Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

Социологические исследования

Опубликовано на портале: 05-10-2007
Екатерина Ходжаева, Елена Алексеевна Шумилова Социологические исследования. 2003.  № 3. С. 106-108. 
Социологический опрос молодежи Татарстана с целью выявить уровень предмет ее религиозности (2001 г.) показал следующее. Сами по себе религиозные взгляды для основной части молодых людей нехарактерны: к традиционным мусульманам (придерживающимся основных канонов и предписаний своей религии) отнесло себя около ¼ респондентов. Для подавляющего большинства опрошенных принадлежность к исламу носит не столько конфессиональный характер, сколько выступает в качестве дополнительного, наряду с языком и традициями, определителя этнической принадлежности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-09-2007
Жан Терентьевич Тощенко Социологические исследования. 2007.  № 2. С. 3-14. 
Теократия рассматривается в статье как та форма государственного управления, при которой политическая власть осуществляется с позиций религиозной регламентации государственной и общественной жизни. В зависимости от степени клерикализации государственной власти и способов регулирования отношений между государством и религиозными организациями выделен ряд групп стран. К первой группе отнесены государства, где власти не скрывают, что они проводят теократическую политику и где духовная и светская власть неразделимы. Вторая группа - страны, где приоритетом пользуется "господствующая" (государственная) религия. Третья группа - политконфессиональные государства, в которых глава правительства неизменно подчеркивает свою религиозность. Также выделены светские (внеконфессиональные и нерелигиозные) государства; конфессионально-религиозные государства; государства по преимуществу светские, но охваченные клерикальными процессами. Отмечаются угрозы, связанные с эксцесами религиозного экстремизма и фундаментализма. В заключение подчеркивается, что теократические религиозные государства нестабильны. Тем не менее, в ряде стран в современную эпоху происходит "ползучий процесс клерикализации и даже теократизации" (с. 14). Россия - не исключение, поскольку и в ней имеют место попытки реализации модели страны с господствующей (некоторые настаивают - государственной) религией.
Опубликовано на портале: 26-12-2005
Нелли Александровна Романович Социологические исследования. 2002.  № 8. С. 35-39. 
В статье представлен анализ отношения россиян к демократическим ценностям и дана попытка объяснения такого отношения. Автором используются материалы собственных опросов в г. Воронеже, а также материалы всероссийских опросов. На основании представленных данных автор делает однозначный вывод о том, что демократические ценности вообще и ценность свободы в частности не являются значимыми для большинства россиян. Автор объясняет это тем, что у россиян существует свое (не западное) представление о свободе, власти и государстве. Рядом набросков автор показывает отдельные стороны этого особенного представления. Такое отношение к свободе и демократии представляется автору внешним проявлением глубинных культурных ценностей, которые фактически неотчуждаемы от нашего народа. Основанное на этих ценностях своеобразное отношение к свободе автор прослеживает в православном наследии, в частности в писаниях святых отцов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-02-2006
Сергей Васильевич Востриков Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 22-30. 
В статье исследуются идейные истоки германского нацизма, который синтезировал неоднородные, зачастую противоречивые элементы мистических и псевдонаучных доктрин (расовая теория, евгеника, теософия, социал-дарвинизм, физиогномистика и т.д.). Отмечается, что нацизм объявил себя врагом современной европейской «лженауки», римского права и христианства, а также борцом с пагубным влиянием «еврейского духа». Символом «нордической» науки стал австриец Г. Горбигер, проповедник «учения о мировом льде» и грядущей мутации нации. Его доктрина отвечала запросам теории арийской расы, будто бы сохранившей первозданную чистоту, чтобы господствовать над миром. Эти проповеди довели до крайности убеждения Гитлера в том, что узость западной науки расслабила немцев. Данное учение сплеталось с языческими культами древних германцев, учением Ницше о появлении «сильной личности» и романтическим идеалом человека будущего. «Арийская наука» получали «обоснование» в «теории», разработанной к 1937 году археологом Кисо, который якобы обнаружил в ряде отдаленных мест (Анды, Тибет, Гоби, Абиссиния) «неопровержимые свидетельства» существования более высоких цивилизаций. Направленность нацистской экспансии («Натиск на Восток») опиралась на эзотерическую «нордическую доктрину» и на традиции Тевтонского ордена. Автор констатирует: «Теософия нацизм помогла… породить сатанинское, но достаточно результативное движение…. Завершившаяся 60 лет тому назад война была не только сражением танков, самолетов. Линкоров, но и судьбоносной битвой сил добра и зла» (с. 29).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-10-2007
Рафаэль Гасанов Социологические исследования. 2003.  № 3. С. 96-101. 
