Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 20

Опубликовано на портале: 26-12-2005
Александр Васильевич Новокрещенов Социологические исследования. 2002.  № 8. С. 29-34. 
Автор статьи задается вопросом, действительно ли при наличии нужного количества ресурсов можно любого человека избрать на любой пост? Действительно ли электоратом можно управлять как угодно без всяких ограничений? Автор представляет результаты своего исследования, целью которого было определить, обладает ли местное сообщество каким-либо механизмом самозащиты от навязывания нужных власти кандидатов в ходе выборов. В основе исследования - опрос 700 человек в Новосибирске, проведенный в ноябре 2001 г. Оценивалось влияние биосоциальных факторов (пол, возраст, образование, социальный статус, продолжительность проживания в городе) на характер реакции электората на внешнее воздействие в ходе выборов. После анализа влияния каждого из указанных факторов делается вывод, что все они оказывают влияние на политические пристрастия избирателей и на их электоральную активность. Эти объективные факторы, а также еще добавленный автором фактор под названием «ментальность», ограничивают возможность манипуляции избирателями и являются частью защитного механизма общества от внешних воздействий. Этот механизм поддержания устойчивости автор не берется описать (в чем честно признается) и уподобляет его знаменитой «невидимой руке» Адама Смита, а также коллективному бессознательному.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-11-2006
Юрий Васильевич Ирхин Социологические исследования. 2006.  № 1. С. 73-82. 
Автор поясняет, что под "электронным правительством" (E-Government) в литературе понимеются интернет-технологии, обеспечивающие информационное взаимодействие органов власти с населением и с институтами гражданского общества. В процессе становления "электронного правительства" выделены три основные стадии-направления: "публичность", "участие" и "онлайн-транзикции". Под публичностью понимается использование новейших коммуникационных технологий для расширения доступа граждан и институтов гражданского общества к информации о деятельнсти федеральных органов государственной власти и местного самоуправления. Участие. - это включение граждан в управление государственными и общественными делами на всех уровнях власти и на протяжении всего процесса подготовки и принятия политических решений. Онлайн-транзикции обеспечивают предоставление услуг государственных и муниципальных учреждений через Интернет - оплату коммунальных платежей, заполнение налоговых деклараций, регистрацию общественных объединений и т.д. Автор отмечает, что в большинстве постиндустриальных стран Запада и Востока успешно реализована начальная стадия ("публичность"). Сообщается, что Финляндия первой в мире приняла закон об электронных услугах, включающий положения о правах и обязанностях органов государственного управления и их клиентов, о требованиях в отношении электронной идентификации личности граждан. В статье также дается общая характеристика официальных правительственных веб-порталов США, Канады, Финляндии и Великобритании. В заключение рассмотрен ход реализации принятой в 2002 г. Федеральной целевой программы "Электронная Россия". Приведены данные о серверах основных государственных служб Российской Федерации, серверах Правительства и административных округов Москвы, а также территориальных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-02-2006
Владимир Олегович Рукавишников Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 30-43. 
Приводятся результаты опросов населения США и Великобритании по вопросам отношения к СССР и к политике Сталина, проводившихся в 40-е годы. Отмечается, что в 1941 г. большинство американцев, несмотря на резкую антипатию по отношению к Гитлеру, все же надеялись, что их стране не придется воевать с фашистской Германией; порядка 69% американцев считали в тот момент наиболее целесообразным оказание военного противодействия экспансии Японии в Азии и на Тихом океане. Отмечается, что 24 июня 1941 г. президент США Рузвельт выступил с заявлением о готовности своей страны оказать помощь СССР, что вскоре после этого британский премьер-министр Черчилль заявлял о готовности Великобритании сотрудничать с любым противником Германии, включая СССР. В октябре 1941 г. только 22% американских респондентов согласились рассматривать СССР как равного (наряду с Британией) партнера в борьбе со странами «оси». На поворот в общественном мнении обеих стран кардинально повлиял перелом событий на советско-германском фронте. В феврале 1942 г. доля американцев, называвших Россию «полноправным союзником», достигла половины, а в ноябре 1942 г. она составляла 78%. Автор замечает, что в годы второй мировой войны антикоммунистические настроения в США не исчезли, а лишь временно ослабли и не проявлялись открыто. Отношение к СССР со стороны США заметно охладевает вскоре после победы над Германией. Подводя итоги рассмотрению динамики отношения западного, и, в частности, американского общественного мнения к СССР на протяжении 1941-45 гг., автор отмечает, что Советский Союз воспринимался правящей элитой США и Великобритании как временный союзник, ненадежный партнер и непременный соперник в недалеком будущем.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-12-2011
Леонид Ефимович Бляхер Полития. 2010.  № 3-4. С. 192-206. 
