Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Общественные науки и современность

Опубликовано на портале: 22-04-2004
И.А. Едошина Общественные науки и современность. 2003.  № 3. С. 152-161. 
Автор обращается к проблеме андрогина, являющейся основополагающей в художественном сознании модернизма. Деятельное “я” до модернизма традиционно мыслилось в мужском варианте, т. е. человек. Однако оставшись в антропоцентрической культуре наедине с самим собой, без опоры на внешний мир, человек-мужчина неминуемо должен был встретить ту, которая изначально составляла часть его самого, – человека-женщину, наделенную творческими способностями в не меньшей степени, чем он сам. Приход женщины в искусство в период формирования модернизма – своеобразное возвращение в мужское начало, с которым начало женское изначально составляло единство, идеально воплощенное в андрогинизирующем типе сознания. Христианское прочтение андрогинна принадлежит Я. Бёме. Он выделил в первом человеке, Адаме, две сущности – внутреннюю (духовную) и внешнюю (земную). Каждая из них соответствует: в первом случае мужскому, во втором – женскому началам. Адам тогда утратил “ангельский мир”, когда из него была “выделена” женская ипостась, соотносимая с Софией Премудростью Божьей. Мистерия мужчины и женщины, тайна двух полов разрешается в метафизическом единстве, в котором природное или душевное человека должно быть примирено с религиозным стремлением христианина. В таком облике понятие “андрогин” усваивается рубежным сознанием ХIХ–ХХ вв., в частности, Н. Бердяевым, который в своих размышлениях развивает положения Бёме.
Опубликовано на портале: 06-07-2004
М.С. Галина Общественные науки и современность. 1998.  № 1. С. 184-192. 
Ни один крупный современный писатель-фантаст (К. Саймак, С. Лем, А. Азимов, И. Ефремов и др.) не обошел вниманием проблему взаимоотношения полов – бинарную оппозицию, формирующую одну из основных социально-культурных парадигм всех известных нам типов общества. Фантастическая литература, первоначально задавшись целью построить модель иного, несуществующего в реальности социума, неминуемо выходит на актуальные проблемы философского, онтологического порядка. И в этом смысле научная фантастика представляет одно из направлений комплексного анализ проблемы гендера «извне». Данный взгляд, в отличие от рассмотрения данной категории «изнутри», в контексте научного исследования, не отягощен расовыми, языковыми и культурологическими различиями, поэтому он позволяет лучше понять ее универсальное значение и роль.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-06-2004
Александр Евгеньевич Чучин-Русов Общественные науки и современность. 1996.  № 6. С. 141-153. 
Обострение и выдвижение на первый план в середине ХХ в. гендерной проблематики совпадает с предощущением “новой архаики”, коей предшествовали события и явления, связанные со смешениями и смещением традиционных гендерных представлений: сексуальная революция конца 60-х, “биологизация” темы любви в искусстве (и параискусстве), феминизация мужчин и маскулинизация женщин, подъем феминистского движения, легализация проблем сексуальных меньшинств, сексуальные трансмутации (сексуальные трансвеститы) и т.д. Все это в совокупности с другими культурно-историческими признаками (приближение амплитуды историко-культурных колебаний между культурными эпохами W и M к нулевому значению, симультанизация и синкретизация – в том числе благодаря компьютерной технике – всей культуры) представляет собой, быть может, культурный вариант возвращения к архетипически-инвариантному гермафродиту-андрогину, библейскому человеку вообще, то есть к культурным истокам.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-12-2004
М. Степанянц Общественные науки и современность. 1993.  № 4. С. 177-183. 
Религиозные учения повсеместно освещают неравноправное положение женщин в обществе, а потому автор считает вполне оправданным утверждение о том, что “религия не беспола: она мужского рода” (перефразированное высказывание В.Вулф). Сейчас, однако, реформаторски мыслящие теологи и церковное руководство под давлением феминистского движения, а главное – под влиянием изменений, происходящих в современном обществе, прибегают в ряде случаев к переинтерпретации Священного писания и христианских традиций, отказываясь от установок, наиболее откровенно дискриминирующих женщин.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-04-2004
Ирина Анатольевна Жеребкина Общественные науки и современность. 2002.  № 3. С. 164-171. 
Литературу и культуру конца ХIХ – начала ХХ в. автор рассматривает сквозь призму открытий в сфере женской психики и сексуальности. Выделяется образ истерички как носительницы “темной силы влечения”. Примеры его – героини Ф. Достоевского, с одной стороны, и женщины кружка Г. Распутина – с другой. Подробно исследуется концепция страсти у Достоевского, анализируется судьба А. Сусловой и ее отражение в творчестве писателя.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-06-2004
Н.М. Габриэлян Общественные науки и современность. 1996.  № 6. С. 126-133. 
В статье на примере архаической мифологии рассматривается взаимосвязь между религиозными представлениями древних и способом познания мира, а также анализируется влияние гендерной символики на формирование таких понятий, как объективность, системность, дихотомия, структура, лежащих в основании, как современной науки, так и культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-02-2004
Виктория Анатольевна Суковатая Общественные науки и современность. 2000.  № 4. С. 103-108. 
Гендерная теория рассматривает отношение к женщине как концентрированное выражение политических микростратегий, репрезентирующих неявную систему существующих в обществе властных отношений, которые структурируют все сферы жизни и человеческого сознания. Сатира — наиболее острая, уничижительная критика социальных пороков с позиций определенного общественного идеала. В патриархатной модели мира с фиксированным распределением статусных функций сатирическому осмеянию подвергаются те аспекты проявления субъективности, которые нарушают уже сложившийся принцип распределения Власти. С этой позиции обладание Властью нормативно для мужских персонажей, а ситуация “лишения Власти” — для женских. В результате сказочные женские персонажи становятся предметом сатирического осуждения, т.е. суда общественного мнения или читателей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-04-2004
Т.Г. Киселева Общественные науки и современность. 2003.  № 3. С. 162-171. 
Статья посвящена восприятию образа женщины на всем протяжении истории начиная с древнейших времен. Показано, что объективная роль женщины-матери в “производстве жизни” и продолжении рода со времен античности фактически не изменилась. Точно так же как мало менялись вплоть до начала эпохи эмансипации ее социально-деятельные функции. Разительный рывок в области женской эмансипации произошел во второй половине ХХ в. С этим процессом социальной эмансипации женщин органично коррелирует и процесс развития либеральной демократии в системе ценностных установок современных обществ, плюрализма миропонимания, что находит широкое отражение в современной философии, науке и публицистике, в том числе и по гендерным проблемам.
Опубликовано на портале: 01-07-2004
Stein Ugelwick Larsen Общественные науки и современность. 1993.  № 1. С. 187-191. 
Что означает женщина в современной культуре? Можно ли говорить об однозначности в ней так называемого “женского знака”? Автор считает, что расхожие представления о сути или цели женского бытия как обязательного стремления к материнству, созданию семьи и т.д. приводят к вытеснению женщины из политической, экономической и общественной жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл