Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 127

Опубликовано на портале: 18-02-2003
Andrew Arato ПОЛИС: Политические исследования. 1995.  № 6.
Анализируется роль концепции гражданского общества при описании социально-политических трансформаций в странах Восточной Европы, России, государствах Латинской Америки. По мнению автора, возрождение концепции гражданского общества, сыграло важную роль в процессах перехода к демократии в 1980-90-х гг., но тем не менее эта концепция нуждается в существенном переосмыслении. Такое переосмысление связано с необходимостью различения гражданского общества (сферы отношений между массовыми социальными группами) и политического общества (сферы отношений между политическими элитами), поскольку стабильная демократия возможна только при тесной связи между гражданским и политическим обществом. Обсуждаются следующие проблемы, связанные с развитием концепции гражданского общества: демократическая легитимность, конституционализм, механизмы демократии, соотношение политического и гражданского общества, роль средств информации и коммуникации в развитии гражданского общества, глобализация гражданского общества.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 25-05-2007
Наталия Викторовна Фреик Социологические исследования. 2006.  № 11. С. 10-18. 
Рассматривается подход известного польского социолога П. Штомпки к анализу содержания категории "доверие". Отмечается, что Штомпка определяет доверие как "ставку в отношении будущих неопределенных действий других", поскольку проблема доверия возникает в случае неопределенности и неконтролируемости будущих событий, в связанных с риском ситуациях. Показано, что его обращение к данной теме связано с рассмотрением социальных издержек от демократических реформ в странах Центральной и Восточной Европы, драматически сказавшихся на жизни многих людей, поскольку климат доверя в обществе нарушается при радикальной реорганизации политических и социальных институтов. В онтологическом плане польский социолог выделил три измерения (уровня) доверия: 1) доверие как характеристика отношений (односторонних или взаимных); 2) доверие как личностная черта, рассматриваемая преимущественно в социально-психологической перспективе; 3) культурный контекст норм, сдерживающих или поощряющих проявление доверия. На первом, т.е. реляционном уровне ставится вопрос о том, в какой мере заслуживают доверия участники отношений. На втором уровне доверие выступает как психологическое качество. На третьем уровне речь идет о "культурах доверия" как ценностно-нормативных системах. Интересен подход Петра Штомпки к изучению культуры коммунистического и посткоммунистического периода. Здесь используется термин "блоковая культура", которым обозначается культура с резкой оппозицией двух жизненных сфер - частной и общественной (официальной). В таких условиях граждане аппатичны, пасссивны и подозрительны, недоверие присуще всему социальному порядку. С середины 1990-х Штомпка фиксирует устойчивую тенденцию польского общества к "демократической консолидации и восстановлению доверия".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-10-2004
Александр Александрович Аузан Общественные науки и современность. 2004.  № 5. С. 16-23. 
Автор отмечает, что в стране нет ни экономического, ни политического, ни социального кризиса, а есть кризис ожиданий. В своих ожиданиях оказались обмануты все – и власть, и бизнес, и население. Отсюда – необходимость заключения нового общественного договора. Анализируются проблемы тории социального контракта и их приложение к современной России. Отмечается, что ныне общество и власть созрели для его заключения. Главный вопрос – каков будет этот контракт – гоббсовский, где все диктует государство, или локковский, предполагающий диалог между сторонами. По мнению автора, события 2003 г. свидетельствуют о том, что власть приняла гоббсовский вариант. Однако в нем есть лакуны, и надо работать, чтобы по возможности расширять их.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-11-2005
Лариса Игоревна Никовская Социологические исследования. 2005.  № 2. С. 149-152. 
В заглавии анализируемой книги применяется известное евангельское выражение «quo vadis?», чем подчеркивается неопределенность предстоящего выбора путей развития России и неясность ее перспектив (Галкин А.А., Красин Ю.А. РОССИЯ: QUO VADIS? М.: ИС РАН, 2003). Авторы отмечают, что России предстоит решать вопросы о том, каковы будут национальные интересы страны, какой общественный строй и какая форма власти могли бы им соответствовать, какая экономическая система обеспечит ее процветание, какое место надлежит ей занять в глобализирующемся мировом сообществе. Автор обсуждения соглашается со сделанным в ней выводом, что авторитарная власть не будет в состоянии последовательно и системно реализовать экономическую реформу, призванную обеспечить выход страны из кризиса и сколько-нибудь удовлетворительным образом решить политические проблемы. Именно поэтому «выход России из модернизационного тупика видится авторам книги на пути органического взаимодействия гражданского общества и государства как ключевой проблемы развития демократии и противодействия авторитарным тенденциям постиндустриализма».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-06-2005
Виктор Федорович Шаповалов Социологические исследования. 1996.  № 2. С. 45-54. 
