Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 127

Опубликовано на портале: 07-05-2006
Валентина Викторовна Лапаева Социологические исследования. 1997.  № 9. С. 16-28. 
В первой части статьи автор рассматривает возможности становления общественного мнения в России как социального института. Автор считает, что общественное мнение можно считать социальным институтом только тогда, когда граждане имеют возможность публично высказываться по проблемам общественной жизни и влиять своим голосом на решение этих проблем, т.е. в этом случае общественное мнение представляет собой своего рода «механизм реагирования на социально значимые проблемы». Автор кратко прослеживает историю формирования понятия гражданского общества и отмечает, что в России независимое общественное мнение уже сформировалось (хотя и за очень короткий срок), однако остается неясным, сформировалось ли общественное мнение как институт гражданского общества. Автор дает отрицательный ответ на этот вопрос, т.к. считает, что современное общественное мнение не способно быть локомотивом общественных перемен, потому что оно оказалось расколотым на приверженцев полярных взглядов относительно общественного устройства. Раскол, в свою очередь, позволил власти практически не считаться с общественным мнением. Вторая часть статьи посвящена значению общественного мнения для законотворческого процесса. Рассматриваются две крайние позиции по этому вопросу: 1) решения должны принимать компетентные люди во власти, а общественное мнение является только ограничивающим фактором при принятии решений; 2) законодательная деятельность должна соответствовать общественному мнению. Обе этих точки зрения автор отвергает, причем особое внимание уделяет критике второй позиции, т.к. первая применялась на практике в СССР и в особой критике не нуждается. Главные аргументы против сведения законодательства к общественному мнению таковы: 1) общественное мнение не тождественно общей воле, 2) двойственность человека как гражданина государства и как члена гражданского общества. В итоге автор делает вывод, что общественное мнение должно играть роль исходного материала, на основании которого законодатель создает качественно отличный от общественного мнения продукт. Заключительная часть статьи посвящена вопросам взаимоотношения социологов и законодателей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-08-2004
J. Bradly Общественные науки и современность. 1994.  № 5. С. 77-89. 
В статье дается определение гражданского общества как пространства, которое существует между индивидом и государством, и состоит из частных учреждений общественных организаций, рынка и сферы свободного выражения идей и отправления вероисповедания. Автор описывает появление общественных организаций в дореволюционной Москве и считает, что они в значительной мере содействовали формированию русского гражданского общества, помогали развитию независимой личности, отстаивая ценности, которыми обычно пренебрегали в самодержавной России. Эти ростки гражданского общества были задушены после 1917 г. и в дальнейшем заменены однопартийным государством. Автор приходит к выводу, что русский опыт поможет социологам оценить роль общественных организаций в незападной стране и пересмотреть модели гражданского общества западного образца.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-05-2006
Ольга Владимировна Пшеницына Социологические исследования. 2000.  № 6. С. 135-137. 
Статья написана по результатам исследования, в ходе которого в начале 1999 г. был проведен опрос руководителей благотворительных фондов и организаций, созданных для достижения социально значимых целей, защиты прав и интересов социальных групп, отдельных граждан и т.д. Было опрошено более 50 человек. В статье затрагиваются следующие вопросы: 1) мнение руководителей общественных организаций о том, какие общезначимые цели должна преследовать любая общественная организация, 2) конкретные задачи, стоящие перед общественными организациями, 3) социальные группы, попадающие в поле зрения общественных организаций, 4) отношения общественных организаций между собой, 5) наиболее острые проблемы, стоящие перед общественными организациями.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-05-2010
Светлана Каимовна Шайхитдинова Бизнес.Общество.Власть. 2010.  № 3. С. 139-142. 
Доктор философских наук С.К. Шайхитдинова рассказывает о книге, которая предлагает исследователям и практикам концептуальный и методический аппарат анализа и использования гражданских коммуникаций.
ресурс содержит прикрепленный файл
ООН в XXI веке [статья]
Опубликовано на портале: 25-10-2006
Алексей Николаевич Борисов Внешнеэкономические связи. 2005.  Т. 18. № 6. С. 16-17. 
Безопасность, развитие, права человека – три основных вопроса, которые обсуждали мировые лидеры на саммите в Нью-Йорке, приуроченном к 60-летию образования ООН. Этой теме посвящено интервью Алексея Николаевича Борисова, заместителя председателя Российской ассоциации содействия ООН, заместителя председателя Российского комитета по празднованию 60-летия ООН, заведующего кафедрой ЮНЕСКО МГИМО (У) МИД России, журналу «Внешнеэкономические связи».
