Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Журнал социологии и социальной антропологии

Выпуски:
Опубликовано на портале: 20-03-2008
Арсений Хитров Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 66-76. 
В статье модель виртуальной личности сопоставляется с другими личностными моделями, разработанными в новоевропейской культуре. В ходе анализа демонстрируется, что виртуальная личность не является исключительным и новым явлением в истории европейской культуры. Ее основные атрибуты (самоконструирование, бестелесность и множественность) уже не раз обыгрывались как в философии, так и в литературе, а ныне они получили лишь еще одну возможность для объективации — на новом технологическом уровне. Помимо перечисленных выше свойств виртуальной личности важно отметить еще одну — ее принципиальную диалогичность. Автора, пишущего в сетевом дневнике, интересует отклик, который он может получить от удаленного, если перефразировать Мандельштама [1987], собеседника. Его интересует отклик не только знакомых, но и другого, неизвестного сознания. Сетевая личность невозможна без другой сетевой личности. Автор сетевого дневника обращается к себе, к Другому и к себе как Другому. Дальнейшие перспективы рассмотрение данной проблематики можно связать с комплексом явлений, объединяющихся понятием «Web 2.0» [Тим О'Рейли 2005]. Концепция «Web 2.0» родилась как ответ на проблемы «классического» Ин¬тернета («Web 1.0»), представляющего собой малоподвижную, статичную структуру с минимальными возможностями обратной связи. Диалектика «Web 2.0» и «Web 1.0» является также диалектикой потребления и коммуникации. Пассивный потребитель «классического Интернета» становится активно коммуницирующим существом. Однако формы коммуникации, предлагаемые новой суммой технологии, настолько разнообразны, что коммуникация становится не просто передачей информации, но и действием.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-03-2008
Мария Желизнык Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 133-140. 
Статья посвящена обзору гигиенических практик людей в советское и постсоветское время. Автор, базируясь на цивилизационном подходе, выделяет основные вехи развития бытовой культуры, показывает процесс трансформации гигиенических практик. В статье изложены ключевые моменты, демонстрирующие сдвиг в структуре массового сознания (сужение сферы интимного), описаны характерные для советского и нынешнего времени функции гигиенических практик, прежде всего туалетной и ванной комнаты.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-11-2010
Дмитрий Владиславович Иванов Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 2. С. 49-72. 
В статье утверждается, что социальные науки сейчас стоят передвызовом «гламура». Новая модальность капитализма, возникающая изсимволического производства образов и брендов, описывается как глэм-капитализм, а новый режим научных исследований, обнаруживаемый вменеджменте, маркетинге и консалтинге, определяется как глэм-наука.Перспективы социальных наук рассматриваются в контексте господствующего порядка глэм-капитализма и вызовов альтер-социальных движений.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-03-2008
Ольга Юрьевна Бойцова Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 87-95. 
Настоящая статья посвящена изображениям, которые выставлены на обозрение в домашнем интерьере: висят на стенах, стоят на полках, лежат под стеклом письменного стола и т.д. Речь пойдет о картинах, репродукциях, фотографиях, календарях, картах, открытках, иконах — то есть о тех материальных носителях изображений, которые являются более или менее двухмерными (скульптуры и безделушки сюда не входят) и при этом не являются неотделимыми от интерьера (обои мы не рассматриваем). В основу статьи легло полевое исследование, проведенное в 2005-2006 гг. в 32 городских жилищах (хозяева — мужчины и женщины со средним и высшим образованием 1929-1983 г.р., которых можно отнести приблизительно к среднему и низшему среднему классу). Полевая часть включала интервью или беседу с хозяином или хозяйкой жилища и фиксацию расположения изображений в интерьере с помощью фотоаппарата или зарисовки. Кроме материалов полевого исследования, использовались любительские фотографии XIX-XX вв. с изображениями интерьеров из архивов информантов и из частной коллекции, доступ к которой был получен благодаря Государственному центру фотографии РФ, а также материалы сообщества «stovosem» на сервере , создатель которого выкладывает в нем портреты людей в домашнем интерьере. В качестве источника также использовалась специальная литература XIX-XX вв. по оформлению домашнего интерьера. Она часто не содержит эксплицитных указаний о том, что можно вешать на стены, а что нельзя, но публикации такого рода богато иллюстрированы, и там, где текст молчит, картинка «проговаривается»: на рисунках, сопровождающих советы по дизайну интерьера, присутствуют элементы, которые считаются «нормальными» или желательными, и отсутствуют нежелательные. Такого рода источники представляют дискурс печати, который может расходиться с современными ему практиками носителей культуры; эти расхождения также интересны. Наконец, в статье использовались материалы программы «Эстетика русского быта» из цикла «Энциклопедия русской души» на радио «Свобода» 10.04.2004 (ведущий — В. Ерофеев).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-11-2010
Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 3. С. 173-184. 
Вадим Семенков ведет разговор с Александром Долгиным по поводу его книги "Экономика символического обмена".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-03-2008
Мария Лучкова Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 108-113. 
