Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

Общественные науки и современность

Опубликовано на портале: 08-12-2006
А.Н. Щербак Общественные науки и современность. 2007.  № 1. С. 47-56. 
В статье рассматривается зависимость между запасами природных ресурсов (прежде всего нефти и газа) и уровнем демократии. Анализируются различные точки зрения на данную проблему, имеющиеся в современной литературе. Автор предлагает математическую модель зависимости политического режима от нефти и газа, а также от минерального сырья и анализирует полученные на материалах постсоветского пространства результаты. Анализ показывает, что нефть и газ оказывают антидемократическое влияние на постсоветском пространстве, а богатство минеральным сырьем ведет к повышению уровня демократии в стране. В частности, рассматриваются такие направления, как «эффект гражданского неучастия», «репрессивный эффект» и т.д. Специально исследуется ситуация в России как при высоких, так и при низких ценах на нефть.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2006
Марджори Фаркухарсон Общественные науки и современность. 1991.  № 6. С. 152-160. 
Руководитель представительства “Amnesty International” в Москве подробно излагает позицию этой международной организации по вопросу об отмене смертной казни. Отдавая должное демократизации основ гражданского и уголовного законодательства, произошедшего в СССР на рубеже 1990-х гг. – принятию норм о свободе печати, общественных объединений и т.п., автор текста считает необходимым довершить этот процесс изъятием из арсенала наказаний “исключительной меры. По ее мнению, преступность искореняется не жестокостью, а неотвратимостью кары за содеянное, поэтому государству стоит направить приоритетные усилия в сторону повышения профессионального уровня и материального обеспечения следствия, а также совершенствования судебной и пенитенциарной систем.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-04-2004
Людмила Михайловна Алексеева Общественные науки и современность. 2002.  № 6. С. 52-58. 
Статья Л. Алексеевой ­ одна из блока статей о современном состоянии гражданского общества в России. Ее мнение ­ мнение одного из активных членов этого общества: председателя Московской хельсинкской группы, президента Международной Хельсинкской Федерации. Автор анализирует принципы взаимодействия структур гражданского общества с российской властью, в частности опыт подготовки и проведения Гражданского форума. Она подчеркивает, что единственная продуктивная форма такого взаимодействия ­ равноправный диалог, налаживание его ­ очень сложный процесс. Сотрудничество общества и власти необходимо, но авантюры чиновников по подчинению гражданского общества чреваты разрушением важных демократических структур и превращением России в страну “третьего мира”.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-03-2004
Г.А. Орлова Общественные науки и современность. 1999.  № 6. С. 96-106. 
В статье на историческом опыте функционирования органов власти в России рассматривается бюрократическая реальность как мир административного опыта, структурированный посредством письма и предлагающий свои схемы интерпретации общественной жизни и конвенциональные модели поведения. Дается оценка влиянию таких факторов, как место канцелярского порядка в разрешении конкретных проблем, фиксирование положения автора и адресата документа в пространстве власти, стратегиям коммуникации, моделям интерпретации событий. Делается вывод о превращении управленческой деятельности в условиях господства бюрократии в особого рода лингвистическую игру, во многом независимую от реалий жизни страны и обусловленную скорее эстетическими требованиями. Показана роль взяточничества как формы связи формально-государственных и договорно-гражданских отношений, а значит и как субститута гражданского общества в условиях господства бюрократии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-11-2003
Владимир Викторович Согрин Общественные науки и современность. 2001.  № 1. С. 70–89. 
В статье рассматривается, как в условиях американского государства действует принцип разделения властей – “главный нерв” внутренних взаимоотношений. Дается характеристика основных черт президентской власти в послерузвельтовскую эпоху, приводится обширный материал, характеризующий взаимоотношения президента и Конгресса США (в частности, число наложенных президентом “вето” на законы и число “вето”, преодоленных Конгрессом, количество утвержденных международных договоров, структура инициатив по наиболее важным законам и т. д.). Рассматриваются традиции законодательной деятельности президента, исследуется характер взаимодействия президента и Конгресса с позиций межпартийной борьбы. Излагаются принципы, на которых строится деятельность законодательной ветви власти в США, а также судебной власти. В частности, дается двухвековая статистика законов, объявленных неконституционными Верховным судом США.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-04-2004
Общественные науки и современность. 2002.  № 6. С. 33-51. 
