Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 157

Опубликовано на портале: 15-03-2004
Владимир Яковлевич Гельман Общественные науки и современность. 1999.  № 6. С. 46-64. 
Основой современных демократий автор считает институт выборов, а теоретики демократизации называют “учредительные выборы” центральным этапом перехода к демократии. Применительно к постсоветской России в качестве “учредительных” автор рассматривает парламентские выборы 1993 и 1995 гг. и президентские выборы 1996 г. В статье показан весьма противоречивый характер этих выборов, что объясняется характеристикой самого процесса трансформации — перехода России от коммунистического однопартийного режима к гибридному, сочетающему черты либеральных демократий и ряда недемократических режимов. В ходе обзора современной электоральной истории России автор делает вывод о том, что “учредительные выборы” в стране — это первые успешные шаги по пути к электоральной демократии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-08-2003
A.J. Schiffer Political Behavior. 2000.  Vol. 22. No. 4. P. 293-310. 
Анализируются причины устойчивой идентификации части электората США в качестве консервативных демократов. Отмечено, что идеологическая поляризация, если бы она имела место, должна была привести к тому, что консервативные демократы стали бы поддерживать другую (не Демократическую, а Республиканскую) партию; между тем доля избирателей, относящих себя к консервативным демократам, является в США устойчивой на протяжении последних 20 лет. Основываясь на концепциях политической социологии и политической психологии, автор пришел к выводу о том, что одним из важных факторов наблюдаемой идентификации является широко распространенное негативное отношение к слову “либерал”. Избиратели, относящие себя к консервативным демократам, позитивно воспринимают ярлык “консерватора” и негативно - ярлык “либерала”.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 22-08-2003
Елена Юрьевна Мелешкина ПОЛИС: Политические исследования. 2002.  № 5.
В статье анализируется опыт использования модели “воронки причинности” при исследовании электорального поведения. Детально разобрав “классический” вариант “воронки причинности”, предложенный в 1960 г. Э. Кэмпбеллом и его коллегами в монографии “Американский избиратель”, а также ее версию, разработанную Э. Оппенхойсом, автор конструирует собственную модель, адаптированную к российским условиям. Эта модель, по признанию автора, носит сугубо схематический характер, и для ее плодотворного применения при анализе поведения российских избирателей необходимы адекватная операционализация представленных в ней факторов и получение релевантных эмпирических данных.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 26-12-2005
Александр Васильевич Новокрещенов Социологические исследования. 2002.  № 8. С. 29-34. 
Автор статьи задается вопросом, действительно ли при наличии нужного количества ресурсов можно любого человека избрать на любой пост? Действительно ли электоратом можно управлять как угодно без всяких ограничений? Автор представляет результаты своего исследования, целью которого было определить, обладает ли местное сообщество каким-либо механизмом самозащиты от навязывания нужных власти кандидатов в ходе выборов. В основе исследования - опрос 700 человек в Новосибирске, проведенный в ноябре 2001 г. Оценивалось влияние биосоциальных факторов (пол, возраст, образование, социальный статус, продолжительность проживания в городе) на характер реакции электората на внешнее воздействие в ходе выборов. После анализа влияния каждого из указанных факторов делается вывод, что все они оказывают влияние на политические пристрастия избирателей и на их электоральную активность. Эти объективные факторы, а также еще добавленный автором фактор под названием «ментальность», ограничивают возможность манипуляции избирателями и являются частью защитного механизма общества от внешних воздействий. Этот механизм поддержания устойчивости автор не берется описать (в чем честно признается) и уподобляет его знаменитой «невидимой руке» Адама Смита, а также коллективному бессознательному.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-02-2007
Евгений Григорьевич Андрющенко Социологические исследования. 2000.  № 5. С. 16-18. 
В статье рефлексируется десятилетний опыт выборов в России и участие/неучастие в этом процессе в качестве экспертов социологов. Автор отмечает, что наиболее грамотно с прогнозами результатов выборов выступают специалисты по проблемам изучения общественного мнения. Однако круг тех, кто постоянно оказывался в поле внимания СМИ, особенно телевидения, был ограничен руководителями двух центров: Ю. Левадой (ВЦИОМ) и А. Ослоном (Фонд "Общественное мнение"). Оба центра при этом оказались в финансовой зависимости от участников предвыборной гонки со стороны "партии власти".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-08-2003
Mark Stewart, H.D. Clarke American Journal of Political Science. 2003.  Vol. 42. No. 1. P. 97-116. 
Рассматривается проблема идентификации избирателей с политическими партиями в Канаде в период 1974-1993 гг. Исследованы связи между партийной идентификацией избирателей на двух уровнях федеральной системы - общенациональном и провинциальном. Проанализированы возможные причины наблюдаемой в Канаде нестабильности партийной идентификации и ее расхождения на различных уровнях. Предложена модель, описывающая партийную идентификацию в условиях децентрализованной федеральной политической системы. Обсуждается влияние конфигурации политических институтов на партийную идентификацию и политическое поведение граждан.
Опубликовано на портале: 27-11-2006
Владимир Борисович Звоновский Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000.  № 1 (45). С. 35-37. 
Во время проведения выборной кампании по избранию российского парламента 1999 г. местные власти, а через них и федеральные стали максимально широко использовать возможности смешанной системы избрания депутатов Государственной Думы, чего до сих пор старались избегать. В этой связи проблема влияния всей совокупности административных рычагов на мнение и поведение избирателей, получившей в прессе название административного ресурса, оказалась основной в большинстве аналитических материалов и отчетов наблюдателей, посвященных прошедшим парламентским выборам. Под административным ресурсом в данной статье понимается совокупность возможностей влиять на мнение и поведение избирателей, которые имеются в распоряжении руководителей предприятий, территориальных образований (районов, городов). Использование властных рычагов является одним из важнейших инструментов ведения предвыборной борьбы и агитации. Однако их не следует сводить, как это часто делается, к прямому воздействию на избирателя, принуждению его к какой-то форме поведения на выборах или к манипуляциям с избирательными бюллетенями в ходе подсчета голосов. Не следует также и переоценивать возможность такого влияния на избирателей. Как будет показано ниже, оно носит ограниченный характер.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-08-2003
Юрий Александрович Левада Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1998.  № 4. С. 7-12. 
