Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Общественные науки и современность

Опубликовано на портале: 25-10-2005
Виктор Петрович Григорьев Общественные науки и современность. 2005.  № 6. С. 135-146. 
В статье представлены размышления автора о роли В.Хлебникова в развитии не только отечественной поэзии, но и гуманитарных и естественных наук. Показаны переплетения идей Будетлянина с идеями выдающихся ученых, работавших в разных областях. Показано, как на протяжении ХХ в. рос интерес к Хлебникову. Автор предполагает, что в ближайшее пятилетие «парадигма Блока» может смениться «парадигмой Хлебникова», отмечает важность погружения в мир Хлебникова не только для филологов, но и для представителей других гуманитарных и общественно-научных дисциплин. Выделяются принципы, проповедуемые Хлебниковым, которые могут стать важнейшими методологическими принципами мышления ХХI в.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-07-2004
М.В. Раджабова, Вадим Евгеньевич Семенков Общественные науки и современность. 1998.  № 3. С. 188-192. 
Текст посвящен критике Н. Ульяновым концепции генезиса украинской национальной идеологии, восходящей к апокрифическому источнику «История руссов» (опубликован в 1846 г.). Показано, что украинская идентичность, формируясь в рамках европейской культурной парадигмы, апеллировала к ценностям мифогенологического характера, характеристики которых были перенесены на казачество. Отсюда берут начало клише, закрепившиеся в общественном сознании (история казаков тождественна истории украинского народа; присоединение Украины к России – результат обмана гетмана Хмельницкого царскими воеводами; гетманщина – самый выдающийся период украинской истории и т.п.). Именно эти мифогемы, ревитализированые украинской национально ориентированной интеллигенцией, стали основой антиэтатизма на Украине в годы горбачевской перестройки.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-10-2008
Игорь Вадимович Кондаков Общественные науки и современность. 2008.  № 4. С. 163-176. 
В статье идет речь о взаимосвязи и взаимозависимости «культурного промежутка» и «культурного поворота». И повод для этого – отдаленный ответ на тыняновский «вызов», прозвучавший в работах другого выдающегося исследователя русской культуры Ю. Лотмана.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-06-2004
Общественные науки и современность. 1995.  № 4. С. 131-142. 
В продолжение дискуссии о концепции конфликта цивилизаций С.Хантингтона (см. “ОНС”. 1994. №6; 1995. №3) публикуются материалы «Круглого стола», проведенного на кафедре международных отношений и внешней политики Московского государственного института международных отношений МИД РФ. В дискуссии принимали участие: заведующий кафедрой, кандидат исторических наук, доцент А.Злобин, доктор экономических наук, профессор А.Медовой, доктор экономических наук, профессор Г.Черников, доктор философских наук, профессор А.Шестопал, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Д.Трофимов и старший преподаватель А.Сидоров.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-09-2007
О.И. Северская Общественные науки и современность. 2007.  № 5. С. 159-168. 
Исходя из того, что современный коммуникационный процесс во многом погружен в игровое начало, автор рассматривает языковые игры в поэзии, так как «поэзия рождается в игре и как игра». Анализируются тексты современных поэтов – Ю.Арабова, Е.Даенко, И.Жданова, Н.Искренко, Т.Кибирова, А.Парщикова, Д.Пригова, С.Соловьева, - автор разбирает в их стихах игровые «анаграмматические кроссворды», предполагающие свободную комбинаторику по горизонтали и вертикали и даже по диагонали. Выделяются разные типы языковых игр.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-04-2004
Зинаида Романовна Жукоцкая Общественные науки и современность. 2003.  № 5. С. 171-176. 
В статье анализируется “связь” “бессознательного символизма” и философии музыки в творчестве А. Белого. Автор полагает, что достижение вершин универсальности в состоянии духа Белый видит в исключительной роли музыки. Именно музыка своим нисходящим потоком заставила звучать молчавшие до поры струны “души самосознающей”. В концепции Белого символ и музыка находятся в тесной зависимости друг от друга, и только она способна углубить символы, наполнить их теургическим содержанием. Вследствие чего и возникает консонирующее звучание между различными сферами бытия и познания. Все это, безусловно, сыграло существенную роль в формировании символистского движения в России.
Опубликовано на портале: 07-10-2004
К. Непомнящая Общественные науки и современность. 1992.  № 5. С. 184-187. 
Ныне в России и в США горячо обсуждают проблемы, связанные с формированием новых культур, а также адекватных им этических, эстетических и иных категорий. В обоих государствах проблемы высокого и низкого приобрели новую остроту, став центром столкновения и споров о ценностных основах культуры. Одна из возможностей вникнуть в многосложность проблемы видится в том, чтобы начать разговор о каноне и его бытовании в двух обществах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-02-2004
Герман Германович Дилигенский Общественные науки и современность. 2000.  № 5. С. 5—19. 
В статье анализируется отношение россиян к Западу как культурный феномен, который не может быть объяснен только как продукт современных социально-политических и информационных процессов. Показаны факторы, под воздействием которых эволюционирует отношение большинства россиян к Западу; особая роль среди них — представления о западном образе жизни, укоренившиеся в массовом сознании, высокий престиж западной модели жизни. Отмечаются разрыв между ценностями свободы и демократии, коренящийся в архетипических особенностях русского менталитета, неясность российского демократического идеала, сочетающаяся с государственно-патерналистским опытом. Не укореняется у нас и такой важнейший элемент культуры Запада, как уважение к закону и признанным в обществе социальным нормам. Анализируется роль в этой ситуации психологического значения западной модели, становящейся не только стимулом к изменениям, но и символическим выражением модернизаторской тенденции. Показаны особенности современного неотрадиционализма. Эволюция отношения к Западу будет обусловлена прежде всего социально- экономическими, политическими и культурными изменениями в самой России, но вместе с тем свое влияние окажет и политика Запада по отношению к России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-04-2004
Игорь Вадимович Кондаков Общественные науки и современность. 2003.  № 1. С. 158-176. 
