Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

Социологические исследования

Опубликовано на портале: 27-03-2006
Дина Кабдуллиновна Танатова Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 145-146. 
Представлена информация по итогам IV Международного социального конгресса: «Социальные процессы и социальные отношения в современной России», проходившего в ноябре 2004 г. в Российском государственном социальном университете. В его работе участвовали исследователи и преподаватели РГСУ, обществоведы из многих вузов и исследовательских центров России и ближнего зарубежья, представители законодательной и исполнительной власти — Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, аппарата Правительства РФ, руководители ряда научных и образовательных учреждений, представители духовенства. Доклады и выступления на секциях были посвящены широкому кругу вопросов изменений в социальной сфере российского общества. Обсуждались такие темы, как сотрудничество науки, образования и бизнеса, роль социальной работы в гражданском обществе, задачи социального управления в контексте административной, пенсионной и жилищно-коммунальной реформ, охрана труда и окружающей среды, затрагивались социально-гуманитарные, психологические, медицинские, экономические и правовые вопросы развития российского общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-11-2006
Юрий Васильевич Ирхин Социологические исследования. 2006.  № 1. С. 73-82. 
Автор поясняет, что под "электронным правительством" (E-Government) в литературе понимеются интернет-технологии, обеспечивающие информационное взаимодействие органов власти с населением и с институтами гражданского общества. В процессе становления "электронного правительства" выделены три основные стадии-направления: "публичность", "участие" и "онлайн-транзикции". Под публичностью понимается использование новейших коммуникационных технологий для расширения доступа граждан и институтов гражданского общества к информации о деятельнсти федеральных органов государственной власти и местного самоуправления. Участие. - это включение граждан в управление государственными и общественными делами на всех уровнях власти и на протяжении всего процесса подготовки и принятия политических решений. Онлайн-транзикции обеспечивают предоставление услуг государственных и муниципальных учреждений через Интернет - оплату коммунальных платежей, заполнение налоговых деклараций, регистрацию общественных объединений и т.д. Автор отмечает, что в большинстве постиндустриальных стран Запада и Востока успешно реализована начальная стадия ("публичность"). Сообщается, что Финляндия первой в мире приняла закон об электронных услугах, включающий положения о правах и обязанностях органов государственного управления и их клиентов, о требованиях в отношении электронной идентификации личности граждан. В статье также дается общая характеристика официальных правительственных веб-порталов США, Канады, Финляндии и Великобритании. В заключение рассмотрен ход реализации принятой в 2002 г. Федеральной целевой программы "Электронная Россия". Приведены данные о серверах основных государственных служб Российской Федерации, серверах Правительства и административных округов Москвы, а также территориальных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-01-2005
Владимир Иванович Голованов Социологические исследования. 1997.  № 6. С. 120-128. 
Проведенные опросы подтверждают тот факт, что население еще не в полной мере верит в возможности самоуправления в Москве, а также подтверждают низкую активность жителей в защите своих прав при решении вопросов, возникающих, в частности, в жилищно-коммунальной сфере, при реконструкции зданий, в которых они проживают. Социологические опросы подтверждают и еще одну тенденцию: многие органы самоуправления сегодня часто концентрируют свою энергию на выбивание тех или иных решений для конкретных людей или групп людей. Это неплохо, так как органы власти не всегда могут правильно и своевременно принимать решения в конкретной ситуации, но данные действия не затрагивают большинства жителей микрорайонов. Можно ли органам самоуправления работать более полезно? Закон об органах общественного самоуправления дает такие возможности. Весь вопрос относится исключительно к активности самого населения, стремлению навести порядок на окружающей жилье территории.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-04-2006
А. Крэстева Социологические исследования. 1996.  № 4. С. 19-29. 
