Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

Социологические исследования

Опубликовано на портале: 26-12-2005
Александр Васильевич Новокрещенов Социологические исследования. 2002.  № 8. С. 29-34. 
Автор статьи задается вопросом, действительно ли при наличии нужного количества ресурсов можно любого человека избрать на любой пост? Действительно ли электоратом можно управлять как угодно без всяких ограничений? Автор представляет результаты своего исследования, целью которого было определить, обладает ли местное сообщество каким-либо механизмом самозащиты от навязывания нужных власти кандидатов в ходе выборов. В основе исследования - опрос 700 человек в Новосибирске, проведенный в ноябре 2001 г. Оценивалось влияние биосоциальных факторов (пол, возраст, образование, социальный статус, продолжительность проживания в городе) на характер реакции электората на внешнее воздействие в ходе выборов. После анализа влияния каждого из указанных факторов делается вывод, что все они оказывают влияние на политические пристрастия избирателей и на их электоральную активность. Эти объективные факторы, а также еще добавленный автором фактор под названием «ментальность», ограничивают возможность манипуляции избирателями и являются частью защитного механизма общества от внешних воздействий. Этот механизм поддержания устойчивости автор не берется описать (в чем честно признается) и уподобляет его знаменитой «невидимой руке» Адама Смита, а также коллективному бессознательному.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-11-2006
Юрий Васильевич Ирхин Социологические исследования. 2006.  № 1. С. 73-82. 
Автор поясняет, что под "электронным правительством" (E-Government) в литературе понимеются интернет-технологии, обеспечивающие информационное взаимодействие органов власти с населением и с институтами гражданского общества. В процессе становления "электронного правительства" выделены три основные стадии-направления: "публичность", "участие" и "онлайн-транзикции". Под публичностью понимается использование новейших коммуникационных технологий для расширения доступа граждан и институтов гражданского общества к информации о деятельнсти федеральных органов государственной власти и местного самоуправления. Участие. - это включение граждан в управление государственными и общественными делами на всех уровнях власти и на протяжении всего процесса подготовки и принятия политических решений. Онлайн-транзикции обеспечивают предоставление услуг государственных и муниципальных учреждений через Интернет - оплату коммунальных платежей, заполнение налоговых деклараций, регистрацию общественных объединений и т.д. Автор отмечает, что в большинстве постиндустриальных стран Запада и Востока успешно реализована начальная стадия ("публичность"). Сообщается, что Финляндия первой в мире приняла закон об электронных услугах, включающий положения о правах и обязанностях органов государственного управления и их клиентов, о требованиях в отношении электронной идентификации личности граждан. В статье также дается общая характеристика официальных правительственных веб-порталов США, Канады, Финляндии и Великобритании. В заключение рассмотрен ход реализации принятой в 2002 г. Федеральной целевой программы "Электронная Россия". Приведены данные о серверах основных государственных служб Российской Федерации, серверах Правительства и административных округов Москвы, а также территориальных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-02-2006
Владимир Олегович Рукавишников Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 30-43. 
Приводятся результаты опросов населения США и Великобритании по вопросам отношения к СССР и к политике Сталина, проводившихся в 40-е годы. Отмечается, что в 1941 г. большинство американцев, несмотря на резкую антипатию по отношению к Гитлеру, все же надеялись, что их стране не придется воевать с фашистской Германией; порядка 69% американцев считали в тот момент наиболее целесообразным оказание военного противодействия экспансии Японии в Азии и на Тихом океане. Отмечается, что 24 июня 1941 г. президент США Рузвельт выступил с заявлением о готовности своей страны оказать помощь СССР, что вскоре после этого британский премьер-министр Черчилль заявлял о готовности Великобритании сотрудничать с любым противником Германии, включая СССР. В октябре 1941 г. только 22% американских респондентов согласились рассматривать СССР как равного (наряду с Британией) партнера в борьбе со странами «оси». На поворот в общественном мнении обеих стран кардинально повлиял перелом событий на советско-германском фронте. В феврале 1942 г. доля американцев, называвших Россию «полноправным союзником», достигла половины, а в ноябре 1942 г. она составляла 78%. Автор замечает, что в годы второй мировой войны антикоммунистические настроения в США не исчезли, а лишь временно ослабли и не проявлялись открыто. Отношение к СССР со стороны США заметно охладевает вскоре после победы над Германией. Подводя итоги рассмотрению динамики отношения западного, и, в частности, американского общественного мнения к СССР на протяжении 1941-45 гг., автор отмечает, что Советский Союз воспринимался правящей элитой США и Великобритании как временный союзник, ненадежный партнер и непременный соперник в недалеком будущем.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-03-2005
Лев Аронович Фиглин Социологические исследования. 2003.  № 6. С. 126-129. 