Фонд “Либеральная миссия” провел ряд обсуждений с участием видных ученых, политиков и бизнесменов о современном состоянии российского гражданского общества и его взаимоотношениях с бизнесом и властью. Публикуемый материал представляет собой тематически структурированную компоновку наиболее интересных моментов этих обсуждений. Прежде всего, рассматривается вопрос, сформировалось ли в России гражданское общество, и если да, то каковы его основные черты, способно ли оно ответить на встающие перед ним вызовы времени. Анализируются непростые взаимоотношения, сложившиеся у нас в стране между властью и гражданским обществом, а также между последним и бизнесом, включая такой аспект проблемы: является или нет бизнес частью гражданского общества. Подчеркивается важность как гражданской консолидации и самоорганизации бизнеса, так и его сотрудничества с другими институтами гражданского общества. Среди участников дискуссии были А. Аузан, Г. Дилигенский, М. Дмитриев, А. Зудин, А. Кара-Мурза, Т. Морщакова, П. Мостовой, Л. Невзлин, В. Никонов, В. Преображенский, Г. Сатаров, Е. Ясин и др.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-02-2004
Александр Николаевич Аринин Общественные науки и современность. 2000.  № 6. С. 48-61. 
Ставя вопрос, есть ли в России гражданское общество, автор положительно отвечает на него, подчеркивая, что это не юридическое или политическое, а духовное и энергийное понятие. Рассматриваются условия становления и развития гражданского общества, проблема взаимоотношения общества и государства. Предлагаются конкретные меры по созданию правовых условий обеспечения прав человека в виде проектов законов. Это законы “Об ответственности государственных органов и должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан”, “О мерах по обеспечению соблюдения основ конституционного строя РФ субъектами РФ”, “О порядке приведения в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством нормативных правовых актов субъектов РФ”, “О механизме реализации решений Конституционного Суда РФ”.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-04-2004
В.И. Аршинов, Н.Г. Савичева Общественные науки и современность. 1999.  № 3. С. 131-138. 
В статье анализируются те аспекты проблематики гражданского общества, которые возникают в контексте ее рассмотрения с позиций синергетики. Прежде всего для такого подхода характерен отказ от жесткого противопоставления государства и гражданского общества, от противопоставления внешнего и внутреннего в жизни социума, от противопоставления управления «по вертикали» и коммуникации «по горизонтали». Свое понимание синергетического подхода к проблеме гражданского общества авторы рассматривают как естественное развитие идеи открытого общества (Бергсон и Поппер), а также принципов системного подхода (в первую очередь – концепции открытых систем). Кроме того само понятие гражданского общества в данной статье выступает как релятивное, ценностно нагруженное, то есть в принципе неопределимое без соотнесения с конкретным социокультурным и исторически контекстом, в котором оно употребляется.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-04-2004
Леонид Соломонович Мамут Общественные науки и современность. 2002.  № 5. С. 94-103. 
В статье анализируются суждения различных политологов о воздействии государства на гражданское общество. Автор считает ошибочной позицию, согласно которой институты гражданского общества призваны противостоять властным структурам при отстаивании интересов граждан. Он полагает, что общество не может существовать без всякого государственного регулирования. Оно может быть позитивным или негативным. Позитивное – когда государственное вмешательство сообразуется со спецификой отношений и институтов гражданского общества, с механизмами его саморегуляции и социальной культурой, с уровнем исторической зрелости, динамикой развития. Основное внимание уделяется политическому самосознанию граждан, от которых зависит, по какому пути будет развиваться демократия в постсоветской России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-06-2004
Общественные науки и современность. 1995.  № 2. С. 40-51. 