С целью выработки подходов к решению одной из ключевых задач эмпирической социологии – оценки адекватности данных, получаемых в опросах общественного мнения, - автор выделяет в ответах респондентов два уровня: уровень «активных» суждений, непосредственно связанных с определенными действиями, и уровень обобщенных, символических, а также «интровертных» суждений, которые скорее являются оценочными или характеризующими эмоциональное состояние субъектов. В этой связи рассматривается и широко иллюстрируется на конкретных примерах всякий раз возникающая в процессе интерпретации результатов исследования методологическая проблема формирования механизмов взаимосвязей и переходов между этими уровнями. По мнению автора, методологически грамотные исследования общественного мнения должны быть ориентированы на изучение разных уровней массовых настроений и установок, и в первую очередь на исследование проблемы перехода от намерения к действию (например, от политической симпатии к политической поддержке, или от «протестных» настроений к реальному участию в акциях протеста).
Опубликовано на портале: 22-08-2003
Владимир Валентинович Лапкин
  В библиографический список включены литературные источники, в которых авторы осмысляют феномен общественного мнения, анализируют различные аспекты теории общественного мнения и разрабатывают теоретические представления о нем. Вместе с тем значительное место отведено исследованиям, базирующимся на анализе эмпирических результатов опросов общественного мнения (проводимых как в странах Запада, так и в России), а также работам методологического и обобщающего характера.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 22-08-2003
Екатерина Валериевна Лобза
Библиографический список по теме "Избирательные кампании, избирательные технологии, электоральное поведение" включает справочники, словари, монографии, статьи и авторефераты диссертаций, вышедшие на русском языке в 1996-2003 гг. В список включены работы по общим вопросам избирательных кампаний, проблемам формирования имиджа кандидатов, правовым и экономическим аспектам избирательных кампаний, электоральному поведению граждан и т.д.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-09-2012
Юрий Григорьевич Коргунюк Полития. 2003.  № 3. С. 210-236. 
В традиционном для журнала «Полития» разделе Ю.Г.Коргунюк рассматривает рас­становку политических сил в России в канун парламентских выборов, приводит хронику основных событий в жизни российских политических партий России осенью 2003 г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-04-2003
Владимир Игоревич Пантин
Политическая социология Доминика Кола представляет собой курс лекций по фундаментальным проблемам политической социологии. Книга, написанная живым и доступным языком, предназначена для широкого круга читателей - студентов, преподавателей, научных работников. Автор - известный французский исследователь, специалист по проблемам гражданского общества, профессор Института политических наук - на протяжении многих лет читал курс политической социологии в университетах и колледжах Европы, в том числе в России.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 19-07-2013
Светлана Рифовна Усманова Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2007.  № 4(84). С. 30-39. 
Избирательная думская кампания 2007 не может похвастаться повышенным интересом россиян. В той или иной степени следили за ходом избирательной кампании 42% россиян. Из них с повышенным интересом это делали не больше 7%, тогда как 35% — "время от времени". Избирательная кампания 2003 г. пользовалась гораздо большим вниманием — тогда за ней следили 58% наших сограждан.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-07-2013
Леонтий Георгиевич Бызов Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2004.  № 1(69). С. 24-33. 
Прошедшие выборы в Государственную думу оказались одновременно и рядовым, предсказуемым событием, и важнейшим рубежом, ознаменовавшим переход общества в новое состояние. Действительно, они замышлялись во многом как чисто манипулятивные, призванные решить конкретные технологические задачи по укреплению "путинской" вертикали. В ходе предвыборной кампании усилия Администрации Президента, других властных институтов были направлены в первую очередь на то, чтобы обеспечить отрыв "Единой России". Очевидно, в Кремле изначально планировали утопить всю "мелочевку", плодя многочисленные партии и союзы приблизительно одной ориентации, обреченные на провал, с тем, чтобы на поверхности остались только "Единая Россия" и КПРФ, а затем изо всех стволов ударить по КПРФ, обеспечив себе конституционное большинство в 301 голос, которое решит проблемы "третьего срока". Именно эту цель удалось достичь.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-01-2005
Владимир Олегович Рукавишников, Татьяна Павловна Рукавишникова, Александр Дмитриевич Золотых, Юрий Юрьевич Шестаков Социологические исследования. 1997.  № 6. С. 89-98. 
О необходимости преодолеть общественный раскол, отчетливо выявившийся на выборах президента и парламента, сейчас много говорят и пишут. Давайте внесем ясность: призывы президентской команды к единству нации отнюдь не ведут к автоматическому расширению лагеря сторонников нынешнего президента и правительства и проводимого ими курса. Намек правящей клики на возможность учета позиции оппозиционной части Думы не может быть воспринят как искреннее желание совместно управлять страной, ибо он маскирует коренные разногласия относительно программы дальнейшего развития страны. Большинство, в поддержке которого так нуждается власть, может возникнуть лишь в том случае, если при принятии важных государственных решений будет в полной мере учитываться не только мнение думских фракций, но и общественное мнение. На это обстоятельство, на необходимость отказа от практики игнорирования мнения общественности, указывало значительное число участников нашего опроса.
ресурс содержит прикрепленный файл