Автор отмечает, что в коммунистическом дискурсе отсутствуют как понятие власти, так и понятие элиты. Власть представляется имперсонально через термины, подобные «научному управлению». Элита становится «невидимкой», то есть выпадает из теорий как элемент социальной структуры и фактор социальной динамики. Специфической характеристикой коммунистической элиты (номенклатуры) была также ее нерасчлененность на отдельные функциональные группы. Дифференциация элитных групп появляется в результате реформ 1990- гг. В статье рассматриваются особенности экономической, политической, интеллектуальной элитных групп, сформировавшихся в последние годы. Анализируются влияние элит на процессы демократизации, а также особенности взаимодействия элит с гражданским обществом.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-05-2007
Кусейн Исаевич Исаев Социологические исследования. 2004.  № 4. С. 77-83. 
К международным ценностям глобальной демократии относятся, по мнению автора, ряд показателей, касающихся выборов властных структур, гражданских прав и свобод. В Кыргызстане права и свободы человека и гражданина конституционно закреплены на уровне лучших мировых образцов. Как они реализуются? Для выяснения этого в республике в 2002 г. проведен репрезентативный опрос 2000 респондентов. Его результаты и анализируются в данной статье.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-12-2004
Dennis Smith
Перев.: Николай Валентинович Романовский (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2004.  № 4. С. 24-32. 
В статье намечены пути (способы, алгоритмы) снятия в современном мире острых политических, религиозных и межэтнических конфликтов, а также предотвращения войн. По мере становления мирового сообщества перед человечеством рано или поздно встанет задача создания «глобального управления». Речь идет о глобальном диалоге: энергичных действиях мирового гражданского общества с опорой на политические институты глобального уровня по разрешению конфликтов внутри тех или иных стран, между отдельными нациями и государствами. Автор опирается на работу израильского ученого Авишаи Маргалит под названием «Порядочное общество» /Margalit A. The Decent Society. Cambridge, Mass. 1996/. Основная идея этой книги: общество только тогда можно назвать порядочным, когда оно не унижает никого из своих членов. Унижение может быть вызвано открытым насилием, дискриминацией, эксклюзией (исключение – ограничение прав в экономической, политической, культурной и иных сферах) по отношению к отдельным нациям, народам или социальным группам. Ссылаясь на примеры, автор анализирует механику раскручивания цепи унижений и ответной мести со стороны униженных. Это непрекращающаяся война Израиля с палестинскими экстремистами, военная акция США в Ираке, спор между Индией и Пакистаном по поводу Джаммы и Кашмира и т.д. В качестве яркого примера выхода из цикла унижений представлено окончание апартеида в ЮАР. Став президентом, Нельсон Мандела убедил своих последователей «отказаться от возмездия, достиг понимания с ключевыми лидерами белых, установил диалог с белым сообществом через программу поиска истины и примирения».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-12-2004
Владик Сумбатович Нерсесянц Социологические исследования. 2001.  № 2. С. 24-34. 
Предлагается концепция "объективно возможного и необходимого постсоциалистического строя". Автор полагает, что логика движения общества от социалистического прошлого к постсоциалистическому будущему понятна только в контексте всемирно-исторического процесса, в ходе которого происходит увеличение степени свободы человека. Всемирная история как прогресс свободы в соответствии с учением Гегеля завершается установлением строя, основанного на частной собственности и на признании формально-правового равенства всех граждан. В статье отмечается, что Карл Маркс, при всем радикальном отличии его подхода от идей Гегеля, отрицал саму возможность иного, послебуржуазного типа права. При коммунизме, согласно Марксу, право и государство отмирают, а частная собственность на средства производства упраздняется. Встает вопрос о соотнесении реального социализма и искомой концепции постсоциализма с этими двумя версиями развития всемирной истории. В зависимости от политических ориентаций выделяются три группы ответов: 1. Социализм и коммунизм – историческая ошибка, надо возвращаться к капитализму. 2. Надо вернуться к социализму, отчищенному от искажений, и двигаться к коммунизму. 3. Пришло время для нового, не социалистического и не капиталистического строя. Автор придерживается последней концепции и рассматривает социализм, представляющий собой «отрицание» капитализма, как переходную ступень на пути к цивилизму (от civis – гражданин). Такой общественный строй может быть сформирован путем правового изменения форм собственности: на смену капиталистическому антагонизму между собственниками и не собственниками придут отношения между владельцами большей и меньшей собственности при государственно-правовом обеспечении неотчуждаемого права каждого гражданина на минимум собственности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-03-2006
Н.Ю. Беляева Социологические исследования. 1995.  № 11. С. 109-114. 
