Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Журнал социологии и социальной антропологии

Опубликовано на портале: 23-01-2007
Сергей Вадимович Дамберг, Вадим Евгеньевич Семенков Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. 7. № 2. С. 173-181. 
В эссе обсуждаются взгляды Теодора Адорно на современную музыкальную культуру Авторы сравнивают концепцию Адорно с позицией современных российских исследователей, особенно Татьяны Чередниченко, последовательницей Адорно. Они приходят к выводу о том, что идеи Адорно не соответствуют современному уровню социальных исследований.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-07-2012
Анастасия Алексеевна Лысакова Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 5.
В статье анализируется арт-рынок новейшего времени, дается попытка выявить специфику потребления искусства категории contemporary. Современный арт-рынок характеризуется глобализацией своей деятельности, изменением традиционных функций художественных институций и гипертрофированной ролью профессиональных  посредников, отсутствием четкой ценовой политики и априорной невозожностью контроля уровня цен, а также виртуализацией. Его симптоматичной чертой является страстное потребление contemporary art — актуального искусства. Уровень цен на произведения этой категории сопоставим с уровнем цен на проверенное временем искусство старых мастеров, потребление которого, наряду с коллекционерским, носит инвестиционный характер. В свою очередь, «новые» собиратели, потребляющие «свежайшую» арт-продукцию, руководствуются иными  целями. Покупка актуального искусства, с одной стороны, согласно методологии Ж. Батая, может быть понята как показная трата — демонстративное разрушение богатства с целью подтверждения, удержания или повышения своего социального статуса. С другой стороны, потребление contemporary art не является единичным актом покупки. Такое потребление становится стилем жизни. Посредством потребления, покупки contemporary art новые элиты увеличивают свой символический капитал. Потребление актуального искусства — потребление культурно и социально дифференцирующее — это маркер, позволяющий выделить касту «своих».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-02-2008
Татьяна Юрьевна Сафонова Журнал социологии и социальной антропологии. 2002.  № 4. С. 194-199. 
Рецензия на книгу Н.Е. Мазаловой "Состав человеческий": Человек в традиционных соматических представлениях русских. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. Автор собрал огромное количество этнографического материала, связанного с «народной концепцией человеческого тела», и попытался на основе систематизации этих данных получить некое сводное для всех русских представление о теле и о его месте в картине мира. Свою книгу автор адресовал этнографам, фольклористам и историкам культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-01-2004
Сергей Вадимович Дамберг, Вадим Евгеньевич Семенков Журнал социологии и социальной антропологии. 1999.  Т. 2. № 3. С. 163-169. 
В расширенной рецензии на популярный учебник социологии культуры Л.Г.Ионина авторы в первую очередь подвергают критике склонность автора к «тотализации» феномена культуры и к тому, что его подход ведет к замене социологии в целом социологией культуры не просто как субдисциплины, а как нового направления в социологических исследованиях. Среди первоочередных задач социологии культуры авторы видят обращение, с одной стороны, к проблемам творчества и, с другой – к реальностям производства культурной продукции. Они полагают, что появление авторских подходов сродни ионинскому не содействует пропедевтике в области социологии культуры. Скорее это свидетельство изменившейся ситуации в академической и более широкой культурной среде, что характеризуется становлением «новой идеологии культуры».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-06-2012
Егор Андреевич Малов Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 1. С. 66-86. 
Статья отражает ключевые положения акторно-сетевой теории, представленной Парижской ветвью: работами Бруно Латура, МишеляКаллона и их последователей. Основные этапы теории — идеи о социальных сетях и взаимодействии посредством актантов — примененык анализу праздника дня рождения как социального ритуала со своими нормами проведения. Некоторые тенденции изучения социальных се-тей были использованы для объяснения категории «гости», от которой зависят те или иные подарки и проведение празднования в целом. Анализ нарративов, наблюдений и текстов интервью позволил выявить конкретное содержание меняющегося отношения к празднованию дня рождения у молодежи России через анализ содержания и значений составляющих праздник практик.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-05-2010
Николай Викторович Соколов Журнал социологии и социальной антропологии. 2009.  Т. 12. № 3. С. 106-115. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-12-2006
В.Л. Круткин Журнал социологии и социальной антропологии. 2005.  Т. 8. № 1. С. 171-178. 
Фотографирование ввело в повседневность новый опыт видения, придало новый инструментальный орган телу человека, ибо именно тело, а не сознание находится в центре опыта. Интересным для анализа является не только фотографирование событий, но и само событие фотографирования. Здесь развивается опыт, невозможный вне этого ритуала: реализуется контроль над ситуацией через ее стандартизацию, рубрикацию, иерархизацию. Здесь открывается идеология визуальных форм, устанавливающая нормы фотографирования и их понимание. Усвоение социального опыта означает, помимо прочего, освоение его визуальной составляющей — умения видеть и умения быть видимым. Быть видимым — это шаг к тому, чтобы «быть Я». За «цензурой вида» скрывается социальный контроль. Альбом как форма массовой культуры и своего рода фольклора хранит наборы прецедентных образов, позволяющих судить о социальных изменениях.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-03-2008
Арсений Хитров Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 66-76. 
