Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

Социологические исследования

Выпуск N10 за 2004 год

Опубликовано на портале: 25-05-2005
Елена Николаевна Данилова, Владимир Александрович Ядов Социологические исследования. 2004.  № 10. С. 27-30. 
Социально-групповая идентификация представляет собой процесс самоотождествления человека с группой, коллективом, локальной общностью, обеспечивающий взаимную связь входящих в нее индивидов. Авторы анализируют ход изменений социальной идентификации российских граждан, используя данные конкретных исследований адаптации россиян к условиям социальных трансформаций двух последних десятилетий. Отмечается, что относительная стабильность идентификаций наблюдается лишь в одном «звене» - в кругу близких людей (семья, друзья, коллеги). Немало людей до сих пор переживают травму распада СССР. Период 1993-1997 гг. отмечен наибольшим кризисом идентичности: все параметры гражданской идентификации теряли силу вследствие отчуждения от государственных институтов и недоверия к властным структурам. С 1998 г. российские граждане понемногу стали адаптироваться к реальному состоянию общества и к условиям повседневной жизни. Согласно данным Центра исследований социальной трансформации Института социологии РАН, в начале 1990-х годов около 70% опрашиваемых относили себя к «людям без будущего»; сегодня – всего 14%.
Опубликовано на портале: 17-11-2004
Aily Aarelaid-Tart Социологические исследования. 2004.  № 10. С. 63-72. 
В отличие от психической травмы, которую исследовали психологи и психиатры, культурная травма только недавно стала предметом изучения в социологии. Отмечается, что в истории встречались примеры деформации ценностного мира больших социальных групп, воспринимавшиеся как культурный кризис, перелом эпох. К концу XX века в связи с глобализмом остро встал вопрос сохранения культурной идентичности социальных общностей. Польский социолог П. Штомпка истолковывает культурную травму как последствие столкновений культурных ценностей социума с «чужим» и враждебным окружением, вызвавшим дисфункциональные изменения в социальной жизни. Автор применила эту концепцию к исследованию двух травм: старой, вызванной аннексией Эстонии со стороны СССР и заставившей народ адаптироваться к советскому менталитету; и новой – травмы от посткоммунистических трансформаций. Эмпирическая база ее исследований - изучение биографий и проведение биографических интервью. Как наиболее откровенные оцениваются интервью, полученные в начале 90-х гг. В середине 90-х еще ощущалась атмосфера социальной вражды, отчасти напомнившая годы разоблачения «буржуазных националистов». Перед многими из живших при социализме эстонцами в связи с этим встал вопрос: неужели они жили неправильно? В число излюбленных тем интервью вошли тогда обманы и трюки сотрудничавших с советским режимом эстонцев с партийными чиновниками и КГБ. К 2001 г. старая «рана» зарубцовывается, общество преодолевает также и травмирующие последствия перехода к рыночному хозяйству. Отмечено, что Мертон выделяет четыре способа выхода из травмы: 1) инновация – восприятие новых навязанных ценностей; 2) ритретизм – возникновение «двойных стандартов», желание забыть то, что было прежде; 3) бунт – противостояние ценностной агрессии; 4) бегство – внутренняя или внешняя эмиграция.