Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

ПОЛИС: Политические исследования

Опубликовано на портале: 19-02-2003
Елена Борисовна Шестопал, Марина Вильгельмовна Новикова-Грунд ПОЛИС: Политические исследования. 1996.  № 5. С. 168-191. 
Обсуждаются проблемы политической психологии, а именно массового восприятия политиков на рациональном и бессознательном уровнях по результатам эмпирических исследований. Особое внимание уделяется описанию процедуры и методологии исследования, построению исследовательских гипотез. Результаты исследуются с использованием политико-психологического, лингвистического и ассоциативного анализа. Выводы и практические рекомендации, предлагаемые авторами, будут полезны при изучении политического поведения, в электоральной прогностике, при коррекции публичного имиджа политиков и т.п.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 17-02-2003
Светлана Викторовна Нестерова, Вероника Геннадьевна Сибирко ПОЛИС: Политические исследования. 1997.  № 6.
Рассматривается психологический аспект демократизации; обобщаются эмпирические данные двух исследовательских проектов, направленных на изучение методами политической социологии вопроса о том, какими личными и профессиональными качествами должен обладать политический лидер, чтобы рассчитывать на доверие избирателей и гарантировать себе необходимую электоральную поддержку. Дается типология представлений россиян о качествах ведущих политиков России. Статья содержит обширный фактический материал.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 24-02-2003
Владимир Петрович Горяинов ПОЛИС: Политические исследования. 1997.  № 4. С. 57-77.. 
Обсуждаются результаты, полученные автором в ходе углубленного и методологически выверенного математического анализа регулярных общедоступных социологических данных (ВЦИОМ. Мониторинг ориентаций, настроений и оценок российского населения). Отслеживаются долговременные тенденции в российском массовом сознании относительно рейтингов доверия политическим лидерам. Исходя из предположения о том, что каждый политический лидер олицетворяет собой довольно устойчивую систему политических ценностей и ориентаций, автор выносит на суд читателя теоретико-методологическое обоснование используемой в дальнейшем процедуры анализа данных (включающей методы графического и параметрического анализа) и на ее основе выстраивает тренды доверия политическим лидерам. Как показали последующие политические события, прогностическая способность данного исследования оказалась явно недостаточной. Но это скорее проблема не автора, а российской политической социологии в целом.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 24-02-2003
Елена Борисовна Шестопал ПОЛИС: Политические исследования. 1995.  № 8.
Дается психологический портрет российской власти (исследование 1993 и 1995 гг.). Основной акцент делается на анализе текстового материала. Материал получен с помощью открытых вопросов анкеты и глубинных интервью для выявления как осознаваемых, так и бессознательных представлений, из которых складывались образы власти у респондентов опроса. В исследовании решались две задачи. Первая - выявление наличных образов власти как таковой, отдельных ее институтов и политических лидеров в сознании респондентов. Вторая - поиск факторов, повлиявших на становление этих образов. Особое внимание уделялось изучению связи между образами реальной и идеальной власти, с одной стороны, и типом первичной политической социализации респондентов - с другой.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 22-08-2003
Светлана Гавриловна Климова, Татьяна Владимировна Якушева ПОЛИС: Политические исследования. 2000.  № 6.
Рассматривается восприятие гражданами России образов известных политических деятелей страны. В основу статьи положены данные общероссийских опросов Фонда “Общественное мнение”; материалы, полученные в ходе обсуждения качеств политиков на фокус-группах, а также интервью с экспертами. В первой части статьи анализируется место, которое занимают в образах различных политиков выделенные авторами четыре категории качеств (деловые, нравственные, личностные, политические) и “диффузные оценки”. Далее предлагаются портреты шести ведущих российских политиков (Путина, Зюганова, Лужкова, Кириенко, Явлинского и Жириновского) и определяются те компоненты их образов, которые оказывают наибольшее воздействие на отношение к ним населения. По итогам исследования авторы приходят к заключению, что фиксируемая опросами высокая популярность нынешнего Президента связана с тем, что в его образе воплотились именно те требования, которые предъявляет современное российское общество к национальному лидеру.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 24-02-2003
Николай Петрович Пищулин ПОЛИС: Политические исследования. 2002. 
Проблемы и противоречия политического лидерства и политического участия, взаимодействия лидера и электората исследуются в рамках парадигмы политического рынка, опосредующего в процессе выборов, с одной стороны, электоральный спрос и формируемое лидерами политическое предложение, а с другой - предлагаемые избирателями голоса, на приобретение которых претендуют лидеры. Описываются процессы формирования предпочтений и установок у избирателей, обсуждается проблема прогнозирования электорального поведения.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 22-08-2003
Александр Юрьевич Мягков ПОЛИС: Политические исследования. 2000.  № 6.
Обсуждается влияние престижных имен, упоминаемых в опросных анкетах, на ответы респондентов. Автор анализирует три разнонаправленных проявления “эффекта имени” – “кристаллизацию” мнений, изменение их характера и реструктуризацию иерархии партийных предпочтений, и показывает, что происходит, когда непопулярные кандидаты или партии начинают ассоциироваться с известными и авторитетными личностями. В основу статьи положены результаты исследований зарубежных ученых и данные экспериментального обследования, проведенного автором в г. Иваново.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию