Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Мир России

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Лев Дмитриевич Гудков Мир России. 2007.  Т. 16. № 2. С. 48-83. 
Основой приводимого ниже анализа служат данные многочисленных массовых и репрезентативных общероссийских исследований, проводимых с 1989 г. Аналитическим центром Юрия Левады. Главный сюжет анализа – рост ксенофобских настроений в постсоветской России, прежде всего в связи с действительным или воображаемым притоком в страну большого количества мигрантов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Владимир Иванович Ильин Мир России. 2009.  Т. 18. № 4. С. 140-171. 
Статья, написанная в жанре этнографического анализа, посвящена процессам социальной структурации на уровне межличностного взаимодействия и индивидуальных стратегий и повседневных практик. Исследование опирается на методологию драматургического подхода. Статья представляет собой сокращенный и переработанный вариант текста, вошедшего в книгу В.И. Ильина «Быт и бытие молодежи российского мегаполиса: социальная структурация повседневности общества потребления». В ней рассматривается процесс воспроизводства социальных структур в практике повседневного межличностного общения, в жизненных стратегиях индивидов, работающих в офисе, на заводе и стройке. Ключевые слова: молодежь, потребление, повседневные практики, драматургический подход, этнографический анализ Ильин Владимир Иванович (1950 г. р.) – окончил исторический факультет Ленинградского государственного университета (1975), Высшие социологические курсы Советской социологической ассоциации (Москва, 1990), доктор социологических наук (2000), кандидат исторических наук (1980). Профессор кафедры социологии культуры и коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета. Сфера научных интересов: методология социальных исследований, социология потребления, теория социального неравенства. E-mail ivi-2002@yandex.ru
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Алла Григорьевна Глинчикова Мир России. 2009.  Т. 18. № 4. С. 66-88. 
В основе статьи лежит идея о важной роли русского религиозного Раскола в незавершенности процесса формирования русского Модерна. Срыв индивидуализации веры, явившийся следствием духовной катастрофы русского общества, рассматривается в качестве причины консервации черт патернализма и авторитарности в последующих социальных моделях. Ключевые слова: раскол, индивидуализация веры, патерналистское общество, гражданское общество, сращенная империя. Глинчикова Алла Григорьевна – окончила философский факультет МГУ им. Ломоносова. Кандидат философских наук (1990) Старший научный сотрудник Института Философии РАН. Доцент РГГУ. Сфера научных интересов – цивилизационные аспекты развития глобальной демократии и гражданских институтов. E-mail: alla.glinchikova@gmail.com
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Мануэль Кастельс, Эмма Киселева Мир России. 2000.  Т. 9. № 1. С. 23-51. 
Данная статья не является в строгом смысле статьей о России. Скорее, в работе представлена попытка применить аналитическую модель социальной структуры информационной эпохи к российской действительности конца XX в. Как и в случае с любой другой моделью, было бы наивно ожидать полного совпадения российской реальности и предлагаемой теоретической конструкции. Однако мы надеемся, что осмысление социальных тенденций в России с позиций данной модели даст возможность выработать некоторые плодотворные гипотезы для лучшего понимания эмпирических исследований, описывающих происходящее в стране. Следуя этому замыслу, мы будем прибегать к иллюстрации своих аргументов данными эмпирических наблюдений. Тем не менее это ни в коей мере не следует рассматривать как претензию на исчерпывающий анализ социальных, технологических, экономических, культурных, и политических трендов России. Безусловно, даже предельно сжатый эмпирический анализ столь широкого круга вопросов исследования современной России может стать объемной монографией. Мы надеемся, что аналитический подход, предложенный в работе, способен внести свой вклад в такое исследование.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Александр Самойлович Ахиезер Мир России. 1995.  Т. 4. № 1. С. 3-56. 
Каким образом стал возможен глубочайший упадок российской цивилизации, равнозначный национальной катастрофе? Автор, отвечая на этот вопрос, развивает общую концепцию исторического процесса. Этот кризис, по его мнению, сложился на цивилизационном уровне. Страна "застряла " между традиционной цивилизацией, нацеленной на сохранение сложившегося уровня эффективности деятельности людей, и современной либеральной, важнейшей ценностью которой является постоянное массовое стремление повышать результативность деятельности, включая экономическую. Уникальность социокультурной динамики России ставит уникальные вопросы, что требует уникальных ответов и решений.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ирина Вячеславовна Сабенникова Мир России. 1997.  Т. 6. № 3. С. 155-184. 
Цель исследования состоит в том, чтобы дать комплексный социологический портрет русской эмиграции 1917-1939 годов путем выявления данных по основным параметрам ее социальных характеристик. Проведение данного исследования позволяет определить, каким образом происходила интеграция различных групп и социальных слоев эмиграции в западное гражданское общество, выявить специфику этого процесса по различным направлениям социальной характеристики и рядам ранжирования. Это, в свою очередь, позволяет ответить на более общий вопрос, приобретший крайнюю актуальность в современных условиях: до какой степени различные структуры традиционного (аграрного в своей основе) общества могут интегрироваться в индустриальное общество западного типа, как проходит этот процесс и какова его специфика для различных общественных групп, дифференцированных по социальному статусу, национальной, половой, возрастной, культурно-образовательной, профессиональной принадлежности. В современных политических условиях данная проблематика приобретает особое значение, поскольку формирование в России гражданского общества повлекло за собой, осознание феномена русского зарубежья как части социо-кулътурного процесса XX в.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Дмитрий Сергеевич Попов Мир России. 2006.  Т. 15. № 4. С. 54-81. 
В современной российской общественной мысли, социологии, публицистике «интеллигенция» – одно из самых обсуждаемых понятий. С каждым годом множится число монографий, эссе, статей, посвященных ее изучению, не ослабевают споры о границах, численности, о самом факте ее существования. Это далеко не случайно. Проблема не сводится к тому, что мы живем в эпоху развитых технологий, стимулирующих увеличение доли умственного, интеллектуального труда, стремление к получению высшего образования, рост значимости интеллектуальных профессий. Этот вопрос справедливо считается одним из центральных для всего постсоветского развития России, поскольку интеллигенция в экономических, социальных и политических процессах во многом определяет результаты тех глубоких социальных перемен, которые переживает российское общество.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Владимир Александрович Ядов Мир России. 1995.  Т. 4. № 3-4. С. 158-181. 
Радикальные социально-экономические изменения, происходящие в России, приводят к утрате прежних социальных идентичностей, солидарностей. В каких социальных группах формируются новые идентичности, в какой мере сохраняются прежние, какова их структура и динамика? В статье излагаются результаты эмпирических исследований, которые были начаты в 1992 г. с использованием различных методов и техник, предлагается их теоретическая интерпретация. В статье излагаются результаты проекта 1991-94 гг., субсидированного в 1993/94 гг. Российским фондом фундаментальных исследований.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Леонтий Георгиевич Бызов Мир России. 2002.  Т. 11. № 1. С. 117-152. 
В современной России завершается очередной виток глубинной социокультурной трансформации. Это проявляется как в определенной ценностной унификации, так и в усилении неоконсервативных тенденций в менталитете россиян. Однако генезис и долгосрочные последствия этого процесса полностью не ясны. Результаты исследования, выполненного в рамках проекта «Томская инициатива» в 2001 г., позволяют сделать некоторые выводы о соотношении традиционных и нетрадиционных составляющих «неконсервативной волны». Показывается, что процесс разрушения традиционного сознания носит необратимый характер, традиционные ценности присутствуют, главным образом, лишь на «парадном» уровне, наблюдается демифологизация и рационализация массового сознания.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Антон Николаевич Олейник Мир России. 2005.  Т. 14. № 2. С. 160-173. 
Принято считать, что искусство, в частности, театр, и социальные науки говорят на разных языках. Даже в тех случаях, когда с их помощью описывают одни и те же проблемы, характерные для современного общества. Тем не менее, и театр, и социальные науки можно отнести к области гуманитарного восприятия действительности. Гуманитарное восприятие ставит во главу угла текст, печатный, написанный или устный, как источник информации о людях и взаимодействиях между ними [Библер 1991]. С этой точки зрения отходит на второй план тот факт, произнесен ли текст со сцены или написан по итогам научного исследования: в обоих случаях требуется следование канонам речевого жанра. Данный текст является попыткой показать глубинную общность, которая существует между театром и социологией, на примере одного арт-проекта.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Людмила Александровна Беляева, Г С Корепанов, Геннадий Филиппович Шафранов-Куцев, Николай Иванович Лапин Мир России. 2008.  Т. 17. № 1. С. 50-88. 