В статье рассматриваются особенности и динамика правоприменительных практик на Дальнем Востоке России. Отталкиваясь от специфики силового оператора, определявшего характер этих практик, Л.Бляхер выделяет три этапа в эволюции правоприменения в регионе: криминальный, когда основным силовым оператором выступало преступное сообщество; региональный, когда эту роль взяли на себя власти субъектов Федерации; и федеральный. По оценке автора, победа федерального центра в борьбе за включение Дальнего Востока в единое правовое пространство влечет за собой ликвидацию тех лакун, в которых в предшествующие периоды протекала социальная и экономическая активность дальневосточников. Неформальные правила игры власти и населения расходятся окончательно. С капитуляцией региональных властей исчезает прослойка-«амортизатор», позволявшая местному сообществу существовать в удалении от власти, а вместе с ней – и сама возможность эффективной коммуникации с властью.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-12-2003
Станислав Генрихович Туронок Общественные науки и современность. 2001.  № 2. С. 51-63. 
Проанализировав роль Интернета в современной информационно-коммуникативной структуре, автор показывает, как Интернет входит в общественно-политический процесс. Ставятся такие вопросы, как способны ли изменения, связанные с Интернетом, породить качественно иную политическую систему, верны ли популистский тезис о том, что Интернет позволяет воздействовать на власть на индивидуальном уровне или коммунитарный тезис о способности Интернета изменить саму природу социальных сообществ и основания общественного устройства. Автор выделяет ряд факторов, ограничивающих коммунитарные перспективы “виртуальной общины”. Он считает, что наиболее вероятным социально-политическим последствием развития Интернета будет повышение динамизма и фрагментации политического процесса, атомизация плюралистической политики групповых интересов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-03-2005
Лев Аронович Фиглин Социологические исследования. 2003.  № 6. С. 126-129. 
В статье отмечается, что потребной единой федерально-региональной информационно-аналитической системы обеспечения социального развития пока нет. В наших управленческих, государственных структурах традиционно доминировали нередко сохраняются типы информационного обеспечения. Которые можно определить как 1) догматический, 2) закрытый, 3) прагматический. Автор предполагает, что адекватный информационный базис социального управления может быть обеспечен лишь при наличии научно-аналитического типа информационной службы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-06-2005
В. Е. Давидович Социологические исследования. 2002.  № 9. С. 143-146. 
Рецензия на книгу: Макаренко В.П. ГЛАВНЫЕ ИДЕОЛОГИИ СОВРЕМЕННОСТИ. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 473 с.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-11-2005
Андрей Купцов Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 2. P. 91-106. 
Статья посвящена манипулятивным аспектам социального взаимодействия, исследуемым в контексте политического маркетинга. Автор определяет понятие манипулирования, выясняет специфику социологического подхода в данной области. Особое внимание уделяется роли средств массовой информации, проблемам украинского информационного пространства, потенциалу манипулятивного компонента в условиях избирательных кампаний. Оценка манипулятивных технологий, расширяющих возможности политического маркетинга, соотносится с перспективами демократии в Украине.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-11-2005
Ирина Кучма Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 2. P. 78-90. 
Автор анализирует современные подходы к исследованию отношений между медиа и властью. Государственные и экономические устои общества легитимируются культурной системой на основе культурного капитала, формируемого par excellance символической властью и популярной культурой и транслируемого посредством СМИ. Медиа-культура имеет двоякую сущность: СМИ зависят от господствующих политических институтов, а те, в свою очередь, – от СМИ. Это противоречие отражается в новостном дискурсе, в разнообразии подходов, в идеологическом инструментарии медиа.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-12-2011
Г.В. Калугина Полития. 2010.  № 2. С. 91-106. 