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-12-2003
В.В. Бойцова Общественные науки и современность. 2000.  № 1. С. 46-50. 
В рамках дискуссии, открытой на страницах журнала “ОНС”, автор рассматривает возможность применения наказания в виде смертной казни. В статье перечисляются страны, отказавшиеся от этого вида наказания, а также государства, оставившие в своем уголовно-пенитенциарном законодательстве эту меру. Автор обращает внимание на Протокол № 6 — дополнение к Европейской конвенции по защите прав и основных свобод человека, который предусматривает отмену смертной казни в мирное время. В Совете Европы обсуждается вопрос о принятии нового протокола к Европейской конвенции о правах человека, по которому предусматривалась бы отмена смертной казни в военное время. В России в Уголовном кодексе 1997 г. смертная казнь предусмотрена за совершение пяти видов преступлений. В статье подчеркивается, что с августа 1996 г. смертные приговоры в России в исполнение не приводятся.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-04-2005
Владимир Николаевич Шевченко Социологические исследования. 1994.  № 2. С. 63-67. 
Автор статьи рассуждает об истории и перспективах марксизма-ленинизма как философского учения. Сравнивая взгляд современных зарубежных и отечественных ученых, он отмечает различия данных подходов. Шевченко В.И. отказывает марксизму в праве на непреложность и универсальность его догматов. Он также усматривает угрозу для российской науки в синтезе достижений американского либерализма и отказа от национальных достижений философской науки в том числе советского периода. Автор видит выход в новом, на его взгляде, «положительном» варианте синтеза материального Запада и духовного Востока. Им явится, вне всякого сомнения, евразийство, т.е. понимание России как особой страны — Евразии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-01-2005
Agnes S. Ku
Перев.: Николай Валентинович Романовский (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2003.  № 12. С. 11-20. 
Гражданство и гражданское общество возникли вместе с национальным государством. Несмотря на глубокие связи гражданства с гражданским обществом, ученые обсуждают эти понятия скорее в отношении к государству, нежели друг к другу. Гражданское общество сдвигают в частную сферу с корнями в капиталистической экономике, а гражданство определяют как набор универсальных прав, связанных с гражданством в национальном государстве. Гражданство таким образом рассматривается как производное от собственности и как юридический статус в государстве. В этом случае: 1. Гражданство становится категорией статуса без действия, а гражданское общество - областью действия без практики гражданства; 2. Гражданство понимается как статус человека, определяемый государством, а гражданское общество обозначает социальную сферу вне государства. Определения гражданства и гражданского общества по-разному соотнесены с государством - первое в терминах его, второе в оппозиции к нему. Возникает концептуальный парадокс: гражданское общество без гражданства. Статья обсуждает формы этого парадокса в либерализме и марксизме, предлагая альтернативную теорию.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-08-2004
Е. А. Князев Директор школы. 1994.  № 2. С. 32-41. 
Возвращаются некогда ушедшие в делекое прошлое слова "гувернер", "гувернантка". В первые годы советской власти у новой знати были свои "бонны", а на ее исходе распространились в огромном количестве так называемые репетиторы. Считалось, что без их помощи нельзя было поступить в университет или в престижный институт. Профессия репетитора была массовой. Телефоны лучших преподавателей передавали от абитуриента к абитуриенту, из семьи в семью. Сдавшие выпускные в школе и вступительные экзамены первокурсники вспоминали своих домашних учителей чаще, чем школьных. Почему так? Репетиторам и платили вполне солидные деньги, и. школьники знали, что "учиться даром - это даром учиться". Подкупало иное - неказенность обстановки, приближение преподавателя к учащемуся, отсутствие классно-урочной рассадки "в затылок", спокойный тон занятий, без крика и унижений и, самое главное -личностный характер обучения (его почему-то называют "индивидуальным").
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 24-04-2004
А.В. Малыш, Н.И. Матузов Общественные науки и современность. 1997.  № 1. С. 63-71. 
В статье дается определение правового режима как органической части государственного и политического режимов. Перечисляются основные признаки правовых режимов. Авторы считают, что правовой режим – это проявление нормативности права, но на более высоком уровне: он обеспечивает устойчивое нормативное регулирование общественных отношений, что особенно важно в период экономических, политических и культурных преобразований, осуществляемых сегодня в России. Большое внимание авторы уделяют легитимности политико-правового режима.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-04-2004
Владимир Васильевич Петухов Общественные науки и современность. 2002.  № 6. С. 59-65. 