Анализируя отношение азербайджанцев к религиозному буму, начавшемуся после восстановления независимости (активизация культово-обрядной и просветительской деятельности, появление политического ислама и пр.), автор приходит к обоснованному выводу. Исламский ренессанс в республике не играет такой существенной роли, как, например, на Ближнем Востоке. Это – важный, но не доминирующий фактор общественно-политической жизни Азербайджана. Для большинства населения страны возврат в ислам – это путь культурного и духовно-нравственного возрождения и консолидации общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-01-2007
Jürgen Habermas
Перев.: Андрей Анатольевич Зотов (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2006.  № 1. С. 45-53. 
Опубликован перевод доклада, прочитанного Юргеном Хабермасом 29 июня 2002 года по случаю дней Лейбница в Берлин-Бранденбургской Академии Наук. Отмечается, что слово Toleranz вошло в немецкий язык в XVI-XVII веках и поначалу использовалось в значении терпимости властей и правоверного населения к людям иной веры с их религиозной практикой. Исследуются представленное французским философом раннего Просвещения Пьером Бейлем (1647-1706) обоснование толерантности как "концепции уважения" и взаимного признания людьми правил толерантного отношения с видением в двухсторонней перспективе. Согласно Бейлю, "если муфтия охватит стремление направить к христианам группу миссионеров, ... и эти турецкие миссионеры будут схвачены на том основании, что они входили в наши дома, чтобы выполнять задачу обращения в свою веру, то я не считаю, что было бы оправданным их за это наказывать. ... Если этих турок затем повесят, то разве не было бы странным воспринимать как плохое то, что японцы поступали точно также с христианскими миссионерами" (с. 46). Отмечается, что Бейль здесь выступил предшествеником Канта, выдвинувшего категорический императив. Хабермас разрешает мнимый парадокс, побуждающий рассматривать толерантность как проявление чрезмерной уступчивости и основанный на том, что трудно четко определить границы терпимого при установлении норм толерантного отношения к чуждым для данной общности убеждениям и поведенческим практиам. При сохранении разногласий между социальными и этническими общностями все же необходима выработка путем диалога правил толерантного отношения. Конкурирующие притязания на значимость могут и должны отвергаться в том случае, если они идут вразрез с общепринятыми в обществе правовыми и нравственными нормами. "Расисту следует не становиться толерантным, а преодолевать свой расизм". Подчеркивается значение толерантности как средства снятия диструктивных конфликтов и напряженности отношений в мультикультурных обществах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-07-2005
Михаил Петрович Мчедлов, Юрий Андреевич Гаврилов, Александр Шевченко Социологические исследования. 2004.  № 9. С. 95-101. 
Статья посвящена раскрытию характера взаимосвязи и взаимообусловленности мировоззренческих ориентаций принадлежностью к этническим, конфессионально-культурным общностям. Автор опирается на данные общероссийского социологического исследования, проведенного в 2003 г. в 11 территориально-экономических районах страны, а также в Москве и Санкт-Петербурге. Опрошены представители 11 социальных групп населения: гуманитарная интеллигенция, работники торговли, сферы бытовых услуг, транспорта и связи, служащие, предприниматели малого и среднего бизнеса, военнослужащие и сотрудники МВД, жители сел и деревень, городские пенсионеры, студенты вузов, безработные, всего - 1750 респондентов от 18 лет и старше в 58 поселениях - мегаполисах, областных центрах, районных городах и селах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-01-2007
Сергей Николаевич Булгаков Социологические исследования. 1990.  № 3. С. 110-111. 
Данная статья представляет собой проект ортодоксального православного определения природы социализма известного русского религиозного философа начала ХХ века Сергея Булгакова. В ней отрицается попытка осуждения социализма как такового с религиозно-нравственной точки зрения, при этом социализм рассматривается в качестве не мировоззрения, но лишь практической этики и целесообразности. По мнению автора, цель социализма, понятая, как осуществление социальной справедливости, защиты слабых, борьбы с бедностью, безработицей, эксплуатацией — в такой степени нравственно самоочевидна, что разногласие может быть только относительно практической целесообразности или осуществимости тех или иных мероприятий.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-09-2007
Виктор Георгиевич Городяненко Социологические исследования. 2007.  № 2. С. 15-20. 