Завершается второй этап социетальной трансформации российского общества. Первый этап (конец прошлого века) проходил под лозунгом ускоренного перехода к новому типу социально-экономического развития страны; в реальности он носил черты «хаоса 90-х», что привело страну на грань фактического развала. Второй этап развертывался под лозунгами «собирания власти» и «выстраивания вертикали власти». Он завершается и начинается новый, третий этап: каково его содержание? В данной статье, впервые используя методически обоснованное сопоставление данных всероссийского и регионального социологических исследований, дается анализ социокультурных проблем и процессов начальной фазы движения российского общества от второго этапа его трансформации к третьему. Авторы надеются, что материалы статьи помогут читателям лучше понять тенденции и проблемы современной фазы социокультурной эволюции России и ее регионов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Николай Иванович Лапин Мир России. 1992.  Т. 2. № 1. С. 5-37. 
Крах великой империи и обвальная деколонизация ее окраин, патологический по своим механизмам социокультурный кризис российского общества имеют своим глубинным основанием тотальное отчуждения человека на протяжении жизни нескольких поколений. Это одна группа проблем, обсуждаемых в статье. Другая - связана с той социальной перепутицей, на которой оказалось ныне российское общество. Проведенное автором и его коллегами всероссийское исследование "Наши ценности сегодня" показало, с одной стороны, конфликт ценностей, а с другой - наличие у россиян устойчивой гуманистической позиции, предохраняющей Отечество от бессмысленных бунтов, дающей людям силы вынести тяготы перехода к рынку, двигаться по пути социокультурной реформации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Татьяна Борисовна Коваль Мир России. 1997.  Т. 6. № 4. С. 151-170. 
Неожиданно возникшая проблема захоронения тела В. Ленина, во многом связанная с политической конъюнктурой, обсуждается сейчас с различных позиций. Наряду с политологическим, юридическим, медицинским и другими подходами возможен также и религиоведческий. В данной статье я предлагаю сосредоточиться на вопросе о символическом и религиозно-философском значении мавзолея и находящегося там тела. На чем основывается стремление помещать тела вождей в мавзолей и хранить их там вечно? Что символизирует сам мавзолей и его архитектурная форма? Что означает поклонение мумифицированному телу Ленина как самой главной святыне? Как вписывается желание обессмертить тело вождя в общую структуру коммунистического мировоззрения, отрицающего бессмертие души? Отправной точкой в моих рассуждениях будет взгляд на коммунистическое, марксистско-ленинское учение как на "квази-религию", а на коммунистическое сознание как на сознание религиозное.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Владимир Викторович Коссов Мир России. 2000.  Т. 9. № 2. С. 53-62. 
В статье анализируются две принципиально разные установки людей в ходе совместных действий — эгоцентризм и индивидуализм. Настоящее России связано с эгоцентризмом как противостоянием людей друг другу. Эгоцентричная ориентация на немедленное получение дохода не позволяет формироваться корпоративной культуре, без чего трудно рассчитывать на устойчивый рост экономики. Оздоровление ситуации в стране возможно при переориентации людей на индивидуализм, понимаемый как достижение собственной цели в процессе договора и компромисса. Формы проявления эгоцентризма и условия переориентации на индивидуализм — в центре внимания данной статьи.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Татьяна Борисовна Коваль Мир России. 1995.  Т. 4. № 3-4. С. 131-157. 
Сама этимология слова "элита" ("лучший", "отборный", "избранный"), провоцирует на размышление о соотношении между социальным призванием элиты, ее статусом "избранного" меньшинства, занимающем ведущие позиции в обществе, и ее духовно-нравственным призванием. Ведь под предназначением элиты быть "высшей", "лучшей" частью общества как бы само-собой подразумевается, что эта "высшая" часть должна быть одновременно и "духовной аристократией", указывающей нравственные ориентиры, подающей пример благородства и ума, добродетельности и справедливости. Во всяком случае, нелепо и противоестественно, когда на вершине власти стоят воры и преступники, попирающие нравственность.
ресурс содержит прикрепленный файл