На основе анализа творчества К. Чуковского как писателя-сказочника автор показал стремление писателя взглянуть на жизнь наивными, неиспорченными глазами ребенка и увидеть “вдруг” всю ее нелепость, фантастичность, абсурдность, жестокость, словом, открыть через “детский дискурс” тьмы “низких истин”. Чуковский воспользовался своим критическим амплуа для того, чтобы с помощью сказочного текста, написанного как бы для детей и в то же время не только для них, критически проанализировать саму действительность, вовлекая в свой текст чужие литературные тексты как некие поэтические аллюзии современных реалий в памяти культуры, раскрывающиеся через ее идейно-образный контекст и широкий спектр литературно-художественных ассоциаций. Через призму “детского дискурса” обыденная советская действительность представала в “Чуковщине” как сказочный гротеск, как невероятная фантасмагория, — на первый взгляд, смешная (“лепые нелепицы”), а на второй — страшная и чудовищная. Однако в конце концов смеховая дистанция, установленная автором по отношению к своим персонажам и подкрепленная вековыми традициями фольклора и русской литературной классики, делала всех монстров жалкими, слабыми и страшными лишь на вид, а тоталитарный гротеск — веселым и легко преодолимым, во всяком случае, в детской фантазии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-07-2004
Л.П. Моисеева Общественные науки и современность. 1997.  № 3. С. 169-180. 
Автор попыталась проанализировать лирические произведения поэтов так называемой первой волны эмиграции, основной темой которых была тема покинутой Родины, невозвратной дали, куда продолжали стремиться души поэтов. Несмотря на обиды, горечь и предательство, эти люди сумели сохранить самое ценное – нетленную душу.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-07-2004
Людмила Павловна Моисеева Общественные науки и современность. 1998.  № 5. С. 157-165. 
Тема обреченности красной нитью проходит через творчество всех художников, волею судеб оказавшихся в эмиграции. Возможно, чтобы передать все оттенки чувств нужны не стихи, а проза. И это вовсе не филологический вопрос – это вопрос философский: совместимы ли высокая поэзия и проза жизни? Лучше всего на него ответили те, кто грубые мотивы презренной прозы обратили в “мелодию” стиха, которая всегда “становится цветком”.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-05-2004
Игорь Вадимович Кондаков Общественные науки и современность. 2004.  № 2. С. 154-165. 
Статья И.В. Кондакова посвящена дискурсу детства, как он предстает в стихах для детей Д. Хармса. Своеобразие этого дискурса заключается в том, что тексты, адресованные детской аудитории, наряду со своим прямым смыслом, одновременно содержат социально-политическое, философское и художественное иносказание, направленное на осмысление и оценку текущей современности. Двусмысленность каждого текста усугубляется приемами “зауми”, размывающими грань между “детским” и “взрослым”, лояльным и оппозиционным по отношению к советской власти контекстами прочтения поэтического произведения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-05-2004
Игорь Вадимович Кондаков Общественные науки и современность. 2004.  № 3. С. 153-161. 
Во второй части статьи (начало см. № 2) автор пишет о том, что многозначность стихотворений Хармса затрудняла их критику и политическую оценку, делала их во многом неуязвимыми для цензуры. В то же время воссоздание детского взгляда на нелепый и страшный мир достигало неожиданного художественного эффекта “остраннения” повседневности и обобщения картины мира. Таким образом, детская литература, созданию которой советская власть придавала особое идеологическое и воспитательное значение, становилась “лазейкой” для гротескно-фантасмогорического отображения советской действительности и политической сатиры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-04-2004
М.В. Шугуров Общественные науки и современность. 2003.  № 5. С. 140-149. 
Ценность постмодернистских моделей толерантности, с точки зрения автора, состоит в том, что они дополняют и смягчают институциализирующиеся (традиционные) формы толерантности. Если традиционные модели предполагают наличие фундаментальных ценностей общества, то постмодерн – не что иное, как признание коррозии тех же ценностей. Вместе с тем постмодернистские модели не сводятся к выявлению негативно-деструктивных функций толерантности. Институциональная толерантность обеспечивает в функциональном плане устойчивость и стабильность на всех уровнях общественной жизни. Постмодернистские же модели «становятся явью» в средах неформальных, маргинальных, выстроенных по весьма динамичным «обычаям», а не жестко фиксированным законам. Здесь маргинальная толерантность становится «прибежищем от агрессивности и тотальности» традиционных ценностей. Доказательству и развертыванию этого тезиса главным образом и посвящена данная работа.
Опубликовано на портале: 17-08-2004
Игорь Вадимович Кондаков Общественные науки и современность. 2002.  № 4. С. 55-67. 
Автор анализирует особенности российской цивилизации, связанные с ее “пограничностью” между Европой и Азией, оседлостью и кочевничеством, ситуацией “перекрестка” великих мировых религий Запада и Востока и архаического язычества. Отмечается склонность русской культуры и российской цивилизации к “взрывным” состояниям. С социокультурных позиций рассматриваются три “смутных времени” в истории России как три разных переходных процесса: от кумуляции к дивергенции (барочный период ХVII в.); от дивергенции к селекции (Серебряный век); от селекции к конвергенции (постсоветский период). Анализируя проблемы, конфликты и противоречия всех “смут”, автор также отмечает и свойственные им позитивные тенденции – появление реформаторов, процессы переоценки ценностей, смена норм и т. п., т. е. обновление культурной семантики, сопровождающей развитие цивилизации при переходе от одной исторической парадигмы к другой.
ресурс содержит прикрепленный файл