Автор ­ социолог, пытающийся на основе проводимых им исследований ответить на вопрос: а готово ли само население нашей страны к активной самоорганизации в структуры гражданского общества. Он видит проблему в соприкосновении демократических ценностей с окружающей реальностью, разрыве в отношении к демократии и гражданскому обществу как социальной идее и как инструментальной ценности. Исследования ИКСИ РАН приводят к выводу, что в России формально сложившиеся социальная институциональная инфраструктура и механизмы не выступают в качестве “агентов” демократического участия. И в этом плане у нас проявляются те же тенденции, что и на Западе, где все чаще высказывается обеспокоенность тем, что гражданское общество постепенно уступает место обществу “массовому”. Анализ позволяет также сделать вывод, что пессимистические прогнозы по поводу перспектив развития демократии и гражданского общества в России не имеют под собой серьезных оснований.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-05-2010
Владимир Иванович Гуваков, Алексей Васильевич Панов Бизнес.Общество.Власть. 2010.  № 3. С. 28-39. 
Статья представляет собой попытку разобраться в том, в каких отношениях находятся власть и бизнес в пространстве субполитики, на уровне индивидуального стиля жизни человека. Эти плоскости становится крайне важным предметом исследования для понимания характеристик власти и бизнеса.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-03-2005
А. Козулин Общественные науки и современность. 1991.  № 6. С. 31-42. 
Категория права человека прошла в историческом развитии две фазы. На ранней (XVIII–XIX вв.) произошло закрепление данной группы прав и свобод и в конституциях государств, избравших путь демократии. В результате чего была достигнута свобода и автономия личности по отношению к политической власти. На “взрослой” (ХХ в.) в дополнение к этому была законодательно закреплена забота общества о человеке и государства о гражданине. Тем самым через права человека утверждается его верховная ценность. Данная парадигма, гарантируя людей от пагубных крайностей индивидуализма и коллективизма, гармонизирует отношения в триаде “общество – государство – индивидуум”. Без утверждения ее в качестве базовой ценности нашего общества невозможно найти путь к гуманному и демократическому государственному устройству.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-04-2004
Исаак Моисеевич Модель, Бэлла Савельевна Модель Общественные науки и современность. 2003.  № 3. С. 45-52. 
Авторами статьи по результатам собственных социологических исследований (поведены в Екатеринбурге и Свердловской области) выявлен сравнительно невысокий уровень правовой культуры руководителей некоммерческих общественных объединений. Показывается, как непросто и противоречиво происходит в их среде правовая акультурация. Данное обстоятельство оценивается как тревожное, поскольку речь идет об одной из наиболее активных групп населения страны, которая являет социальный тип россиянина, участвующего общественных делах не по обязанности, а по призванию. Делается заключение, что без изменения нигилистического отношения к праву, невозможного вне решения задачи юридического просвещения всех слоев и социальных групп россиян, трудно рассчитывать на создание в нашей стране гражданского общества и на его основе – правового государства.
Опубликовано на портале: 28-02-2007
Юлия Альбертовна Зубок, Владимир Ильич Чупров Социологические исследования. 2006.  № 6. С. 37-46. 
Авторы рассматривают круг вопросов, касающихся формирования у подростков (молодых людей в возрасте от 12 до 18 лет) правосознания и правовой культуры. Выявляются противоречия, возникающие, с одной стороны, из-за несовершенства правовой системы в плане обеспечения реализации прав подростков, а с другой - из-за низкого уровня правосознания многих из них. Представлены результаты сравнительного исследования особенностей правовой культуры подростков в России и в Республике Беларусь, которое осуществлялось Отделом социологии молодежи ИСПИ РАН по заказу Московского Бюро ЮНЕСКО с 2003 по 2005 год в России и в Республике Беларусь. Были проведены опросы учащейся молодежи (Москва, Воронеж; N=801); (Минск, Гомель; N=802) дополненные опросами экспертов (юристов, преподавателей ВУЗов и техникумов, учителей, работников правоохранительных органов). Согласно полученным результатам, российские подростки лучше их белорусских сверстников знакомы с правом на информацию и на свободу убеждений. Авторы отмечают, что белорусские подростки, проявляя лояльность к системе, в меньшей мере, чем их российские сверстники связывают причины нарушения собственных прав с недостатками в работе правоохранительных органов. Они в большей мере ихс вязывают с неумением постоять за себя, а также с недостаточно эффективной деятельностью общественных организаций.
ресурс содержит прикрепленный файл