Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 113

Опубликовано на портале: 25-02-2003
Владимир Валентинович Лапкин, Владимир Игоревич Пантин Мировая экономика и международные отношения. 2000.  № 4.
В статье рассмотрены и проанализированы разнообразные связи, существующие между ценностными размежеваниями и дифференциацией политических ориентаций, которые имеют место в современном российском обществе. Выявлена роль ценностных размежеваний, существующих в российском обществе, в формировании партийно-политической системы, в частности, в генезисе российского центризма. Показано, что ценностные размежевания в условиях современного российского общества играют более важную роль в социально-политической дифференциации, чем идеологические и социально-политические предпочтения. Такая ситуация, отличающая российское общество и российскую политическую систему от многих других обществ и политий, обусловлена как слабой дифференциацией интересов, так и относительно малой ролью, которую в современных условиях играют идеологические пристрастия и предпочтения
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-02-2003
Владимир Валентинович Лапкин, Владимир Игоревич Пантин Мировая экономика и международные отношения. 2000.  № 4. С. 54-63. 
В статье рассмотрены и проанализированы разнообразные связи, существующие между ценностными размежеваниями и дифференциацией политических ориентаций, которые имеют место в современном российском обществе. Выявлена роль ценностных размежеваний, существующих в российском обществе, в формировании партийно-политической системы, в частности, в генезисе российского центризма. Показано, что ценностные размежевания в условиях современного российского общества играют более важную роль в социально-политической дифференциации, чем идеологические и социально-политические предпочтения. Такая ситуация, отличающая российское общество и российскую политическую систему от многих других обществ и политий, обусловлена как слабой дифференциацией интересов, так и относительно малой ролью, которую в современных условиях играют идеологические пристрастия и предпочтения
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-07-2004
Леонид Соломонович Мамут Общественные науки и современность. 1997.  № 6. С. 45-55. 
Автор определяет государственность как публично-властную форму организации социально стратифицированного общества, как порождение естественно-исторического развития. По его мнению, государство – очень сложный многомерный объект. Ценность его, взятого в целом, несомненна и очевидна. А признание государства ценностью обязывает определить границы применения категории “ценность”. Достоинства и недостатки каждого из множества исторически конкретных типов и устройств государства могут быть выявлены и измерены с помощью определенной шкалы общих политических ценностей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-11-2004
Николай Сергеевич Тимашев
Перев.: Николай Валентинович Романовский, А.С. Маткова (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2004.  № 4. С. 107-112. 
Перевод опубликованной в American Journal of Sociology (1937) статьи русского социолога и правоведа Николая Сергеевича Тимашева (1886-1970), который с 1936 г. проживал в США, где тесно сотрудничал с П.А. Сорокиным. Тема статьи – место социологии права среди общественных наук и ее отношение к правовым дисциплинам. Отмечается, что подходы к изучению права различны для юриспруденции и социологии. Цель юриспруденции состоит в изучении правовых норм, анализе их структуры, выяснении их логической взаимосвязи. Рассмотрение взаимовлияний человека и этико-юридических норм непосредственно не входит в объект юриспруденции. Социологическое исследование права направлено, согласно Тимашеву, на рассмотрение трех групп вопросов, тесно связанных с юриспруденцией, но выходящих за пределы ее изучения: 1. В чем сила закона? Как закон определяет поведение человека в обществе? Каковы условия эффективности или неэффективности права. 2. Какие силы определяют создание, преобразование и крушение правовых образцов поведения? 3. Каковы связи между изменениями в праве и в социальных явлениях, а также между определенными правовыми структурами и определенным общественным устройством? Каузальное исследование - главный метод социологии права. Рассматриваются определения предмета этой дисциплины, которые предлагают Дж. Крафт, И. Эрлих, Б. Хорват. Представлен подход Ж. Гурвича. Поскольку нормы поведения людей находят отражение не только в праве (законе), но также в морали и обычаях, социология права исследует также феномен этики и феномен власти.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-07-2005
Сергей Васильевич Востриков Социологические исследования. 2004.  № 10. С. 72-79. 
