Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 50

Опубликовано на портале: 25-01-2012
В.И. Москаленко Полития. 2007.  № 4. С. 147-163. 
Существенное место в работе В.И.Москаленко отводится процессам, связанным с ростом исламского радикализма. Особую опасность автор видит в складывающемся союзе исламских фундаменталистов и этносоциальных партий, например, в населенных пуштунами северо-западных районах страны.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-03-2006
Евгений Владимирович Кратов Гуманитарная мысль Юга России. 2005.  № 1. С. 109-117. 
В статье рассматривается состояние северокавказских мусульманских общин и политика, которую осуществляла Советская власть по отношению к исламу на территории Северо-Кавказского края в 1924-1934 гг.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-01-2012
Константин Михайлович Труевцев Полития. 2007.  № 4. С. 55-75. 
К.М.Труевцев анализирует степень готовности как исламского мира в целом, так и входящих в его состав отдельных стран, к вызовам глобализации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-01-2012
Сергей Васильевич Михайлов Полития. 2007.  № 4. С. 212-217. 
При рассмотрении рукописи книги об исламских этнических меньшинствах в Европе, подготовленной в ИНИОН РАН, С.В.Михайлов особое внимание обращает на новые тенденции в отношении иммигрантов к европейскому обществу, к его нормам и ценностям.
ресурс содержит прикрепленный файл
Исламофобия [статья]
Опубликовано на портале: 26-03-2006
Сергей Николаевич Абашин Гуманитарная мысль Юга России. 2005.  № 1. С. 20-26. 
В современном российском обществе можно выделить несколько форм проявления нетерпимости к исламу: исламофобия западников, исламофобия консерваторов, православная исламофобия. В последние годы было несколько незначительных антиисламских акций, которые можно было бы квалифицировать как государственную исламофобию. Для решения стоящих перед обществом необходимо создавать условия для самого широкого диалога всех политических, общественных и религиозных сил, не рассматривая априори каждую из них как какую-то неправильную или «чужую». И это будет возможно, если будет недвусмысленно осуждена и прекращена исламофобская истерия.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-01-2012
Леонид Рудольфович Сюкияйнен Полития. 2007.  № 4. С. 76-80. 
По мнению Л.Р.Сюкияйнена, проблемы, связанные с вызовами глобализации, невозможно рассматривать без учета тенденций развития современной исламской мысли. В статье исследуется сочетание исламских традиций с западными стандартами и либеральными ценностями, которое характеризуется как весьма противоречивое.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-01-2012
А.С. Юнусов Полития. 2007.  № 4. С. 164-183. 
В статье А.С.Юнусова дается анализ динамики религиозной ситуации в Азербайджане. Автор задается вопросом о перспективах политического ислама в стране, особо актуального на фоне падения авторитета прозападных и пророссийских политических структур.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-01-2007
Jürgen Habermas
Перев.: Андрей Анатольевич Зотов (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2006.  № 1. С. 45-53. 
Опубликован перевод доклада, прочитанного Юргеном Хабермасом 29 июня 2002 года по случаю дней Лейбница в Берлин-Бранденбургской Академии Наук. Отмечается, что слово Toleranz вошло в немецкий язык в XVI-XVII веках и поначалу использовалось в значении терпимости властей и правоверного населения к людям иной веры с их религиозной практикой. Исследуются представленное французским философом раннего Просвещения Пьером Бейлем (1647-1706) обоснование толерантности как "концепции уважения" и взаимного признания людьми правил толерантного отношения с видением в двухсторонней перспективе. Согласно Бейлю, "если муфтия охватит стремление направить к христианам группу миссионеров, ... и эти турецкие миссионеры будут схвачены на том основании, что они входили в наши дома, чтобы выполнять задачу обращения в свою веру, то я не считаю, что было бы оправданным их за это наказывать. ... Если этих турок затем повесят, то разве не было бы странным воспринимать как плохое то, что японцы поступали точно также с христианскими миссионерами" (с. 46). Отмечается, что Бейль здесь выступил предшествеником Канта, выдвинувшего категорический императив. Хабермас разрешает мнимый парадокс, побуждающий рассматривать толерантность как проявление чрезмерной уступчивости и основанный на том, что трудно четко определить границы терпимого при установлении норм толерантного отношения к чуждым для данной общности убеждениям и поведенческим практиам. При сохранении разногласий между социальными и этническими общностями все же необходима выработка путем диалога правил толерантного отношения. Конкурирующие притязания на значимость могут и должны отвергаться в том случае, если они идут вразрез с общепринятыми в обществе правовыми и нравственными нормами. "Расисту следует не становиться толерантным, а преодолевать свой расизм". Подчеркивается значение толерантности как средства снятия диструктивных конфликтов и напряженности отношений в мультикультурных обществах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-01-2012
Г.С. Померанц Полития. 2007.  № 4. С. 201-211. 
