Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены

Опубликовано на портале: 27-11-2006
Марина Ульянова Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000.  № 1 (45). С. 45-48. 
Специфика потребления на рынке культуры заключается в том, что потребитель тратит не только свои деньги, но и свое свободное время. Фактически каждый акт потребления есть способ организации свободного времени. Именно поэтому многие исследователи утверждают, что конкуренция в сфере досуга — это борьба за свободное время населения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-07-2013
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2005.  № 4(76). С. 3. 
Последний в 2005 году номер нашего журнала открывает статья Владимира Петухова, посвященная общественной морали в России. Подводя итоги трансформации представлений россиян о морали, директор ВЦИОМ по исследованиям анализирует произошедшие изменения и предлагает свой взгляд на вечную проблему взаимодействия "законов и нравов" на отечественной почве.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-07-2013
Сергей Викторович Говоруха, Денис Олегович Денисов Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2005.  № 1(73). С. 126-131. 
В 90-х годах в Украине формально начался процесс демократизации, а фактически — демонтаж прежней системы, жесточайшая борьба за власть и формирование ресурсной базы для обеспечения этой борьбы. По данным исследований общественного мнения на рубеже 90-х, под демократией жители страны подразумевали прежде всего равенство всех граждан перед законом, политические свободы, улучшающиеся экономические условия. На самом деле на протяжении последних 10—12 лет в Украине наблюдаются дисбаланс социально-экономического развития регионов, повсеместный рост практик девиантного, асоциального поведения, широкомасштабные миграция и иммиграция трудоспособного населения, снижение общих и культурных стандартов. Массовое сознание не могло не "отзеркалить" происходящее.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-07-2013
Леонтий Георгиевич Бызов, Владимир Васильевич Петухов Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2008.  № 3(87). С. 79-86. 
За почти семнадцать лет "жизни врозь" в странах постсоветского пространства произошли существенные изменения в политической, социально-экономической сферах, в геополитическом положении стран, изменилась их ориентация на те или иные "мировые центры притяжения". Изменились и настроения людей, живущих в этих страны. От прежней "исторической общности" осталось совсем немного.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-07-2013
Ирина Владимировна Староверова Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010.  № 2(96). С. 155-178. 
Освещаются методологические вопросы анализа и практические социолого-правовые вопросы правовой культуры молодежи, находящейся в активной стадии социализации, то есть ее жизненного старта. Показано, что состояние правовой культуры молодежи зависит от совокупности факторов и условий ее жизненной среды и что наиболее сильна зависимость правовой культуры от социальных, социокультурных и социально-политических факторов, приоритетно влияющих на правосознание и на правовое мышление молодежи. В основу статьи положена эмпирика конкретных исследований автора, объектом которых были студенты младших курсов и их не учащиеся сверстники.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-07-2013
Андрей Леонидович Андреев Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2004.  № 4(72). С. 26-37. 
Судя по данным многих исследований, российская ситуация весьма своеобразна. Прежде всего это касается исходных форм правосознания, включая отношение к закону как таковому, восприятие населением девиантных поступков и отклонений от нормативных образцов социального поведения. В целом можно сказать, что там, где норма закона подкреплена сильными нравственными императивами, она пользуется у россиян практически полной поддержкой. Речь идет в первую очередь об оценке различных проявлений жестокости и насилия над личностью.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-07-2013
Елена Николаевна Кофанова Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2008.  № 4(88). С. 94-101. 
Нередко в средствах массовой информации в ходе научных дискуссий можно слышать безапелляционные заявления о том, что неверующий человек априори безнравственен, что моралььде всегда религиозна. Но так ли это на самом деле?
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-11-2006
Елена Николаевна Данилова, Марина Иосифовна Тарарухина Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2003.  № 3 (65). С. 53-64. 
В условиях рыночных реформ и реструктуризации экономики на российских предприятиях меняется система менеджмента и трудовых отношений. Для определения наиболее эффективной модели менеджмента и трудовых отношений необходимо, по крайней мере, понимать содержание и специфику национальной культуры, ее влияние на культуру организации, а также то, в чем оно может выражаться и как учитывать его на практике. Возникает ряд связанных с этим вопросов: Что надо знать о национальной культуре, чтобы предопределить ее влияние на культуру организации, и можно ли "сращивать" элементы разных национальных культур в рамках одной организации? Можно ли и как определить наиболее органичную для России модель организации и управления? Предположительно, для России будет органична модель тех стран, чьи культурные характеристики окажутся наиболее близкими. Причем межстрановые сопоставления необходимо проводить не по одному параметру, а в их взаимосвязи, в комплексе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-07-2013
Наталья Николаевна Седова Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2011.  № 6(106). С. 25-41. 