Перманентно происходящие в нашей стране долговременные социопсихополитические потрясения (смуты) делают актуальным в научном плане не только изучение внутреннего механизма воспроизводства "смутных процессов", но и исследование феномена "смутного сознания", наиболее ярко проявляющегося именно в переломные периоды исторического развития. Это важно еще и потому, что в настоящее время чрезвычайно распространено мифотворчество и псевдонаучное легендирование. Осмысление различных смутных процессов в России, начиная с первой Смуты, дает богатый материал для научного анализа.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-06-2004
Г.А. Белов Общественные науки и современность. 1996.  № 1. С. 45-54. 
Нормативная система – совокупность действующих в социуме легитимных норм поведения, базовых ценностей, которые определяют принципы политической деятельности. В эпоху постсоциализма наблюдаются следующие черты модернизации социально-политических нормативов: 1) теократизм прежних советских ценностей сменяется рациональной, хотя бы внешне, идеологией многообразия; 2) идея Отечества, отвергнутая большевиками, становится базовой категорией политического лексикона; 3) понятия «свобода и права человека» утвердилась в качестве базовой правовой категории. На этих основах строится идеология нового строя с ее идеями гражданского, полиэтничного, толерантного общества; свободы равноправия и самоопределения личности; единства, суверенитета, демократичности и внутригосударственного плюрализма власти.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-02-2003
Владимир Петрович Горяинов ПОЛИС: Политические исследования. 1996.  № 4. С. 47-55. 
Опыт повторного, более углубленного анализа опубликованных данных. Исходной эмпирической базой в данном случае послужили результаты исследования, проведенного фондом Общественное мнение в 1994 г. и впервые опубликованные в Полисе в статье руководителя проекта И. М. Клямкина (1994, 4, 5). Автор провел вторичную обработку данных, сместив фокус своего исследования на выявление частотных характеристик слов-ценностей в ответах, полученных в ходе социологического опроса от представителей разных профессиональных групп россиян. В результате были получены количественные характеристики интегрирующей или, наоборот, дифференцирующей роли тех или иных слов-ценностей в российском обществе, что позволило рассматривать эмпирически выявляемые ценностные ориентации респондентов в качестве индикатора происходящих в российском обществе трансформаций.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 07-10-2004
Теодор Ильич Ойзерман Социологические исследования. 2003.  № 3. С. 3-8. 
Отвечая на поставленный в заглавии статьи вопрос, акад. Т.И. Ойзерман показывает, что либерализм сформировался исторически как идеология «третьего сословия», лидером которого выступила буржуазия. Центральным понятием этой идеологии стало понятие свободы. Но кроме буржуазного содержания теоретические построения либерализма включают общечеловеческие ценности. По мнению автора, К. Маркс и Ф. Энгельс, выступив в раннем периоде с демократическими требованиями, и в дальнейшем продолжали отстаивать принципы либерализма. Они придали новый импульс развития в отношении содержательной стороны их демократической составляющей. Т.И. Ойзерман разделяет мнение цитируемого им американского социолога Ч.Р. Миллса: «То, что является наиболее ценным в классическом либерализме, наиболее убедительно и плодотворно воплощено в классическом марксизме». Ленин и лидеры Советского государства отвергли основополагающие принципы либерализма. Их отказ от свободы печати и введение строгой цензуры, как и отказ от разделения законодательной, исполнительной и судебной властей означал отрицание не только либерализма, но и демократии. При анализе истории либерализма была рассмотрена позиция таких его выдающихся представителей, как Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Дж. Ст. Милль. Свою задачу акад. Т.И. Ойзерман видит в обосновании тезиса: либерализм – это не только идеология класса буржуазии, но и теоретическое обоснование общечеловеческих демократических и гуманистических ценностей.
ресурс содержит прикрепленный файл