Выступления участников «круглого стола» - Ю. Афанасьева, Е. Бонер, Г. Бурбулиса, Ю. Буртина, Г. Водолазова, Е. Гайдара, Г. Явлинского и др. о характере сложившегося в нашей стране к середине 1990-х гг. политического строя, который с рядом оговорок был определен ими как «номенклатурная демократия» (или цензовая демократия для меньшинства). Суть этого политического режима состоит в сочетании номенклатурного принципа комплектования властной элиты с плюралистичностью ее состава, в аппаратной природе частного бизнеса и в ограниченных возможностях большинства населения в плане использования демократических процедур. Участники дискуссии пришли к выводу, что подлинная демократизация России может происходить исключительно в контексте развития гражданского общества – развития союзов, движений и ассоциаций, способных аккумулировать, представлять и отстаивать интересы большинства граждан.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-12-2007
Андрей Павлович Заостровцев Общественные науки и современность. 2008.  № 1. С. 56-68. 
В статье приводится концепция конституционной экономики, объясняющая возникновение и закрепление конституционных прав (неотчуждаемых прав личности). Автор полагает, что эта концепция помогает понять, что мешает утвердиться этим правам в России. Дается определение надконституционного общественного договора в его российском варианте как "обмена личных прав на государственные гарантии". Анализируются результаты опроса, проведенного Левада-Центром в 2006—2007 гг. по таким темам, как отношение к проблематике "государственное управление – рынок", частной и государственной собственности, подавления и толерантности, ранжирование населением прав человека. Анализируется общественный договор как "институциональная ловушка".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-04-2004
Тамара Георгиевна Морщакова Общественные науки и современность. 2003.  № 3. С. 73-81. 
Автор рассматривает коллизии, возникающие во взаимодействии Конституционного суда Российской Федерации и конституционных судов субъектов федерации. Анализируются принципы разграничения предметов ведения этих судов, пределы полномочий судов субъектов федерации, например, по проверке конституционных законов, принятых в сфере совместного ведения. Подчеркивается важность укрепления партнерских отношений между конституционными судами разных уровней, но при этом акцентируется внимание на том, что Федеральный Конституционный Суд не вправе перепоручать региональным судам те полномочия, которые закреплены именно за ним Конституцией.
Опубликовано на портале: 04-10-2004
Александр Александрович Аузан Общественные науки и современность. 2004.  № 5. С. 16-23. 
Автор отмечает, что в стране нет ни экономического, ни политического, ни социального кризиса, а есть кризис ожиданий. В своих ожиданиях оказались обмануты все – и власть, и бизнес, и население. Отсюда – необходимость заключения нового общественного договора. Анализируются проблемы тории социального контракта и их приложение к современной России. Отмечается, что ныне общество и власть созрели для его заключения. Главный вопрос – каков будет этот контракт – гоббсовский, где все диктует государство, или локковский, предполагающий диалог между сторонами. По мнению автора, события 2003 г. свидетельствуют о том, что власть приняла гоббсовский вариант. Однако в нем есть лакуны, и надо работать, чтобы по возможности расширять их.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-04-2004
В.В. Витюк, Инна Владимировна Данилевич Общественные науки и современность. 1999.  № 2. С. 34-44. 
В статье анализируется опыт кардинальной перестройки политической системы в Испании, осуществленный мирным эволюционным путем. Этому способствовало утверждение в стране атмосферы национального согласия в процессе демократизации. Авторы дают определение понятия национального согласия как политического принципа, провозглашенного общественностью, партиями или правительствами в чрезвычайных обстоятельствах и принятого большинством народа как единственно возможный выход из социально-политического тупика. В статье рассматриваются содержание и смысл этого понятия. Применительно к России авторы делают вывод о существовании в обществе зародышевой формы идеи национального согласия.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-08-2004
J. Bradly Общественные науки и современность. 1994.  № 5. С. 77-89. 
В статье дается определение гражданского общества как пространства, которое существует между индивидом и государством, и состоит из частных учреждений общественных организаций, рынка и сферы свободного выражения идей и отправления вероисповедания. Автор описывает появление общественных организаций в дореволюционной Москве и считает, что они в значительной мере содействовали формированию русского гражданского общества, помогали развитию независимой личности, отстаивая ценности, которыми обычно пренебрегали в самодержавной России. Эти ростки гражданского общества были задушены после 1917 г. и в дальнейшем заменены однопартийным государством. Автор приходит к выводу, что русский опыт поможет социологам оценить роль общественных организаций в незападной стране и пересмотреть модели гражданского общества западного образца.
ресурс содержит прикрепленный файл