В статье рассматриваются новые тенденции в морально-нравственных установках россиян, сложившиеся в двадцатилетие реформ. С опорой на результаты эмпирических исследований ИС РАН 1997-2011 гг. делается попытка ответить на вопрос о состоятельности тезиса о моральном упадке как одном из самых сильных векторов современного этапа развития российского общества. Дается анализ распространенности моральных статусов разной силы среди представителей различных социальных групп и слоев населения, включая группы с разным уровнем социальной успешности в годы реформ. Делается вывод, что, несмотря на коррозию морально-нравственных установок в годы реформ, основные традиционные ценности и смыслы, нормы обыденного поведения по-прежнему актуальны для большинства россиян, что межпоколенческий транзит моральных норм возобновляется.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-12-2006
Марина Ульянова Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999.  № 1 (39). С. 53-56. 
Российская структура распределения кинопродукции заметно отличается от структуры распределения в странах, где киноиндустрия находится на более высоком уровне развития Процесс выхода кинокартины на рынок должен совершаться в определенной последовательности: кинопроизводство—театральный (кинотеатр) прокат—видеопрокат (продажа и прокат видеокассет с записью) — телепрокат. На сегодняшний день киноотрасль в России не отвечает современным требованиям системы распределения в киноотрасли: во-первых, отечественное кинопроизводство находится в стагнации, на экранах страны демонстрируются преимущественно американские киноленты; во-вторых, кинофильм можно посмотреть на нелицензионной ("пиратской") видеокассете еще до премьеры фильма на широком экране (в свою очередь, правообладатели стремятся выпускать фильм на лицензионной видеокассете перед театральным прокатом или вообще не прокатывать фильм в кинотеатре); в-третьих, абсолютно не развита система услуг проката видеокассет. Чтобы разобраться в сущности каналов распределения театрального и видеопрокатов как отдельного рынка, необходимо сначала оценить совокупность существующих и потенциальных покупателей товара (услуги).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-11-2006
Александр Голов, Алексей Гражданкин Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001.  № 3 (53). С. 38-44. 
Человек не просто живет, но и осознанно проживает свою жизнь. Подразумевается, что он руководствуется какими-то принципами, принимает определенные жизненные решения и реализует их. Принципы принятия жизненно важных решений и жизненных правил человека — это постоянные отправные начала для его решений и действий, возвышающие человека над обстоятельствами, меняющимися внешними условиями его жизни, и стабилизирующими ее ход. Одни из подобных принципов являются для человека более важными, другие — менее важными, отступающими перед главным, если их сталкивают между собой обстоятельства текущего момента.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-07-2013
Розалия Семеновна Черепанова Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2011.  № 6(106). С. 66-75. 
Автор анализирует собранные ею биографические интервью с представителями южноуральской интеллигенции. Респонденты четко обозначили как «переломные» в своей жизни и в жизни страны период Великой Отечественной войны и «постперестроечные» 1990-е годы. Сюжетное изложение биографий осуществлялось в рамках одной из четырех возможных форм: романа, трагедии, комедии или сатиры. При этом выявлена существенная зависимость очертаний «большой истории» от выбранной респондентом сюжетной формы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2013
Михаил Константинович Горшков, Франц Эдмундович Шереги Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009.  № 6(94). С. 5-36. 
Материал посвящен историческому сознанию современной отечественной молодежи: авторы рассматривают представления молодых россиян о таких исторических эпохах, как царская, дореволюционная, сталинская, хрущевская, брежневская, горбачевская и ельцинская. Отталкиваясь от этих показателей, М.К. Горшков и Ф.Э. Шереги предлагают новый познавательный инструмент - индекс идентичности или отчужденности представителей различных возрастных когорт в отношении разных этапов истории России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-07-2013
Роман Николаевич Абрамов Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010.  № 6(100). С. 134-142. 
В статье рассматриваются вопросы потребительского поведения социальных инноваторов – людей, которые в силу жизненных обстоятельств и биографии экспериментируют с открывающимися институциональными возможностями и пользуются ими. Особое внимание уделяется досуговым практикам и культурному потреблению.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-07-2013
Олег Анатольевич Кармадонов Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2004.  № 3(71). С. 106-113. 
Издательство "Academia" готовит к выходу в свет монографию О. А. Кармадонова "Социология символа". Автор детально рассматривает ряд социологических концепций символического (в частности "теорию символа" Ноберта Элиаса, символический интеракционизм, в разработке которого главная роль принадлежит Герберту Блумеру, феноменологическую социологию Альфреда Шютца, символические системы, выделенные Толкоттом Парсонсом, и т. д.) и исследует методологические перспективы конвенциональной социологической трактовки символа как в прикладной сфере социологического анализа, так и при изучении того, что делает возможным сам социум — комплекс систем социальных интеракций. Предлагаем вниманию читателей одну из глав книги.
ресурс содержит прикрепленный файл