства. Доклады и выступления на секциях были посвящены широкому кругу вопросов изменений в социальной сфере российского общества. Обсуждались такие темы, как сотрудничество науки, образования и бизнеса, роль социальной работы в гражданском обществе, задачи социального управления в контексте административной, пенсионной и жилищно-коммунальной реформ, охрана труда и окружающей среды, затрагивались социально-гуманитарные, психологические, медицинские, экономические и правовые вопросы развития российского общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-05-2010
Иосиф Михайлович Дзялошинский Бизнес.Общество.Власть. 2010.  № 3. С. 143-197. 
Автор этой книги поставил перед собой цель не только определить само понятие гражданских коммуникаций, но и исследовать состояние гражданских коммуникаций в России, их участие в обеспечении информационного взаимодействия между структурами гражданского общества, между гражданским обществом в целом и властью, бизнесом и населением, определить дальнейшее направление работы по повышению эффективности гражданских коммуникаций.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ирина Владимировна Костерина, Юлия Андреева Журнал исследований социальной политики. 2006.  Т. 4. № 3. С. 397-413. 
Споры о наличии гражданского общества в современной России и поиски субъектов, которые должны стать его движущей силой, вновь актуализируют «молодежный вопрос». В статье рассматривается проблема изменения статуса современной молодежи в контекстах понимания гражданской активности и стратегиях ее реализации. Представлены позиции политиков, общественных работников, правозащитников, для которых молодые - это решающая сила для создания и внедрения новой идеологии. Отдельно рассматривается позиция молодежи, не желающей быть ресурсом, предметом манипуляций, безликой электоральной массой или бесплатной помощью в решении социальных проблем. В основе статьи -данные эмпирических исследований НИЦ «Регион», касающиеся молодежной активности, правового сознания и гражданского участия молодежи, деятельности молодежных некоммерческих организаций (НКО).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-11-2006
Юрий Васильевич Ирхин Социологические исследования. 2006.  № 1. С. 73-82. 
Автор поясняет, что под "электронным правительством" (E-Government) в литературе понимеются интернет-технологии, обеспечивающие информационное взаимодействие органов власти с населением и с институтами гражданского общества. В процессе становления "электронного правительства" выделены три основные стадии-направления: "публичность", "участие" и "онлайн-транзикции". Под публичностью понимается использование новейших коммуникационных технологий для расширения доступа граждан и институтов гражданского общества к информации о деятельнсти федеральных органов государственной власти и местного самоуправления. Участие. - это включение граждан в управление государственными и общественными делами на всех уровнях власти и на протяжении всего процесса подготовки и принятия политических решений. Онлайн-транзикции обеспечивают предоставление услуг государственных и муниципальных учреждений через Интернет - оплату коммунальных платежей, заполнение налоговых деклараций, регистрацию общественных объединений и т.д. Автор отмечает, что в большинстве постиндустриальных стран Запада и Востока успешно реализована начальная стадия ("публичность"). Сообщается, что Финляндия первой в мире приняла закон об электронных услугах, включающий положения о правах и обязанностях органов государственного управления и их клиентов, о требованиях в отношении электронной идентификации личности граждан. В статье также дается общая характеристика официальных правительственных веб-порталов США, Канады, Финляндии и Великобритании. В заключение рассмотрен ход реализации принятой в 2002 г. Федеральной целевой программы "Электронная Россия". Приведены данные о серверах основных государственных служб Российской Федерации, серверах Правительства и административных округов Москвы, а также территориальных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-01-2005
Владимир Иванович Голованов Социологические исследования. 1997.  № 6. С. 120-128. 
Проведенные опросы подтверждают тот факт, что население еще не в полной мере верит в возможности самоуправления в Москве, а также подтверждают низкую активность жителей в защите своих прав при решении вопросов, возникающих, в частности, в жилищно-коммунальной сфере, при реконструкции зданий, в которых они проживают. Социологические опросы подтверждают и еще одну тенденцию: многие органы самоуправления сегодня часто концентрируют свою энергию на выбивание тех или иных решений для конкретных людей или групп людей. Это неплохо, так как органы власти не всегда могут правильно и своевременно принимать решения в конкретной ситуации, но данные действия не затрагивают большинства жителей микрорайонов. Можно ли органам самоуправления работать более полезно? Закон об органах общественного самоуправления дает такие возможности. Весь вопрос относится исключительно к активности самого населения, стремлению навести порядок на окружающей жилье территории.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-03-2004
Г.А. Орлова Общественные науки и современность. 1999.  № 6. С. 96-106. 
