Социологические исследования
1970 1975 1976 1978 1979 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Выпуск N10 за 2004 год
Опубликовано на портале: 25-05-2005
Елена Николаевна Данилова, Владимир Александрович Ядов
Социологические исследования.
2004.
№ 10.
С. 27-30.
Социально-групповая идентификация представляет собой процесс самоотождествления человека
с группой, коллективом, локальной общностью, обеспечивающий взаимную связь входящих
в нее индивидов. Авторы анализируют ход изменений социальной идентификации российских
граждан, используя данные конкретных исследований адаптации россиян к условиям социальных
трансформаций двух последних десятилетий. Отмечается, что относительная стабильность
идентификаций наблюдается лишь в одном «звене» - в кругу близких людей
(семья, друзья, коллеги). Немало людей до сих пор переживают травму распада СССР.
Период 1993-1997 гг. отмечен наибольшим кризисом идентичности: все параметры гражданской
идентификации теряли силу вследствие отчуждения от государственных институтов и недоверия
к властным структурам. С 1998 г. российские граждане понемногу стали адаптироваться
к реальному состоянию общества и к условиям повседневной жизни. Согласно данным Центра
исследований социальной трансформации Института социологии РАН, в начале 1990-х годов
около 70% опрашиваемых относили себя к «людям без будущего»; сегодня –
всего 14%.

Опубликовано на портале: 17-11-2004
Aily Aarelaid-Tart
Социологические исследования.
2004.
№ 10.
С. 63-72.
В отличие от психической травмы, которую исследовали психологи и психиатры, культурная
травма только недавно стала предметом изучения в социологии. Отмечается, что
в истории встречались примеры деформации ценностного мира больших социальных групп,
воспринимавшиеся как культурный кризис, перелом эпох. К концу XX века в связи с глобализмом
остро встал вопрос сохранения культурной идентичности социальных общностей.
Польский социолог П. Штомпка истолковывает культурную травму как последствие столкновений
культурных ценностей социума с «чужим» и враждебным окружением, вызвавшим
дисфункциональные изменения в социальной жизни. Автор применила эту концепцию
к исследованию двух травм: старой, вызванной аннексией Эстонии со стороны СССР и
заставившей народ адаптироваться к советскому менталитету; и новой – травмы
от посткоммунистических трансформаций. Эмпирическая база ее исследований - изучение
биографий и проведение биографических интервью. Как наиболее откровенные оцениваются
интервью, полученные в начале 90-х гг. В середине 90-х еще ощущалась атмосфера
социальной вражды, отчасти напомнившая годы разоблачения «буржуазных националистов».
Перед многими из живших при социализме эстонцами в связи с этим встал вопрос: неужели
они жили неправильно? В число излюбленных тем интервью вошли тогда обманы и трюки
сотрудничавших с советским режимом эстонцев с партийными чиновниками и КГБ. К 2001
г. старая «рана» зарубцовывается, общество преодолевает также и травмирующие
последствия перехода к рыночному хозяйству. Отмечено, что Мертон выделяет четыре
способа выхода из травмы: 1) инновация – восприятие новых навязанных ценностей;
2) ритретизм – возникновение «двойных стандартов», желание забыть
то, что было прежде; 3) бунт – противостояние ценностной агрессии; 4) бегство
– внутренняя или внешняя эмиграция.