В интервью с Г.С.Померанцем были затронуты такие вопросы как культурная совместимость традиционных европейских и исламских ценностей, возможности их бесконфликтного сосуществования, духовный кризис постхристианского Запада, феномен "евроислама".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-07-2005
Михаил Петрович Мчедлов, Юрий Андреевич Гаврилов, Александр Шевченко Социологические исследования. 2004.  № 9. С. 95-101. 
Статья посвящена раскрытию характера взаимосвязи и взаимообусловленности мировоззренческих ориентаций принадлежностью к этническим, конфессионально-культурным общностям. Автор опирается на данные общероссийского социологического исследования, проведенного в 2003 г. в 11 территориально-экономических районах страны, а также в Москве и Санкт-Петербурге. Опрошены представители 11 социальных групп населения: гуманитарная интеллигенция, работники торговли, сферы бытовых услуг, транспорта и связи, служащие, предприниматели малого и среднего бизнеса, военнослужащие и сотрудники МВД, жители сел и деревень, городские пенсионеры, студенты вузов, безработные, всего - 1750 респондентов от 18 лет и старше в 58 поселениях - мегаполисах, областных центрах, районных городах и селах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-12-2011
Ольга Ивановна Величко Полития. 2009.  № 3. С. 76-86. 
На основе анализа документов Ватикана и работ католических авторов О.Величко показывает, что в рамках социального учения католицизма ведется активный поиск альтернатив существующему положению вещей и предлагаются некоторые конкретные инструменты преодоления нынешнего кризиса. Католическая теоретическая мысль и научная публицистика выявляют три главные составляющие мирового кризиса, которые католики считают не только экономическим, но и нравственным. Источником и мотором кризиса признается несовершенство финансовой системы мирового хозяйства. Второй его чертой является почти полное отсутствие социальной ответственности предпринимательства. Третья составляющая – распространившееся повсюду пренебрежение элементарными нравственными нормами, грозящее дегуманизацией общества. Сторонники католического социального учения сходятся во мнении, что безграничный и бесконтрольный либерализм себя исчерпал. Его провалы, как представляется католической Церкви, дают шанс ее социальной доктрине и пропагандируемому ею «социальному рыночному хозяйству».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-11-2006
Владимир Олегович Бобровников Гуманитарная мысль Юга России. 2006.  № 1. С. 4-18. 
На примере религиозного законодательства постсоветского Дагестана в статье рассматривается традиционалистский дискурс, который определяет восприятие и функционирование ислама в постсоветских условиях. Согласно гипотезе автора, “традиционный ислам”, легализованный в Дагестане в 1990-1997 гг. и воплощенный в структурах республиканского муфтията, представляет собой новый обычай, испытавший немалое влияние советской традиционалистской этнографической школы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-02-2008
Олег Анатольевич Кармадонов Журнал социологии и социальной антропологии. 2002.  № 4. С. 85-99. 
Статья посвящена анализу взаимоотношений между религиозными общинами, органами государственной власти и общественностью в сегодняшних Соединенных Штатах; прояснению этнических и расовых коннотаций в системе этих взаимоотношений; анализу образов акторов исследуемой сферы, как они представлены в средствах массовой информации и общественном мнении.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-03-2012
Ю.А. Рябых Полития. 2004.  № 1. С. 124-148. 
В центре внимания Ю.А. Рябыхнаходятся проблемы адаптации Русской Православной Церкви к светскому характеру российской политики, а также согласование партийной идеологии с традиционными религиозными ценностями.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-03-2012
Алексей Владимирович Ситников Полития. 2004.  № 4. С. 77-95. 
По утверждению А.В. Ситникова, вопреки расхожему мнению, в России нравственные принципы православия могут способствовать возникновению духовных предпосылок демократии, гражданского общества и правовой культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл