Социологические исследования
1970 1975 1976 1978 1979 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Выпуск N6 за 2005 год
Опубликовано на портале: 23-07-2005
Василий Иванович Жуков
Социологические исследования.
2005.
№ 6.
С. 25-34.
Автор полагает, что объективная оценка политики «перестройки» и последовавших
за ней радикальных реформ может быть дана только по прошествии значительного времени.
Однако уже сейчас можно выявить некоторые тенденции. С 2000 г. наметились позитивные
явления в экономике (продолжается экономический рост; несколько снизилась доля населения
за чертой бедности) при сохранении груза нерешенных проблем. Социальная ответственность
в мире бизнеса низка, что проявляется в финансовом эгоизме, хищническом отношении
к наследству (производственные мощности, недра, леса и т.д.). Присущие нынешнему
социально-экономическому положению черты драматизма
обусловлены, в первую очередь, неудачами реформ. Опросы показывают, что рейтинг Президента
В.В. Путина остается высоким, чего нельзя сказать о многих властных структурах. Среди
целей внутренней политики правительство М. Фрадкова объявило ускорение экономического
роста, удвоение к 2010 г. ВВП и сокращение к 2007 г бедности в 2 раза. Автор сомневается
в осуществимости этих планов. Для этого требуется ежегодный прирост ВВП не менее
чем на 7,8 %, но сейчас представляется проблематичным даже простое сохранение темпов
экономического роста, характерных для 2000-2003 г. Одна из причин их замедления в
2004 г. – усиление разрыва между импортными и отечественными товарами на внутреннем
рынке. Отмечается опасность и бесперспективность для реальной экономики делать ставку
на увеличение экспорта сырья, прежде всего нефти. Основную роль в возрождении экономики
должно играть опережающее развитие наукоемких отраслей. Среди важнейших задач автор
выделяет реформу заработной платы, установление справедливой ренты на невосполнимые
природные богатства, развитие фундаментальной и прикладной науки. В заключительном
разделе статьи рассмотрено изменение положения России в «глобальной системе
социальных координат». При наличии политической воли и обоснованной стратегии
развития возможно создание в России сильного, социально ориентированного государства.


Опубликовано на портале: 31-05-2006
Юрий Андреевич Гаврилов, Елена Николаевна Кофанова, Михаил Петрович Мчедлов, Александр Григорьевич Шевченко
Социологические исследования.
2005.
№ 6.
С. 56-69.
Эта статья представляет собой анализ части материалов единого исследования
«Роль религии в формировании толерантного сознания и поведения в изменяющейся
России», проведенного в 2004 году в Институте комплексных социальных исследований
РАН (см. предшествующую ей публикацию номера). Авторы отмечают, что во всех охваченных
опросом религиозно-мировоззренческих группах респонденты из числа верующих чаще всего
не идентифицируют себя с конкретным идейно-политическим течением. Если судить
по степени самоидентификации респондентов с радикальными движениями, наибольшую толерантность
проявляют протестанты (среди них
меньше всего сторонников «крайних» ориентаций – и самое высокое отмежевание
от крайних
течений). Наименее лояльны в этом отношении неверующие (среди них 18,6 % сторонников
крайних течений).
Степень доверия к собственной религиозной
организации наиболее высока у католиков, где полностью ей доверяют 54,5 % от числа
опрошенных, и у мусульман (46,2 %); среди православных – 37 %. Проанализировано
различие в распределении ответов респондентов разной религиозной принадлежности на
вопрос о наиболее существенных причинах межнационального разобщения. Если у православных
и мусульман первое место по значимости занимает «ухудшение экономического положения»,
а на второе место выходят «ошибки в национальной политике центральных властей»,
то у католиков порядок обратный. Протестанты проявили сильное отличие от всех остальных
групп: на первое место они ставят «низкую культуру межнационального общения»,
на второе – ухудшение экономического положения», на третье – «межрелигиозные
противоречия», за которыми идут «ошибки в национальной политике».
Авторы на основе серии показателей приходят к выводу, что в сфере влияния национального
фактора на межличностные отношения наиболее толерантны протестанты, за которыми в
порядке уменьшения уровня толерантности идут иудеи (наиболее толерантны в выборе
места жительства), буддисты , мусульмане (проявляющие самую низкую толерантность
в семейно-брачной сфере), затем - православные (они наименее толерантны в выборе
места жительства). Авторы отмечают довольно высокий уровень положительного отношения
к православию со стороны всех конфессиональных групп, что свидетельствует о признании
его уникальной роли в процессе культурно-исторического развития России.