В статье на историческом опыте функционирования органов власти в России рассматривается бюрократическая реальность как мир административного опыта, структурированный посредством письма и предлагающий свои схемы интерпретации общественной жизни и конвенциональные модели поведения. Дается оценка влиянию таких факторов, как место канцелярского порядка в разрешении конкретных проблем, фиксирование положения автора и адресата документа в пространстве власти, стратегиям коммуникации, моделям интерпретации событий. Делается вывод о превращении управленческой деятельности в условиях господства бюрократии в особого рода лингвистическую игру, во многом независимую от реалий жизни страны и обусловленную скорее эстетическими требованиями. Показана роль взяточничества как формы связи формально-государственных и договорно-гражданских отношений, а значит и как субститута гражданского общества в условиях господства бюрократии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-02-2003
Владимир Валентинович Лапкин
В библиографический список включены литературные источники, в которых затрагиваются фундаментальные и политологические аспекты проблемы гражданского общества в его взаимосвязях с ключевыми институтами политической демократии, а также в связи с процессами его становления и самоорганизации в постсоветской России и других посткоммунистических государствах Европы. За исключением этих вполне естественных ограничений, в список включались работы, представляющие самые различные имеющиеся на сегодняшний день в науке концептуальные подходы как к определению сущности понятия гражданского общества и принципов разграничения сфер гражданского общества и государства, так и к пониманию структуры и составных элементов гражданского общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-11-2003
Владимир Викторович Согрин Общественные науки и современность. 2001.  № 1. С. 70–89. 
В статье рассматривается, как в условиях американского государства действует принцип разделения властей – “главный нерв” внутренних взаимоотношений. Дается характеристика основных черт президентской власти в послерузвельтовскую эпоху, приводится обширный материал, характеризующий взаимоотношения президента и Конгресса США (в частности, число наложенных президентом “вето” на законы и число “вето”, преодоленных Конгрессом, количество утвержденных международных договоров, структура инициатив по наиболее важным законам и т. д.). Рассматриваются традиции законодательной деятельности президента, исследуется характер взаимодействия президента и Конгресса с позиций межпартийной борьбы. Излагаются принципы, на которых строится деятельность законодательной ветви власти в США, а также судебной власти. В частности, дается двухвековая статистика законов, объявленных неконституционными Верховным судом США.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-02-2003
Владимир Игоревич Пантин

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-04-2003
Владимир Игоревич Пантин
Политическая социология Доминика Кола представляет собой курс лекций по фундаментальным проблемам политической социологии. Книга, написанная живым и доступным языком, предназначена для широкого круга читателей - студентов, преподавателей, научных работников. Автор - известный французский исследователь, специалист по проблемам гражданского общества, профессор Института политических наук - на протяжении многих лет читал курс политической социологии в университетах и колледжах Европы, в том числе в России.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 10-04-2004
Общественные науки и современность. 2002.  № 6. С. 33-51. 
Фонд “Либеральная миссия” провел ряд обсуждений с участием видных ученых, политиков и бизнесменов о современном состоянии российского гражданского общества и его взаимоотношениях с бизнесом и властью. Публикуемый материал представляет собой тематически структурированную компоновку наиболее интересных моментов этих обсуждений. Прежде всего, рассматривается вопрос, сформировалось ли в России гражданское общество, и если да, то каковы его основные черты, способно ли оно ответить на встающие перед ним вызовы времени. Анализируются непростые взаимоотношения, сложившиеся у нас в стране между властью и гражданским обществом, а также между последним и бизнесом, включая такой аспект проблемы: является или нет бизнес частью гражданского общества. Подчеркивается важность как гражданской консолидации и самоорганизации бизнеса, так и его сотрудничества с другими институтами гражданского общества. Среди участников дискуссии были А. Аузан, Г. Дилигенский, М. Дмитриев, А. Зудин, А. Кара-Мурза, Т. Морщакова, П. Мостовой, Л. Невзлин, В. Никонов, В. Преображенский, Г. Сатаров, Е. Ясин и др.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-04-2006
А. Крэстева Социологические исследования. 1996.  № 4. С. 19-29. 
Автор отмечает, что в коммунистическом дискурсе отсутствуют как понятие власти, так и понятие элиты. Власть представляется имперсонально через термины, подобные «научному управлению». Элита становится «невидимкой», то есть выпадает из теорий как элемент социальной структуры и фактор социальной динамики. Специфической характеристикой коммунистической элиты (номенклатуры) была также ее нерасчлененность на отдельные функциональные группы. Дифференциация элитных групп появляется в результате реформ 1990- гг. В статье рассматриваются особенности экономической, политической, интеллектуальной элитных групп, сформировавшихся в последние годы. Анализируются влияние элит на процессы демократизации, а также особенности взаимодействия элит с гражданским обществом.
ресурс содержит прикрепленный файл