Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 50

Опубликовано на портале: 23-01-2007
Сергей Николаевич Булгаков Социологические исследования. 1990.  № 3. С. 110-111. 
Данная статья представляет собой проект ортодоксального православного определения природы социализма известного русского религиозного философа начала ХХ века Сергея Булгакова. В ней отрицается попытка осуждения социализма как такового с религиозно-нравственной точки зрения, при этом социализм рассматривается в качестве не мировоззрения, но лишь практической этики и целесообразности. По мнению автора, цель социализма, понятая, как осуществление социальной справедливости, защиты слабых, борьбы с бедностью, безработицей, эксплуатацией — в такой степени нравственно самоочевидна, что разногласие может быть только относительно практической целесообразности или осуществимости тех или иных мероприятий.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-12-2011
Иван Владимирович Забаев Полития. 2008.  № 1. С. 95-113. 
В статье прослеживаются возможные каналы влияния религиозного фактора на становление специфически российской версии социализма. Воспользовавшись логикой работы М.Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», И.Забаев выявляет те категории, которые играли доминирующую роль в сознании людей в дореволюционной России. Этими категориями, по его заключению, были «послушание» и «смирение». Именно послушание и смирение обеспечивали православному человеку спасение (главную ценность в православии). В повседневной жизни подобные установки легко трансформировались в готовность подчиняться «вышестоящему». Раз сформировавшись, они оказались весьма устойчивыми и, будучи оторваны от своих религиозных корней, обеспечили своеобразное «подвижничество» на мирской стезе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-01-2013
Ольга Ивановна Величко Полития. 2002.  № 2. С. 52-61. 
О.И.Величко рассматривает отношение представителей католической церкви к проблемам, которые порождает глобализация. В сфере ее внимания – прежде всего по новому встающие социальные проблемы национального и глобального измерения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-09-2007
Виктор Георгиевич Городяненко Социологические исследования. 2007.  № 2. С. 15-20. 
В статье рассмотрены особенности происходящих в Украине межнациональных и межконфессиональных конфликтов, а также причины раскола в политической элите украинского общества. Показано, что противостояние части населения восточных и западных регионов страны вызвано не только историческими, культурными и этнонациональными особенностями, но во многом обусловлено экономико-политическими противоречиями. Восточные области Украины по причине высокой концентрации промышленности выступают экономическими донорами: в пяти областях восточного региона производится свыше 50% национального продукта Украины, в центральных областях - 20%, а в шести западных - лишь 10%. Донецкая область, занимая 4,4% территории страны, дает четверть ее внутреннего продукта. Автор приводит данные опросов граждан Украины по вопросу об отношении населения этой страны к идее федерализма, которые провели сотрудники Киевского международного института социологии и Украинского центра экономических и политических исследований им. Разумкова. Как показали результаты, только 29% граждан Украины поддерживают идею федерализации, тогда как 43% участвовавших в опросе граждан выступают категорически против нее.
Опубликовано на портале: 25-01-2012
П.В. Топычканов Полития. 2007.  № 4. С. 184-195. 
В статье П.В.Топычканова представлен многоплановый анализ мусульманского меньшинства в Индии. По мнению автора, диспропорциональное присутствие мусульман в общественно-политической жизни является одной из серьезных проблем страны.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-07-2013
Людмила Николаевна Бровко Диалог со временем. 2009.  № 26. С. 38-62. 
Годы правления национал-социалистов в Германии (1933– 1945) — страшное время в истории немецкого народа и всего человечества. Был очевиден не только кризис социально-политической системы, сложившейся ко времени наступления фашизма, но и кризис всей христианской культуры, ее нравственной составляющей. К власти пришло доселе незнакомое племя, которое навязывало принципы, противоречившие нормам и догматике христианских церквей, несовместимые с христианским мировоззрением и моралью.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-04-2013
П.Л. Бляхер Полития. 2013.  № 1.
Статья посвящена анализу религиозной ситуации в РФ на примере Дальневосточного федерального округа. На основе эмпирических данных П.Бляхер показывает, что массовые опросы, фиксирующие рост религиозных настроений в стране, отражают скорее реальность СМИ и государственных структур, нежели ту реальность, в которой существуют миллионы россиян. По его заключению, результатом попыток насаждения религиозности в России стало формирование очередного виртуального пространства, находящегося между обществом и властью и в равной степени чужого как для первого, так и для второй. Искусственная актуализация смыслов, не присутствующих в явленных формах в повседневности большинства жителей страны, порождает реальность-симулякр, которая и становится предметом анализа, в то время как сама жизнь людей, верующих и атеистов, оказывается вытесненной за пределы рефлексии.
Опубликовано на портале: 05-10-2007
Газиз Турысбекович Телебаев №7-8, 9.. 2003.  № 3. С. 101-106. 
Превалирующая в стране тенденция – рост религиозности населения, обусловлена аномией и неопределенностью, которые присущи переходному периоду. Неадекватность статус-социальных и этатистских идентификаторов советского времени реалиям современности способствовало формированию идеологического вакуума и маргинализации массового сознания. В подобных условиях естественная потребность людей в духовной защищенности побуждает их обращаться к религии как системе морально-нравственных ценностей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-04-2012
Алексей Владимирович Ситников Полития. 2006.  № 1. С. 131-148. 
А.В. Ситников констатирует, что модернизация российского общества прошла без какого-либо влияния религиозного фактора, а во многом – вопреки ему. Автор сопоставляет это с ролью христианства в становлении европейских демократических институтов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-01-2012
В.Я. Белокреницкий Полития. 2007.  № 4. С. 104-121. 
В фокусе внимания В.Я.Белокреницкого - связь между мировой политикой и мировой демографией. Именно сквозь призму демографических процессов дается исторический обзор взаимоотношений России и исламского мира.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-08-2003
Ирина Леонидовна Бабич
В статье рассматривается процесс формирования трех групп идентичности в современном кабардино-балкарском обществе: религиозной, политической и этнической. Основное внимание уделяется историческим корням описываемых процессов, автор анализирует несколько исторических срезов, наиболее ярко характеризующих жизнь исследуемых народов. Проблема формирования разных вариантов идентичности рассматривается через описание конкретных конфликтов, происходивших как в прошлом, так и в настоящем. Анализируются факторы, влияющие на процесс взаимоотношений кабардинцев и балкарцев.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 16-09-2004
Виктор Павлович Макаренко Социологические исследования. 2004.  № 8. С. 33-43. 
Несмотря на общее название, статья имеет более частный характер. Ее тема – сравнение (в связи с дискуссиями «коммунитаристов» и «неолибералов»)воззрений Дюркгейма и Вебера о взаимовлиянии социальной и политической сфер. Дюркгейм исходил из превосходства социальной группы и общих интересов над индивидом и его частными интересами. Он разошелся с позицией классического либерализма в отношении ограничения функций государства обеспечением политических и гражданских прав и полагал, что по мере развития общества государство умножает свои функции. Позиции Вебера и Дюркгейма совпадают в признании за государством роли морального руководителя общества. Но Вебер полагал, что влияние государства на общественную мораль имеет опосредованный характер, исходил из представления об утилитарном характере протестантской этики как истока прогрессирующей рационализации современного западноевропейского общества.
Опубликовано на портале: 28-09-2004
Владимир Михайлович Соколов Социологические исследования. 2003.  № 8. С. 54-63. 
Суть толерантности автор видит в допустимости иных точек зрения, в лояльном отношении к иным политическим убеждениям, религиозным взглядам и т.д. Однако толерантность не есть терпимость к враждебным и деструктивным действиям по отношению к себе, к собственной группе, к своей стране и не означает отказа или отхода от своих принципов, убеждений, верований и т.д. Представлены результаты социологического опроса жителей Москвы и Зеленограда (1100 чел.), проведенного для выявления состояния и уровня их толернатности в целом и по отдельным сферам общественной жизни (политическая, религиозно-конфессиональная, в межнациональных отношениях, в культуре и в общественном поведении). Констатируется, что по сравнению с советским обществом в современной России отмечается более высокая терпимость к мировоззренческому инакомыслию, в отношении иных форм бытового поведения, молодежной моды и др. Вместе с тем отмечается возрастание нетерпимости к проявлениям социальной несправедливости и к ее носителям. Формирование толерантного сознания в России – многонациональной стране, выходящей из общенационального кризиса, рассматривается как сложная задача с учетом последствий недавних вспышек межнациональных конфликтов и нередких проявлений сепаратизма и политического экстремизма.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-10-2007
Абдирашид Мирзахметов Социологические исследования. 2003.  № 3. С. 93-96. 
Как считает автор, исламский фактор – это многоплановое явление. С одной стороны, оно содержит в себе возрождение религиозных традиций, образа жизни, культуры и активизацию и рост влияния мусульманских стран в мире; с другой – стремление к политизации ислама (вплоть до установления шариатского правления) и достижению поставленных целей с примирением насилия. Борясь с проявлениями исламизма, следует помнить, что ислам может стать стержнем созидательного, позитивного развития многих государств и содействовать межконфессиональному взаимопониманию и толерантности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2005
Рубен Абгарович Орбели Социологические исследования. 1993.  № 1. С. 139-147. 
Материал продолжает начатую в № 12, 1991 г. и № 4, 1992 г. публикацию работы профессора Р.А. Орбели, одного из представителей известной российско-армянской династии, давшей миру знаменитых ученых. Данную работу невозможно отнести к привычной социологической парадигме, хотя в ней принципиально соблюден социологический подход: автор рассматривает все человечество, его политическое и социальное устройство на момент написания (1917 г.) с точки зрения тех надмирных общественных связей, которые задает христианство. Будучи одной появившихся в тот период работ в рамках христианской социологии, она включена в контекст идей В.С. Соловьева, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева и С.Л. Франка.
ресурс содержит прикрепленный файл