В статье рассматриваются особенности российского подхода к определению понятия «гражданское общество». Во-первых – это явная тенденция к смягчению конфронтационности отношений гражданского общества и государства. Во-вторых – это стремление рассматривать политические партии как элемент структуры гражданского общества. Особенно важную роль в консолидации гражданского общества автор отводит общественным объединениям как наиболее эффективному средству организации диалога между обществом и государством. Кроме того, в статье уделяется внимание анализу существующих в стране форм общественных объединений и оценке их эффективности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-08-2005
Зинаида Тихоновна Голенкова Социологические исследования. 1997.  № 3. С. 25-36. 
Автор начинает статью с определения гражданского общества, вычленения его специфических понятий и функций. Анализируются различные подходы к понятию «гражданское общество» в разных теориях, связанных с отдельными европейскими культурными традициями. Описывается эволюция трактовок категории «гражданское общество» в отечественной науке как в советское, так и в постсоветское время. В контексте темы рассматриваются понятия человека и гражданина. В социологический анализ вводятся такие понятия, как верховенство права, автономия общества, гражданская культура и т.д. Отмечается сложность поиска меры синтеза этих компонентов в формировании полноценного гражданского общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2005
Лариса Михайловна Романенко Социологические исследования. 1994.  № 4. С. 12-16. 
Советское государство не смогло уничтожить основные элементы гражданского общества. Но, вытеснив их с легального уровня социальной жизни в «подполье», власть лишило их статуса значимой ценности, деформировав природу и характер большинства гражданских институтов. В результате при социализме главный вектор деятельности последних приобрел деструктивную направленность (разнообразные формы протеста против нормативной системы и официально установленных канонов; отрицание законов как основы решения социальных, экономических или политических вопросов). Основная проблема состоит в том, удастся ли преодолеть эту агрессивную, по сути асоциальную форму существования гражданского общества, заменив ее подлинно демократической.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-03-2006
Юлия Ивановна Визгунова Социологические исследования. 1995.  № 11. С. 114-123. 
Автор считает, что осуществленный Мексикой в 1980-х гг. переход к неолиберальной системе хозяйствования представляет особый интерес для российских исследователей. В частности, речь идет о вопросах, касающихся роли гражданского общества в обновленческих процессах, изменения взаимоотношений общества и государства в сторону все более активного включения широких слоев населения в политическую жизнь. Особенно подробно анализируется реформа избирательной системы и ее влияние на процессы демократизации в стране.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-01-2007
Виктор Константинович Левашов Социологические исследования. 2006.  № 1. С. 6-20. 
Автор отмечает, что развал Советского Союза, ставший возможным вследствие социальной неэффективности государства, побудил новую правящую элиту к проведению политики, ориентированной на либеральные и демократические принципы построения правового государства. В статье приводятся данные мониторинга "Как живешь, Россия", проводимого с 1992 г. социологами Аналитического отдела стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН. Автор (он же научный руководитель мониторинга) анализирует результаты проведенных замеров. При определении уровня социальной тревожности используются такие показатели, как оценки респондентов в отношении дороговизны жизни, повышения тарифов ЖКХ, экологической обстановки, распространения наркомании, алкоголизма и преступности, безработицы, частоты задержек с выплатой зарплат и пенсий. Замеряется отношение населения к политическим и социальным институтам российского общества, к органам государственной власти. Приводятся таблицы (динамика тревожности, отношение населения к курсу экономических реформ, отшошение к политической системе общества, уровень поддержки населением политических партий, суждения респондентов о жизни в стране и др.). Автор отмечает, что отношение населения к Администрации Президента РФ и к Правительству РФ в 2005 году немного улучшилось, но коренного перелома не произошло. По-прежнему 44% граждан считают, что в стране не обеспечивается свобода политического выбора. Треть граждан сильно обеспокоена проблемами безопасности и преступности. Общий вывод: большинство российских граждан хотели бы установления элементарного порядка в политической жизни страны, большей предсказуемости и построения демократического государства. Однако основная масса населения проявляет значительную политическую пассивность.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-04-2005
Андрей Васильевич Шипилов Социологические исследования. 2005.  № 3. С. 38-43. 
Представлены подходы западных исследователей к изучению условий формирования толерантности в межэтнических отношениях. Ю. Хабермас при обращении к данной теме исходил из того, что демократия, конституционализм и либеральная политическая культура не должны «основываться на фундаменте общих для всех граждан этнических, языковых и культурных истоков». Позиция Хабермаса, по мнению автора статьи, приводит к выводу о том, что демократия универсальна, антиэтнократична, не зависит от национального фактора. Другой немецкий исследователь - Г. Инглхарт напрямую связывает толерантность с уровнем материального благосостояния, с экономическим прогрессом, с типом культуры. Она, на его взгляд, зависит от того, ближе ли общество к «традиционной» или к «секулярно-рациональной» культуре. Обществам первого типа культуры свойственны «ценности выживания», невнимание к этническому равноправию, к равенству полов, низкий уровень межличностного доверия, нетерпимость к инакомыслящим, тогда как для обществ с культурой второго типа характерны «ценности самовыражения». Автор статьи критически оценивает последний подход, поскольку в истории народов жесткой зависимости этнонациональной толерантности/интолерантности от уровня экономического развития не отмечается. Представлена точка зрения Эгберта Яна (профессора Университета Мангейма) об исторической роли идеи народного суверенитета. Согласно его концепции, такая идея на рубеже XX в. становится предпосылкой двух типов суверенитета: при первом «суверенная нация» противопоставляется династическому государству; при втором – государству многонациональному. Приводятся также положения, представленные в исследовании М. Уолцера (США) о толерантности либерально-демократических государств в отношении к иммигрантским сообществам.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-11-2005
Ольга Алексеевна Копцева Социологические исследования. 2005.  № 2. С. 113-120. 
Автор выясняет, насколько детские и юношеские общественные организации (ДОО) в состоянии стать ячейками формирования гражданского общества. Приводятся результаты исследования, проведенного силами Молодежного Парламента в Ленинском р-не Магнитогорска при поддержке районной администрации и местного отделения Российского детского фонда. Опрошено 2184 учащихся 18 общеобразовательных школ и 1240 учащихся профессиональных училищ (ПУ) в возрасте от 13 до 18 лет. Было установлено, что большинство учащихся проявляет пассивный интерес к ДОО (об участии в них сообщили только 7,7% респондентов). Выявлена база возможного в ближайшие годы 2-кратного роста участия молодежи в таких организациях. Наиболее высокое стремление включаться в них проявили школьники 13-14 лет (учащиеся школ здесь намного активнее учащихся ПУ). Проанализированы ответы учащихся о причинах неучастия в работе общественных организаций. Общий вывод: слабая социальная активность молодежи — одно из проявлений социального отчуждения, недоверия к организованным структурам в детской среде и к государству. Принимаются во внимание макроусловия: механизмы взаимодействия поколений, неумение властных структур вовлекать молодое поколение в активную общественно-политическую жизнь, распространенность ориентаций на индивидуализм и прагматизм в системе общественных ценностей.
Опубликовано на портале: 27-07-2005
Алла Ивановна Черных Социологические исследования. 1994.  № 8-9. С. 173-181. 
Гражданское общество – совокупность взаимодействий семейных, общественных, экономических, конфессиональных, культурных и пр. структур, на функционирование которых государство не оказывает довлеющего воздействия. В статье эпоха великих реформ императора Александра II рассматривается как попытка перехода от авторитарного общества к гражданскому. Их результат, несмотря на половинчатость и верхушечный характер – значительное отделение общества от государства, начало трансформации российской действительности в направлении гражданственности, правда не получившее должного закрепления и продолжения.
ресурс содержит прикрепленный файл