В статье модель виртуальной личности сопоставляется с другими личностными моделями, разработанными в новоевропейской культуре. В ходе анализа демонстрируется, что виртуальная личность не является исключительным и новым явлением в истории европейской культуры. Ее основные атрибуты (самоконструирование, бестелесность и множественность) уже не раз обыгрывались как в философии, так и в литературе, а ныне они получили лишь еще одну возможность для объективации — на новом технологическом уровне. Помимо перечисленных выше свойств виртуальной личности важно отметить еще одну — ее принципиальную диалогичность. Автора, пишущего в сетевом дневнике, интересует отклик, который он может получить от удаленного, если перефразировать Мандельштама [1987], собеседника. Его интересует отклик не только знакомых, но и другого, неизвестного сознания. Сетевая личность невозможна без другой сетевой личности. Автор сетевого дневника обращается к себе, к Другому и к себе как Другому. Дальнейшие перспективы рассмотрение данной проблематики можно связать с комплексом явлений, объединяющихся понятием «Web 2.0» [Тим О'Рейли 2005]. Концепция «Web 2.0» родилась как ответ на проблемы «классического» Ин¬тернета («Web 1.0»), представляющего собой малоподвижную, статичную структуру с минимальными возможностями обратной связи. Диалектика «Web 2.0» и «Web 1.0» является также диалектикой потребления и коммуникации. Пассивный потребитель «классического Интернета» становится активно коммуницирующим существом. Однако формы коммуникации, предлагаемые новой суммой технологии, настолько разнообразны, что коммуникация становится не просто передачей информации, но и действием.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-09-2010
Юлия Захарова Журнал социологии и социальной антропологии. 2008.  Т. 11. № 1. С. 147-161. 
Визуальная социология в России находится на стадии формирования теоретической, терминологической, методической базы. Своеобразная по%пулярность направления определяется социокультурным контекстом («визуализация» культуры), в том числе и российского общества, в русле ис%следовательских подходов, также ориентирующихся на современную культурную ситуацию. Статья представляет собой попытку анализа явления «визуальной социологии» в российской социологии сегодняшнего дня, систематизации теоретических основ, обзора методических приемов.
Опубликовано на портале: 26-03-2008
Мария Желизнык Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 133-140. 
Статья посвящена обзору гигиенических практик людей в советское и постсоветское время. Автор, базируясь на цивилизационном подходе, выделяет основные вехи развития бытовой культуры, показывает процесс трансформации гигиенических практик. В статье изложены ключевые моменты, демонстрирующие сдвиг в структуре массового сознания (сужение сферы интимного), описаны характерные для советского и нынешнего времени функции гигиенических практик, прежде всего туалетной и ванной комнаты.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-10-2004
Jean-Luc Amsel
Перев.: А.В. Тавровский (ориг.: Русский) Журнал социологии и социальной антропологии. 2002.  Т. 5. № 3. С. 79-95. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-11-2010
Дмитрий Владиславович Иванов Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 2. С. 49-72. 
В статье утверждается, что социальные науки сейчас стоят передвызовом «гламура». Новая модальность капитализма, возникающая изсимволического производства образов и брендов, описывается как глэм-капитализм, а новый режим научных исследований, обнаруживаемый вменеджменте, маркетинге и консалтинге, определяется как глэм-наука.Перспективы социальных наук рассматриваются в контексте господствующего порядка глэм-капитализма и вызовов альтер-социальных движений.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-08-2010
И.А. Кребель, Ю.Ю. Першин Журнал социологии и социальной антропологии. 2008.  Т. 11. № 2. С. 205-208. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-06-2012
Оксана Александровна Полюшкевич Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 4. С. 127-144. 
В статье анализируются особенности идеологической пропаганды в современном российском обществе (на примере режиссерских работ Н. Михалкова с 1967 по 2010 гг.). Автором в процессе анализа кинофильмов рассматриваются этапы развития «взаимоотношений» Михалкова с властью, а также анализируются особенности режиссерской методики, представляющие собой способы и инструменты идеологического давления на зрителя.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-03-2008
Ольга Юрьевна Бойцова Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 87-95. 
Настоящая статья посвящена изображениям, которые выставлены на обозрение в домашнем интерьере: висят на стенах, стоят на полках, лежат под стеклом письменного стола и т.д. Речь пойдет о картинах, репродукциях, фотографиях, календарях, картах, открытках, иконах — то есть о тех материальных носителях изображений, которые являются более или менее двухмерными (скульптуры и безделушки сюда не входят) и при этом не являются неотделимыми от интерьера (обои мы не рассматриваем). В основу статьи легло полевое исследование, проведенное в 2005-2006 гг. в 32 городских жилищах (хозяева — мужчины и женщины со средним и высшим образованием 1929-1983 г.р., которых можно отнести приблизительно к среднему и низшему среднему классу). Полевая часть включала интервью или беседу с хозяином или хозяйкой жилища и фиксацию расположения изображений в интерьере с помощью фотоаппарата или зарисовки. Кроме материалов полевого исследования, использовались любительские фотографии XIX-XX вв. с изображениями интерьеров из архивов информантов и из частной коллекции, доступ к которой был получен благодаря Государственному центру фотографии РФ, а также материалы сообщества «stovosem» на сервере , создатель которого выкладывает в нем портреты людей в домашнем интерьере. В качестве источника также использовалась специальная литература XIX-XX вв. по оформлению домашнего интерьера. Она часто не содержит эксплицитных указаний о том, что можно вешать на стены, а что нельзя, но публикации такого рода богато иллюстрированы, и там, где текст молчит, картинка «проговаривается»: на рисунках, сопровождающих советы по дизайну интерьера, присутствуют элементы, которые считаются «нормальными» или желательными, и отсутствуют нежелательные. Такого рода источники представляют дискурс печати, который может расходиться с современными ему практиками носителей культуры; эти расхождения также интересны. Наконец, в статье использовались материалы программы «Эстетика русского быта» из цикла «Энциклопедия русской души» на радио «Свобода» 10.04.2004 (ведущий — В. Ерофеев).
ресурс содержит прикрепленный файл