Либерализм исходит из признания ограниченных возможностей законотворчества для общественного прогресса. Закон задает лишь внешние рамки богатству проявлений общественной жизни. Позитивные же факторы коренятся в жизненной энергии общества. Однако творческий потенциал выявляется и реализуется лишь при наличии гражданской свободы. Поэтому в основе гражданского строя лежит уважение к личности. Дело в том, что носителями национально-государственной идеи могут быть только граждански свободные люди. И только они способны создавать адекватный духовный фон для жизни национально-государственной идеи.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-10-2004
Ульяна Анатольевна Блюдина Социологические исследования. 2004.  № 9. С. 41-50. 
Автор исследует концепцию Л.И. Петражицкого (1867-1931) – философа, социолога, правоведа, родоначальника психологического направления в социологии права. В основе предложенных им решений лежит стремление оградить научную концепцию права от метафизических привнесений и произвольных допущений в духе классической теории естественного права. Он предлагает взять за основу правила формальной логики и опытные данные в качестве средств конструирования научных понятий. Проводя линию на сближение правовой науки с психологией, Петражицкий различает право официальное и право неофициальное, право интуитивное, как итог внутреннего, интуитивного самоопределения индивидов, и право позитивное, имеющее источником авторитет (по отношению к актам официальных властей, к неписаным общественным и групповым нормам, к религиозным установлениям и т.д.). Идеи Петражицкого получили признание не только в России и Польше (куда он переехал после 1917 г.), но и за рубежом, особенно в США. Его учениками и последователями были Ж. Гурвич, П. Сорокин, Н. Тимашев. В дальнейшем и во многом в связи с влиянием американского правового реализма в польской науке наметился переход от психологии права к социологии права. Автор прослеживает развитие социологии права в Польше, институциалиация которой падает на 60-е годы. Выполнен краткий сравнительный анализ становления школ теории права в России и Польше, показано развитие идей Петражицкого его учениками.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-09-2003
Татьяна Ивановна Аравина, Юрий Юрьевич Кузнецов Социологические исследования. 2000.  № 9. С. 59-63. 
В центре внимания авторов статьи - лоббизм как неустранимый элемент регуляции политических, социальных и экономических процессов в современных обществах. С точки зрения авторов, степень укоренненности демократических преобразований определяется мерой социального признания и юридического регламентирования лоббизма. В статье рассматривается история термина и история явления, этнопсихологические и историкокультурные различия лоббизма в отдельных странах – США, Канаде, Франции, Великобритании и др. Намечены новые подходы к изучению феномена лоббизма в России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-10-2004
Римма Павловна Шпакова Социологические исследования. 2003.  № 3. С. 109-114. 
Анализируется содержание «русских» статей Макса Вебера: «К положению буржуазной демократии в России» (февраль 1906 г.), «Переход России к псевдоконституционализму» (август 1906 г.), и его более поздние работы, не переведенные на русский язык, которые относятся к периоду первой мировой войны и Февральской революции. Это «Переход России к псевдодемократии» (апрель 1917 г.) и «Русская революция и заключение мира» (май 1917 г.). Отмечая хорошее знакомство немецкого социолога с содержанием русских периодических изданий, публиковавших статьи Ленина и Плеханова, Р.П. Шпакова видит цель осуществленного Вебером анализа не только в понимании политической ситуации в России, но и в прогнозировании дальнейших событий. Образ «увеличительного стекла» вполне уместен для характеристики цели исследования Вебером русских материалов. Вебер пишет, что он ее видит в том, чтобы «обнаружить, понять и по возможности ослабить или предотвратить кризисы и социальные взрывы в Германии». В этих статьях анализируется опыт первой русской революции, деятельность Государственной Думы, конституционный проект П. Струве, реформы Столыпина и, наконец, события первой мировой войны и Февральской революции. Действительно, в Германии в то время удалось избежать социальной катастрофы, к которой там могло привести дальнейшее развитие политических процессов после Ноябрьской революции 1918 г. Другой вопрос, который интересовал Вебера – это возможно ли в России развитие событий в направлении демократических завоеваний и построения гражданского общества. Вебер считал маловероятным движение России по этому пути, поскольку она не имела в историческом прошлом тех демократических традиций, которые были у Германии (Реформация). В России присутствовали значительные факторы, препятствовавшие либерально-демократическим преобразованиям.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-04-2008
Виктор Константинович Левашов Социологические исследования. 2007.  № 1. С. 55-61. 
Вопрос о том, состоялось ли в России гражданское общество, автор рассматривает, опираясь на данные проводимого ИСПИ РАН мониторинга «Как живешь, Россия?». Согласно полученным данным, доля политически активных граждан в стране, имеющих высокий социальный статус, владеющих значительной собственностью, считающих, что проводимые преобразования отвечают интересам большинства, составляет около 10% населения страны. Соответственно, автор приходит к выводу, что гражданское общество состоялось именно для них.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-10-2003
Александр Петрович Михайлов Социологические исследования. 2001.  № 5. С. 12-20. 
