Социологические исследования
1970 1975 1976 1978 1979 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Выпуски:
Опубликовано на портале: 13-02-2005
Леонид Ефимович Гринин
Социологические исследования.
2004.
№ 12.
С. 46-54.
В статье раскрывается предметно-содержательная сторона понятия «личной известности»,
изучается влияние фактора личной известности на социальную структуру общества.
Отмечается,
что известность стала сегодня одним из факторов социальной дифференциации,
поскольку
открывает в системе неравенства доступ к таким благам, как власть, богатство,
престиж,
статус, привилегии. В традиционных обществах известность имела своим содержанием
выделение человека среди людей общего круга (рыцари, мастера и т.д.). В Средние Века
она имела результатом возвышение в своей сословной группе, но, как правило, не влияла
фатально на социальное положение ни буржуа, ни дворянина. В современных обществах
известность стала одним из видов социального и символического капитала (П. Бурдье).
Ее наличие позволяет человеку привлекать к себе внимание многих людей и непосредственно
влиять на них. Для известности такого рода (в отношении нее автор применяет термин
«люди известности») характерно то, что здесь личная известность дополняется
к «перечню благ, вокруг которых проходят главные линии неравенства». Особая
тема – формирование того слоя, который автор квалифицирует как «профессионалов
известности». В этом плане говорится о большой роли СМИ и рекламы. В заключительных
разделах статьи дается характеристика новой элиты, ее морали, показано влияние ее
на структуру общества. В России «пробивание» в круг «известных людей»
имеет свою специфику: «расцвел фаворитизм»; по сравнению с Западом меньшую
роль играют коммерческий заказ и отбор на конкурсной основе.

Опубликовано на портале: 27-07-2005
Александр Владимирович Скиперских
Социологические исследования.
2004.
№ 8.
С. 141-144.
По мнению автора, было бы логично увидеть причины роста доверия к политическому объединению
"Медведь" в связи с "президентскими" симпатиями, попытками институционализации национальной
идеи, оформлением реального, сильного лидера центристских сил, телевизионной популяризацией
С. Шойгу. Но автор видит еще одну причину подобного феномена, - это сам образ, символ
"медведя", достаточно противоречивый, феноменологически богатый, вследствие устойчивых
ассоциаций прочно отсканированный в массовом сознании россиян. Задача статьи - постараться
прочувствовать вариативность феноменологии "медведя", предположить, как может этот
образ раскрывать свое непростое содержание и политически легитимироваться в сознании.


Опубликовано на портале: 01-11-2007
Владимир Иосифович Кравченко
Социологические исследования.
2004.
№ 4.
С. 134-137.
Понятие харизмы частично утратило "идеально-типическую" чистоту, свойственную веберовскому
пониманию. Однако очевидно, что в науке сегодня не существует единого подхода к
исследованию данного феномена. Как правило, "харизма" истолковывается как божественный
дар, особая одаренность человека. На взгляд автора, данное понятие многоаспектно
и, чтобы раскрыть его содержание, необходимо учитывать религиозный, социологический,
культурологический, психологический, коммуникативный, социально-политический и историко-философский
ракурсы понимания.

