Статьи
Всего статей в данном разделе : 50
Опубликовано на портале: 24-11-2003
Лариса Анатольевна Андреева
Общественные науки и современность.
2001.
№ 4.
С. 85–102.
Автор рассматривает проблемы власти в истории России в широком историческом контексте, в частности, в свете концепции царя-Спасителя (мессии). Корни этого представления восходят к Древнему Египту, где должность фараона подверглась сакрализации, существовала идея о сочетании в нем божественного и человеческого начал. Подобной же природой обладал мессия (мошиах) в иудаизме. В христианстве соединение светской власти и посредничества между землей и небом практиковалось в двух основных формах. На Западе развился католический папоцезаризм и папы рассматривали европейских монархов как своих заместителей по светским делам. На Востоке, в Византии и затем в России развился православный цезаропапизм, проявлявшийся в первосвященничестве византийских императоров, их праве инвеституры (введении в сан патриархов) и роли «отображения» Христа в религиозной символике. На Руси вечевая власть основывалась на языческих представлениях, имела сакральный характер. Сакрализация была перенесена затем на княжескую и царскую власть. Иван Грозный открыто присвоил функции Спасителя, а в XVII веке на Большом Московском соборе была совершена попытка закрепить за царем право на богоименование. Только в ходе петровских реформ началась секуляризация концепции власти, которая не была завершена.


Опубликовано на портале: 02-07-2013
И.В. Желвакова
Диалог со временем.
2009.
№ 27.
С. 167-184.
Хью Миллера нельзя назвать очень известным человеком, хотя в его родном городке Кроматри, что на севере Шотландии, об этом бы поспорили. Миллер помог основанию в 1843 г. новой пресвитерианской церкви и дал ей имя — Свободная Церковь Шотландии.


Опубликовано на портале: 29-12-2012
Д. П. Анашкин
Полития.
2012.
№ 4.
На основе опыта Русской зарубежной церкви по выстраиванию отношений с государственной властью, социумом и собственной паствой Д.Анашкин показывает, что Церковь способна нести свое служение в современном обществе, не отказываясь от присущего ей консерватизма. Чтобы эффективно действовать в секулярном мире, Церкви вовсе не обязательно впадать в безоглядное реформирование, ибо бережное сохранение наработанных веками канонов, догматов и богослужебного чина отнюдь не равнозначно превращению в реликт ушедших эпох. По заключению автора, главное для Церкви – сохранять свою независимость, так как только тогда может быть слышен ее свободный голос.

Опубликовано на портале: 28-06-2012
Инесса Сергеевна Яжборовская
Полития.
2002.
№ 4.
С. 68-80.
Польша вместе с США и Ирландией относится к числу стран с самой высокой религиозностью населения, а по удельному весу верующих она традиционно занимает первое место в Европе. В 1994 г. католики составляли около 95% населения этой страны, приверженцы других религий – около 3%, атеисты – лишь 2%. Согласно представленному 9 января 2001 г. в Польском епископате рапорту «Церковь и религиозность поляков в 1945-1999 гг.» верующими христианами считают себя 92,9% жителей Польши, атеистами –2,3%. Даже если разница объясняется не статистической погрешностью, а отражает определенную тенденцию, масштаб и специфика этого явления заслуживают детального анализа.


Опубликовано на портале: 25-01-2012
Н.Д. Кулюшин
Полития.
2007.
№ 4.
С. 90-103.
Исследуя шиитскую модель теократии, Н.Д.Кулюшин основное внимание уделяет прежде всего политической специфике шиизма.