Статья носит обзорный характер и подготовлена по материалам одноименного доклада автора на 9 научной конференции "Современные проблемы вычислительной математики и математической физики". С точки зрения автора, при относительно небольшом числе допущений возможно построение весьма содержательных и поддающихся исследованию математических моделей, описывающих некоторые ключевые воздействия в системе "государственная власть - гражданское общество", а результаты моделирования допускают достаточно ясную интерпретацию в соответствующих терминах. Тем самым методология математического моделирования может послужить пониманию проблем технологии власти.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-05-2010
Анастасия Худова Бизнес.Общество.Власть. 2010.  № 3. С. 198-202. 
Памятуя о том, что парламент не место для дискуссий, а трагедия – не повод, представитель фракции «Единая Россия» В.Пехтин высказал мнение о косвенной причастности оппозиции к терактам 29 марта и обратился к оппонентам с воззванием: «После сегодняшних взрывов эти радикалы должны наконец-то понять, что у нас достаточно внешних угроз, и ни в коем случае нельзя им способствовать и разрушать страну изнутри». Реакция других политических субъектов на террористический акт в московском метрополитене и заявление единороссов показала, что в отсутствии рациональной политической конкуренции даже национальный траур становится предметом борьбы за электорат.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-05-2007
Артур Ервандович Мкртичян Социологические исследования. 2006.  № 11. С. 43-48. 
В статье констатируется, что советское общество отличалось устойчивостью и что в постсоветских обществах, в том числе в Армении, произошла утрата выполнения регулятивных функций традиционными институтами и группами. Общественная жизнь в Армении характеризуется, по оценке автора, большой степенью дезорганизации регулирования общественных процессов. Ставится вопрос о готовности государственных служащих принимать самостоятельные решения и нести моральную ответственность за их реализацию. В статье приводятся данные социологического опроса гражданских служащих Армении, представляющих министерства здравоохранения, транспорта и связи (N=149). Выявлено, что хотя респонденты отдают должное моральным ценностям, значительная их часть склонна считать, что для успеха в служебной карьере моральные характеристики не имеют особого значения. Только около 7% респондентов упоминают лояльность по отношению к государственной власти в ряду положительных доминантных характеристик поведения госслужащего. В заключение подчеркивается очевидность необходимости в формировании новой морали, адекватной постсоветскому обществу и требующей от людей наряду с пропагандой свободы индивидуального выбора также и ответственности за этот выбор.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-02-2003
Общественное Мнение Фонд ПОЛИС: Политические исследования. 1993.  № 4. С. 65-96. 
Дайджест серии бюллетеней фонда Общественное мнение "Власть, оппозиция и российское общество" за период осень 1992 - весна 1993 гг. В виде 52 таблиц и диаграмм представляется свод важнейших данных, обобщающих результаты двух всероссийских социологических опросов, проведенных в октябре 1992 г. и марте-апреле 1993 г. Таблицы снабжены развернутыми комментариями. Данные, иллюстрирующие изменения экономических и политических ориентаций основных социально-профессиональных групп российского общества, организованы так, что дают возможность наблюдать динамику и дифференциацию приоритетов россиян.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 03-04-2004
В.В. Витюк, Инна Владимировна Данилевич Общественные науки и современность. 1999.  № 2. С. 34-44. 
В статье анализируется опыт кардинальной перестройки политической системы в Испании, осуществленный мирным эволюционным путем. Этому способствовало утверждение в стране атмосферы национального согласия в процессе демократизации. Авторы дают определение понятия национального согласия как политического принципа, провозглашенного общественностью, партиями или правительствами в чрезвычайных обстоятельствах и принятого большинством народа как единственно возможный выход из социально-политического тупика. В статье рассматриваются содержание и смысл этого понятия. Применительно к России авторы делают вывод о существовании в обществе зародышевой формы идеи национального согласия.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Марина Юриковна Арутюнян, Ольга Михайловна Здравомыслова, Ш Курильски-Ожвен Мир России. 1997.  Т. 6. № 3. С. 75-114. 
С начала крупных социальных и политических изменений, которые переживает Россия, построение правового государства является главной задачей, хотя велико число тех, кто высказывает сомнение в возможности достижения этой цели. Тем не менее очевидно, что в быстро меняющейся политической атмосфере России создаются новые правовые институты и акты для оформления новой структуры социальной жизни. В то же время один элемент остается не до конца ясным: какое значение будут придавать люди, привыкшие к другому типу общества, праву и верховенству Закона, которые провозглашаются как основной принцип?
ресурс содержит прикрепленный файл