Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены

Опубликовано на портале: 27-11-2006
Владимир Борисович Звоновский Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000.  № 1 (45). С. 35-37. 
Во время проведения выборной кампании по избранию российского парламента 1999 г. местные власти, а через них и федеральные стали максимально широко использовать возможности смешанной системы избрания депутатов Государственной Думы, чего до сих пор старались избегать. В этой связи проблема влияния всей совокупности административных рычагов на мнение и поведение избирателей, получившей в прессе название административного ресурса, оказалась основной в большинстве аналитических материалов и отчетов наблюдателей, посвященных прошедшим парламентским выборам. Под административным ресурсом в данной статье понимается совокупность возможностей влиять на мнение и поведение избирателей, которые имеются в распоряжении руководителей предприятий, территориальных образований (районов, городов). Использование властных рычагов является одним из важнейших инструментов ведения предвыборной борьбы и агитации. Однако их не следует сводить, как это часто делается, к прямому воздействию на избирателя, принуждению его к какой-то форме поведения на выборах или к манипуляциям с избирательными бюллетенями в ходе подсчета голосов. Не следует также и переоценивать возможность такого влияния на избирателей. Как будет показано ниже, оно носит ограниченный характер.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-08-2003
Юрий Александрович Левада Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1998.  № 4. С. 7-12. 
С целью выработки подходов к решению одной из ключевых задач эмпирической социологии – оценки адекватности данных, получаемых в опросах общественного мнения, - автор выделяет в ответах респондентов два уровня: уровень «активных» суждений, непосредственно связанных с определенными действиями, и уровень обобщенных, символических, а также «интровертных» суждений, которые скорее являются оценочными или характеризующими эмоциональное состояние субъектов. В этой связи рассматривается и широко иллюстрируется на конкретных примерах всякий раз возникающая в процессе интерпретации результатов исследования методологическая проблема формирования механизмов взаимосвязей и переходов между этими уровнями. По мнению автора, методологически грамотные исследования общественного мнения должны быть ориентированы на изучение разных уровней массовых настроений и установок, и в первую очередь на исследование проблемы перехода от намерения к действию (например, от политической симпатии к политической поддержке, или от «протестных» настроений к реальному участию в акциях протеста).
Опубликовано на портале: 19-07-2013
Светлана Рифовна Усманова Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2007.  № 4(84). С. 30-39. 
Избирательная думская кампания 2007 не может похвастаться повышенным интересом россиян. В той или иной степени следили за ходом избирательной кампании 42% россиян. Из них с повышенным интересом это делали не больше 7%, тогда как 35% — "время от времени". Избирательная кампания 2003 г. пользовалась гораздо большим вниманием — тогда за ней следили 58% наших сограждан.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-07-2013
Леонтий Георгиевич Бызов Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2004.  № 1(69). С. 24-33. 
Прошедшие выборы в Государственную думу оказались одновременно и рядовым, предсказуемым событием, и важнейшим рубежом, ознаменовавшим переход общества в новое состояние. Действительно, они замышлялись во многом как чисто манипулятивные, призванные решить конкретные технологические задачи по укреплению "путинской" вертикали. В ходе предвыборной кампании усилия Администрации Президента, других властных институтов были направлены в первую очередь на то, чтобы обеспечить отрыв "Единой России". Очевидно, в Кремле изначально планировали утопить всю "мелочевку", плодя многочисленные партии и союзы приблизительно одной ориентации, обреченные на провал, с тем, чтобы на поверхности остались только "Единая Россия" и КПРФ, а затем изо всех стволов ударить по КПРФ, обеспечив себе конституционное большинство в 301 голос, которое решит проблемы "третьего срока". Именно эту цель удалось достичь.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-07-2013
Леонтий Георгиевич Бызов Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2007.  № 4(84). С. 4-12. 
Как бы драматично не развивались события вокруг выборов новой Государственной думы, она оставалась в тени самого главного события нынешней зимы — выборов Президента РФ.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-11-2006
Владимир Борисович Звоновский Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000.  № 2 (46). С. 51-52. 
В ходе последней предвыборной кампании в очередной раз поднимался вопрос о точности социологических прогнозов, основанных на опросах избирателей. Принимая всю ответственность за возможные ошибки такого прогнозирования на себя, отечественные полстеры старательно обходят вопрос об обоснованности самого критерия достоверности официальных результатов выборов. Будучи совершенно оправданным с этической точки зрения, уход от этой проблемы не кажется вполне адекватным реальной ситуации, которая сформировалась на сегодняшний день в политической сфере жизни нашего общества. Попытки исследований возможных нарушений, или, выразимся точнее, корректировок волеизъявления граждан, во время или после голосования делались как отечественными исследователями, так и зарубежными. Наибольшую известность приобрела работа С.Собянина и В.Суховольского "Демократия, ограниченная фальсификациями", вышедшая в 1995 г. В ней авторы применяют одну из статистических теорий к распределению голосов по официальным данным во многих регионах России и приходят к выводу о несоответствии этих данных теории.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-08-2003
Валерия Викторовна Делинская Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001.  № 2 (52). С. 16-23. 