В данной статье рассматривается система медиативных пространств Хабаровска. Под понятием «медиативные пространства» подразумеваются виды городского пространства, выполняющие посреднические функции въезда и выезда, перехода из одного типа пространства в другое. Медиативные пространства являются одновременно связующим и разграничивающим элементом городской среды. Они могут быть выражены в разных архитектурных и градостроительных формах, но их определяющим признаком является сочетание двух принципов: с одной стороны, это "переход" между пространствами разного типа — городским и негородским, или разными по структуре и функции районами города; с другой стороны, это маркировка, выделение границ городи или района. В качестве примера целостной структуры медиативных пространств города, обладающей своими достоинствами и недостатками, предлагается рассмотреть региональный центр, в котором присутствуют все факторы, влияющие на формирование взаимосвязанной системы разнотипных медиативных пространств. Это численность населения (свыше 600 тыс.), административный статус и присутствие многих видов транспорта. Значительным формообразующим фактором являются ландшафтные особенности местности: город расположен на месте слияния двух крупных рек, на рельефе от ярко выраженного холмистого до равнинного. Весь город является своего рода медиативным пространством, региона — транспортным центром, объединяющим Дальний Восток с остальными частями страны.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-03-2008
Ольга Геннадьевна Ечевская Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 96-107. 
Дискуссии о современном состоянии российского общества и направлениях его изменений затрагивают самые разные фрагменты и события социальной реальности. В контексте данной статьи наиболее интересными представляются размышления о возрастающей роли потребления в структурировании социальной жизни вообще, и в организации культурного (и) коммуникационного пространства в особенности. Современное российское потребление, имеющее особую историю, непростое прошлое и связанные с этим специфические черты, встраивается в глобальное культурное пространство, становится частью мирового рынка, и приобретает черты того, что в социологической литературе принято называть «обществом потребления»
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-03-2008
Александра Абдрехимова Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 114-121. 
Возникновение новых форм досуга в мегаполисе есть проявление изменчивой и динамичной городской реальности. Это одна из самых интересных и востребованных тем для социологического исследования. Изучение того, как преобразуются и трансформируются досуговые предпочтения городской молодежи, выявление современных практик отдыха, понимание значимости молодежной культуры и внимание к ней — важная ступень познания социокультурных изменений городского пространства. В статье осуществлена попытка анализа такого нового явления для Санкт-Петербурга, как ди-джей-бар. Особое социальное пространство подобных заведений позволяет говорить о том, что основным товаром, потребляемым в их стенах, является коммуникация. На сегодняшний день ди-джей-бары стали такой же неотъемлемой частью Петербурга, как мосты и острова, памятники и дворцы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-03-2008
Татьяна Дмитриевна Венедиктова Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 122-132. 
В статье рассматривается одно из проявлений внутренней связи между становлением (на рубеже XIX—XX вв.) социальных структур общества потребления и художественных структур модернизма. В частности, имажизм как одно из самых влиятельных авангардистских направлений в американской поэзии (с ним связаны имена Э. Паунда, У.К. Уильямса, У. Стивенса и др.) культивирует интерес к "вещности" образа и в то же время — его внутреннюю дробность, подвижность, энергетический потенциал, способность предстать для читателя как событие (мини-драма) восприятия. Эстетика остро зримых поверхностей и крепящихся к ним, бесконечно пластичных желаний "революционизирует" язык поэзии. Блестящий успех этого эксперимента свидетельствует косвенно о более широких сдвигах — в структурах воображаемого и строе культурных коммуникаций.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-03-2008
Антонина Корнеева Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 153-159. 
В данной статье в качестве способа установления коммуникации науки и общества рассматриваются создание научно-популярных фильмов. Научно-популярное кино — это научная информация, закодированная на языке образов, который занимает центральное место в современной коммуникации. Научно-популярное кино — необычный продукт для науки, для его создания и успешного функционирования исследователям необходимо изучить значительное число вопросов либо привлечь к сотрудничеству профессионалов из сфер искусства и журналистики.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-11-2010
В.А. Дмитриев Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 4. С. 143-160. 
Рассматриваются проблемы соотношения принципов хронотопа, присущего менталитету традиционного общества и его культуры, и региональных особенностей природно-культурной среды. Анализируются особенности топологического пространства и континуального времени традиционной культуры народов Северного Кавказа, приемы и преобразования их в мерные, а также характеристики пространственно-временного поведения в зависимости от структуры хронотопа культуры и половозрастного распределения ролей в обществе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-11-2010
Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 3. С. 185-200. 
Круглый стол "Социология и экономика культуры" посвящен теме книги Александра Долгина "Экономика соимволического обмена". Круглый стол был организован Вадимом Семенковым на факультете социологии Санкт-Петербургского государственного университета 14 июня 2007 года.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-03-2008
Е.П. Волобуева Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 141-152. 
Данная статья рассматривает культуру в качестве пресуппозиционального основания интерпретации рекламного дискурса в американском лингвокультурном сообществе. Культура рассматривается в качестве набора концептов и ценностей определяющих способы реагирования представителей данной культуры на окружающую действительность в целом и на рекламный дискурс в частности. В работе также, приводятся примеры из повседневной жизни американцев и анализ интерпретации отдельных рекламных сообщений.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-11-2010
Н.В. Сорокина Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 3. С. 209-211. 

ресурс содержит прикрепленный файл