Статья посвящена анализу изменений дискурса «национальной политики» в российских регионах. Исследовательская гипотеза автора состоит в том, что политические страхи на федеральном уровне, порожденные гипотетической возможностью распада страны под действием «национального фактора», трансформировались на региональном уровне в систему властных решений и институциональных новаций, связанных с местными конфликтами. Принятие транслируемого из центра дискурса оказывалось условием, при котором местная проблема могла быть услышана и воспринята. В то же время этот дискурс выступал основой для концептуализации реальности, существенным образом отличавшейся от той, что вызвала политический страх. Как следствие, на уровне регионального дискурса возникала специфическая двухслойная структура, которая была одновременно и проблемой (поскольку требовалось выделить ту часть реальности, которая могла быть концептуализирована в рамках «национального вопроса»), и ресурсом (поскольку процесс концептуализации избранной части реальности неизбежно приводит к ее переформатированию, что меняет «воронку возможностей»).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-11-2005
Светлана Петровна Барматова Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 2. P. 107-119. 
Трансформации, осуществляемые посредством системы политических коммуникаций, транслируются обществу через политический дискурс. Будучи одной из наиболее мобильных сфер, отражающей изменения, происходящие в обществе, политические коммуникации позволяют глубже понять природу общественных преобразований. Изменения в коммуникативной и риторической традиции всегда сигнализируют об изменениях в политических стратегиях: признаки политических изменений обычно хорошо видны в речевых структурах
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-05-2005
Геннадий Петрович Бакулев Социологические исследования. 2005.  № 1. С. 105-114. 
Нормативные теории массовой коммуникации имеют дело с "идеальными вариантами" деятельности в области масс-медиа. Автор отмечает, что во второй половине XX в. правительства ведущих стран запада занялись разработкой принципов политики в области масс-коммуникаций. К этому их подталкивали концентрация собственности и монополизация в сфере масс-медиа, грозящие нарушением прав граждан на получение достоверной информации, рост объема мультимедийных операций, увеличение влияния на общество телевидения, а затем и Интернета "как социальной силы, превосходящей или вытесняющей другие агентства социализации и контроля". Первой попыткой сравнительного описания теорий СМИ стал труд Зиберта, Петерсона и Шрамма «Четыре теории прессы», изданный в 1956 г. Зиберт определил свой подход как нормативный, поскольку ставил задачу показать не то, как СМИ реально функционируют в обществе, но скорее то, как они могли бы функционировать, как им надо было бы функционировать, согласно некоторым критериям, отвечающим характерным для данного конкретного общества нормам и ценностям. Он выделил четыре типа теорий СМИ: авторитарные, либертарианские, социальной ответственности и советских медиа. Позднее этот подход развивали далее, дополняли и модифицировали другие авторы, с сохранением исходных положений. В 1980-е гг. Маккуэл предложил дополнить "концепцию четырех теорий" еще двумя: медиа развития, а также демократического участия (партиципаторная модель). Черты авторитарной теории прослеживаются, согласно Зиберту, в до-демократических, явно диктаторских и репрессивных обществах. Либертарианская, или теория свободной прессы рассматривает проблемы обеспечения права на информацию при соблюдении законов и ограничений, соответствующих нормам, принципам и ценностям либерально-демократического государства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-11-2006
Галина Александровна Цветкова Социологические исследования. 2003.  № 8. С. 39-44. 
Исследования деятельности политических организаций на местном уровне приобретают все большее значение для понимания как российской политики, так и положения дел с местным самоуправлением. Партии в принципе заинтересованы в росте своего влияния на жизнь муниципальных образований. Автор в своем исследовании пытается обнаружить современные тенденции, характерные черты поведения партий на территориях муниципальных образований.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-08-2006
Юрий Александрович Левада Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2005.  № 4 (78). С. 8-18. 
Распространенный ныне политический стиль отличается повышенным вниманием политиков и СМИ к рейтингам. Однако, как показывает автор статьи, рейтинги не способствуют пониманию политической ситуации и дальнейших путей ее развития.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-04-2005
Дмитрий Александрович Левчик Социологические исследования. 1996.  № 8. С. 51-56. 
В статье рассматривается некая новая форма политической борьбы – политический хепенинг, юморины – театрализованного действия с юмористическим сценарием, зачастую массовым. Автор сформулировал гипотезу о наличии «смехового» российского политического спектра, функционирования в нем парапартий, которые являются основным стилевым элементом при организации внепарламентского политического хепенинга – новой формы эффективной политической борьбы, при этом признается периферийный характер этой борьбы.
ресурс содержит прикрепленный файл