На основе данных массовых опросов, проведенных ВЦИОМ с осени 1999 г. по март 2001 г., а также результатов исследования общественных настроений методом фокус-групп, осуществленных в 1999-2001 гг. Фондом "Центр политических технологий", проанализированы составляющие имиджа В. В. Путина и динамика их изменений в соответствующий период. Обсуждаются проблемы устойчивости рейтинга В. В. Путина в связи со стоящей перед верховной российской властью необходимостью принимать и осуществлять непопулярные политические решения, в первую очередь, - в области трудового законодательства и жилищно-коммунальной реформы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-07-2013
Леонтий Георгиевич Бызов Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2007.  № 1(81). С. 16-26. 
В ближайшие полтора года россиянам предстоит избирать нового Президента России, новый состав Государственной думы, а также в некоторых регионах — Законодательные собрания, выборы в которые происходят два раза каждый год — в марте и октябре. Если в предыдущих избирательных циклах интрига во многом определялась не только возможным результатом тех или иных партий и кандидатов, но и возможным уровнем явки избирателей, то последние нововведения в избирательное законодательство, устраняющие порог необходимой явки, делают выборы еще более предсказуемыми.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-12-2006
Наталья Андреевна Зоркая Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999.  № 4 (42). С. 13-20. 
В современной отечественной ситуации участие в выборах - при общей неразвитости партийной системы, отсутствии механизмов ее формирования, "зачаточной" форме развития демократических и гражданских институтов - единственная реальная и активная форма политического участия населения в происходящих в стране событиях. Вместе с тем преимущественно мобилизационный характер электорального поведения россиян оборачивается тем, что в периоды между выборами наступает все более сильный спад политического интереса, размывание политических позиций, так или иначе проявленных на выборах, и все это - на фоне нарастающего негативизма в отношении деятельности как избранных представительных институтов власти, так и других ее ветвей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-07-2013
Владимир Ильич Паниотто Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2004.  № 3(71). С. 70-75. 
Как зафиксировал Комитет избирателей Украины, активность электората накануне апрельского референдума стимулировалась сильным административным вмешательством в процесс волеизъявления. К агитации привлекались работники ЖЭКов, школьные учителя, врачи, использовались милицейские машины с громкоговорителями. Наибольшее давление оказывалось на студентов, милицию, армию, заключенных. Поскольку представители двух последних категорий избирателей традиционно исключаются из выборки социологических опросов, оценить значимость влияния этого фактора на мнение электората в целом довольно сложно. Однако данные опроса позволяют предположить, что давление не было решающим.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-07-2013
Леонтий Георгиевич Бызов Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2006.  № 1(77). С. 74-81. 
4 декабря 2005 г. состоялись выборы Московской городской думы, к которым было приковано пристальное внимание СМИ и общественности. Интерес к этим выборам объяснялся не только чисто московской "интригой", связанной с формированием Думы, которая, возможно, будет избирать нового московского мэра.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-07-2013
Анатолий Валерьевич Мосендз Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2007.  № 1(81). С. 27-33. 
Президентские выборы 2004 г. еще до начала избирательной кампании воспринимались оппозицией как заведомо проигранные. Часть традиционно участвующих в борьбе за пост президента политиков просто отказалась вступать в бессмысленную с точки зрения электоральных перспектив гонку, те же, кто всетаки решился на этот шаг, были обречены играть роль статистов. Кампания 2008 г. изначально оценивалась оппозицией совсем по-иному. Создание политических объединений, миссией которых является подготовка к 2008 г., многочисленные выступления лидеров оппозиции, посвященные приближающемуся перезбранию президента страны, — все это позволяло сделать вывод, что присутствие оппозиционеров на грядущих выборах уже не будет сводиться к кандидатам третьего эшелона.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-12-2006
Р.Г. Громова Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999.  № 2 (40). С. 10-15. 
При анализе политических предпочтений населения России могут применяться самые разные способы их оценки. Например, можно регулярно измерять рейтинги различных политических деятелей, и на основании их динамики говорить об изменении тенденций в ту или иную сторону. Это довольно простой и достаточно надежный способ, если соблюдать необходимую осторожность при интерпретации результатов. Однако возможности эффективного применения таких методов в конечном счете очень ограничены: они работают при составлении краткосрочных прогнозов электорального поведения, могут использоваться для получения косвенных индикаторов реакции населения на какие-то события, но они не позволяют увидеть того, что стоит за заявленными предпочтениями, — того конкретного содержания, которым определяется выбор.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-08-2003
Юрий Александрович Левада Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001.  № 3 (53). С. 7-12. 
В контексте решения фундаментальной задачи понимания природы феномена общественного доверия политикам, политическим силам и социально-политическим институтам обсуждаются проблемы методологии эмпирического измерения рейтингов и индексов доверия. Анализу обширного массива эмпирических данных предпослан теоретико-методологический экскурс в проблему "доверия" (trust/confidence). В статье обсуждается динамика доверия к лидерам и социально-политическим институтам современной России, эмпирически фиксируемые функции и пределы общественного доверия, его качества и ресурсы, а также механизмы и средства его мобилизации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-07-2013
Михаил Борисович Боков Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2007.  № 4(84). С. 13-19. 
На декабрьских выборах в Государственную думу дал о себе знать очень ваный политический феномен, отражающий глубинную суть общественного российского сознания. Не только массового, но и элитарного, если можно таковым назвать умонастроения элит современной России.
ресурс содержит прикрепленный файл