В статье отмечается, что потребной единой федерально-региональной информационно-аналитической системы обеспечения социального развития пока нет. В наших управленческих, государственных структурах традиционно доминировали нередко сохраняются типы информационного обеспечения. Которые можно определить как 1) догматический, 2) закрытый, 3) прагматический. Автор предполагает, что адекватный информационный базис социального управления может быть обеспечен лишь при наличии научно-аналитического типа информационной службы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-06-2005
В. Е. Давидович Социологические исследования. 2002.  № 9. С. 143-146. 
Рецензия на книгу: Макаренко В.П. ГЛАВНЫЕ ИДЕОЛОГИИ СОВРЕМЕННОСТИ. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 473 с.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-05-2005
Геннадий Петрович Бакулев Социологические исследования. 2005.  № 1. С. 105-114. 
Нормативные теории массовой коммуникации имеют дело с "идеальными вариантами" деятельности в области масс-медиа. Автор отмечает, что во второй половине XX в. правительства ведущих стран запада занялись разработкой принципов политики в области масс-коммуникаций. К этому их подталкивали концентрация собственности и монополизация в сфере масс-медиа, грозящие нарушением прав граждан на получение достоверной информации, рост объема мультимедийных операций, увеличение влияния на общество телевидения, а затем и Интернета "как социальной силы, превосходящей или вытесняющей другие агентства социализации и контроля". Первой попыткой сравнительного описания теорий СМИ стал труд Зиберта, Петерсона и Шрамма «Четыре теории прессы», изданный в 1956 г. Зиберт определил свой подход как нормативный, поскольку ставил задачу показать не то, как СМИ реально функционируют в обществе, но скорее то, как они могли бы функционировать, как им надо было бы функционировать, согласно некоторым критериям, отвечающим характерным для данного конкретного общества нормам и ценностям. Он выделил четыре типа теорий СМИ: авторитарные, либертарианские, социальной ответственности и советских медиа. Позднее этот подход развивали далее, дополняли и модифицировали другие авторы, с сохранением исходных положений. В 1980-е гг. Маккуэл предложил дополнить "концепцию четырех теорий" еще двумя: медиа развития, а также демократического участия (партиципаторная модель). Черты авторитарной теории прослеживаются, согласно Зиберту, в до-демократических, явно диктаторских и репрессивных обществах. Либертарианская, или теория свободной прессы рассматривает проблемы обеспечения права на информацию при соблюдении законов и ограничений, соответствующих нормам, принципам и ценностям либерально-демократического государства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-11-2006
Галина Александровна Цветкова Социологические исследования. 2003.  № 8. С. 39-44. 
Исследования деятельности политических организаций на местном уровне приобретают все большее значение для понимания как российской политики, так и положения дел с местным самоуправлением. Партии в принципе заинтересованы в росте своего влияния на жизнь муниципальных образований. Автор в своем исследовании пытается обнаружить современные тенденции, характерные черты поведения партий на территориях муниципальных образований.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-04-2005
Дмитрий Александрович Левчик Социологические исследования. 1996.  № 8. С. 51-56. 
В статье рассматривается некая новая форма политической борьбы – политический хепенинг, юморины – театрализованного действия с юмористическим сценарием, зачастую массовым. Автор сформулировал гипотезу о наличии «смехового» российского политического спектра, функционирования в нем парапартий, которые являются основным стилевым элементом при организации внепарламентского политического хепенинга – новой формы эффективной политической борьбы, при этом признается периферийный характер этой борьбы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-12-2004
Андрей Владимирович Чугунов, Вера Алексеевна Ачкасова Социологические исследования. 2004.  № 4. С. 71-77. 
В статье выявляются связи между развитием электронных технологий и процессами регионализации в условиях глобализации. Авторы отмечают, что в большинстве развитых стран в последнее время усиливается автономия локальных территорий и возрастает роль регионов. Выделены три группы подходов к интерпретации данных явлений. В одних случаях интеграция и регионализация оцениваются как естественные в условиях глобализации тенденции развития, составляющие единое целое. В других – напротив, регионализация расценивается как новая феодализация: большие социальные образования распадаются на соперничающие друг с другом домены; усиливается автономия локальных сообществ (И. Уоллерстайн, Д. Лестнер, В. Шляпентох). При сетевом подходе (М. Кастельс, А. Турен) регионализация видится как неизбежный результат процессов становления информационного общества. Формируется новый тип политического образования – государство информационной эпохи, «основанное на сети политических институтов и органов принятия решений национального, регионального, местного и локального уровней, неизбежное взаимодействие которых трансформирует принятие решений в бесконечные переговоры между ними» (Кастельс, Киселева). Процесс перехода к сетевому государству благодаря интерактивному характеру коммуникаций облегчает участие граждан в управлении и контроле действий властей. Авторы отмечают, что такая благостная картина далека от российской действительности. В менталитете российских граждан по-прежнему актуален стереотип главенствующей роли государства в социальных процессах. При наличии единого экономического центра, где сосредоточены финансовые ресурсы и властные рычаги, нарушаются внутренние связующие функции взаимоотношений центр – периферия.
ресурс содержит прикрепленный файл