В статье рассмотрены особенности происходящих в Украине межнациональных и межконфессиональных конфликтов, а также причины раскола в политической элите украинского общества. Показано, что противостояние части населения восточных и западных регионов страны вызвано не только историческими, культурными и этнонациональными особенностями, но во многом обусловлено экономико-политическими противоречиями. Восточные области Украины по причине высокой концентрации промышленности выступают экономическими донорами: в пяти областях восточного региона производится свыше 50% национального продукта Украины, в центральных областях - 20%, а в шести западных - лишь 10%. Донецкая область, занимая 4,4% территории страны, дает четверть ее внутреннего продукта. Автор приводит данные опросов граждан Украины по вопросу об отношении населения этой страны к идее федерализма, которые провели сотрудники Киевского международного института социологии и Украинского центра экономических и политических исследований им. Разумкова. Как показали результаты, только 29% граждан Украины поддерживают идею федерализации, тогда как 43% участвовавших в опросе граждан выступают категорически против нее.
Опубликовано на портале: 16-09-2004
Виктор Павлович Макаренко Социологические исследования. 2004.  № 8. С. 33-43. 
Несмотря на общее название, статья имеет более частный характер. Ее тема – сравнение (в связи с дискуссиями «коммунитаристов» и «неолибералов»)воззрений Дюркгейма и Вебера о взаимовлиянии социальной и политической сфер. Дюркгейм исходил из превосходства социальной группы и общих интересов над индивидом и его частными интересами. Он разошелся с позицией классического либерализма в отношении ограничения функций государства обеспечением политических и гражданских прав и полагал, что по мере развития общества государство умножает свои функции. Позиции Вебера и Дюркгейма совпадают в признании за государством роли морального руководителя общества. Но Вебер полагал, что влияние государства на общественную мораль имеет опосредованный характер, исходил из представления об утилитарном характере протестантской этики как истока прогрессирующей рационализации современного западноевропейского общества.
Опубликовано на портале: 28-09-2004
Владимир Михайлович Соколов Социологические исследования. 2003.  № 8. С. 54-63. 
Суть толерантности автор видит в допустимости иных точек зрения, в лояльном отношении к иным политическим убеждениям, религиозным взглядам и т.д. Однако толерантность не есть терпимость к враждебным и деструктивным действиям по отношению к себе, к собственной группе, к своей стране и не означает отказа или отхода от своих принципов, убеждений, верований и т.д. Представлены результаты социологического опроса жителей Москвы и Зеленограда (1100 чел.), проведенного для выявления состояния и уровня их толернатности в целом и по отдельным сферам общественной жизни (политическая, религиозно-конфессиональная, в межнациональных отношениях, в культуре и в общественном поведении). Констатируется, что по сравнению с советским обществом в современной России отмечается более высокая терпимость к мировоззренческому инакомыслию, в отношении иных форм бытового поведения, молодежной моды и др. Вместе с тем отмечается возрастание нетерпимости к проявлениям социальной несправедливости и к ее носителям. Формирование толерантного сознания в России – многонациональной стране, выходящей из общенационального кризиса, рассматривается как сложная задача с учетом последствий недавних вспышек межнациональных конфликтов и нередких проявлений сепаратизма и политического экстремизма.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-10-2007
Абдирашид Мирзахметов Социологические исследования. 2003.  № 3. С. 93-96. 
Как считает автор, исламский фактор – это многоплановое явление. С одной стороны, оно содержит в себе возрождение религиозных традиций, образа жизни, культуры и активизацию и рост влияния мусульманских стран в мире; с другой – стремление к политизации ислама (вплоть до установления шариатского правления) и достижению поставленных целей с примирением насилия. Борясь с проявлениями исламизма, следует помнить, что ислам может стать стержнем созидательного, позитивного развития многих государств и содействовать межконфессиональному взаимопониманию и толерантности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2005
Рубен Абгарович Орбели Социологические исследования. 1993.  № 1. С. 139-147. 
Материал продолжает начатую в № 12, 1991 г. и № 4, 1992 г. публикацию работы профессора Р.А. Орбели, одного из представителей известной российско-армянской династии, давшей миру знаменитых ученых. Данную работу невозможно отнести к привычной социологической парадигме, хотя в ней принципиально соблюден социологический подход: автор рассматривает все человечество, его политическое и социальное устройство на момент написания (1917 г.) с точки зрения тех надмирных общественных связей, которые задает христианство. Будучи одной появившихся в тот период работ в рамках христианской социологии, она включена в контекст идей В.С. Соловьева, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева и С.Л. Франка.
ресурс содержит прикрепленный файл