Общественные науки и современность
1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Выпуски:
Андрогин в культуре модернизма [статья]
Опубликовано на портале: 22-04-2004
И.А. Едошина
Общественные науки и современность.
2003.
№ 3.
С. 152-161.
Автор обращается к проблеме андрогина, являющейся основополагающей в художественном сознании модернизма. Деятельное “я” до модернизма традиционно мыслилось в мужском варианте, т. е. человек. Однако оставшись в антропоцентрической культуре наедине с самим собой, без опоры на внешний мир, человек-мужчина неминуемо должен был встретить ту, которая изначально составляла часть его самого, – человека-женщину, наделенную творческими способностями в не меньшей степени, чем он сам. Приход женщины в искусство в период формирования модернизма – своеобразное возвращение в мужское начало, с которым начало женское изначально составляло единство, идеально воплощенное в андрогинизирующем типе сознания. Христианское прочтение андрогинна принадлежит Я. Бёме. Он выделил в первом человеке, Адаме, две сущности – внутреннюю (духовную) и внешнюю (земную). Каждая из них соответствует: в первом случае мужскому, во втором – женскому началам. Адам тогда утратил “ангельский мир”, когда из него была “выделена” женская ипостась, соотносимая с Софией Премудростью Божьей. Мистерия мужчины и женщины, тайна двух полов разрешается в метафизическом единстве, в котором природное или душевное человека должно быть примирено с религиозным стремлением христианина. В таком облике понятие “андрогин” усваивается рубежным сознанием ХIХ–ХХ вв., в частности, Н. Бердяевым, который в своих размышлениях развивает положения Бёме.

Опубликовано на портале: 22-04-2004
Т.Г. Киселева
Общественные науки и современность.
2003.
№ 3.
С. 162-171.
Статья посвящена восприятию образа женщины на всем протяжении истории начиная с древнейших времен. Показано, что объективная роль женщины-матери в “производстве жизни” и продолжении рода со времен античности фактически не изменилась. Точно так же как мало менялись вплоть до начала эпохи эмансипации ее социально-деятельные функции. Разительный рывок в области женской эмансипации произошел во второй половине ХХ в. С этим процессом социальной эмансипации женщин органично коррелирует и процесс развития либеральной демократии в системе ценностных установок современных обществ, плюрализма миропонимания, что находит широкое отражение в современной философии, науке и публицистике, в том числе и по гендерным проблемам.
