Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

ПОЛИС: Политические исследования

Опубликовано на портале: 23-04-2004
Антон Николаевич Олейник ПОЛИС: Политические исследования. 2001.  № 2. С. 40-52. 
Работа посвящена проблемам взаимосвязи российской экономики с культурами, бытующими в современном обществе. Едва ли можно усомниться в том, что любой современный россиянин знаком с тюремной и криминальной субкультурами. Элементы тюремного арго прочно утвердились в разговорной речи (причем их используют не только «простые» люди, но и представители власти), популярностью пользуются исполнители «блатных» песен. Автор статьи пытается выявить объективные причины такого положения вещей. Распространенная ссылка на специфику местной культуры, полагает он, ничего не объясняет, поскольку сама культура является результирующей организации социальных институтов. Основная гипотеза исследования заключается в том, что существует определенная схожесть институциональных структур тюремного сообщества и российского общества в целом. «Жизнь по понятиям» (противопоставленная «жизни по закону») является, по мнению автора, нормой на всех уровнях организации российского общества.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 07-04-2004
Владимир Яковлевич Гельман ПОЛИС: Политические исследования. 2001.  № 6. С. 6-18. 
Работа предназначена прежде всего для специалистов в области методологии общественных наук. Согласно Владимиру Гельману, одна из опасностей, возникающих при анализе современной российской политики – это опасность неверного формирования и применения концептов. Ошибкам при этом подвержены не только “несознательные”, использующие любые готовые теории исследователи, но и исследователи “сверхсознательные”, пытающиеся подобрать свой собственный инструментарий. Некритичное заимствование “западного”, равно как и разработка глобальных самостийных теорий чревато появлением “концептуальных натяжек”, когда существующее объяснение, как предполагается, является объяснением “на все случаи жизни”. “Объяснение” посредством такого “натянутого концепта” страдает нормативным уклоном (крайний вариант - телеологизм) и низкой познавательной ценностью. “Лидером в номинации” следует признать концепт “политической культуры” (“гражданской культуры”, “правовой культуры”…“культуры вообще”), рассмотрение употребления которого выявляет оба вида натяжек: явный нормативный уклон (противопоставление наличного и должного) и небольшую разрешающую способность. “Политическая культура”, по мнению автора, входит в число “остаточных” категорий, использование которых является индикатором того, что исследователь не в состоянии что-либо объяснить - что связано не с принципиальной неприменимостью самой категории, а с неверным использованием, размещающим ее сразу на нескольких ступенях “лестницы абстракций”, когда смешиваются элементы теорий как макро-, так и микроуровня.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 25-03-2003
Сергей Александрович Ушакин ПОЛИС: Политические исследования. 1998.  № 4. С. 21-36. 
Обсуждаются роль и положение интеллигенции в современном обществе. Анализируются взгляды Плеханова В. В., Бухарина Н. И., Луначарского А. В., Грамши А., Ким Чен Ира, Лукача Д., Альтюссера Л. Выделяются две концепции. В одной акцентируется экономическая основа интересов, в другой - относительная символическая независимость идеологии. Особое внимание уделяется идеям Грамши, который исходил из наличия в обществе двух типов интеллигенции - интеллигенции органической и традиционной. Задача интеллигенции, по Грамши, состоит во внешнем оформлении того или иного класса, в переводе неочевидных экономических показателей могущества (или бессилия) конкретной социальной группы на язык общедоступных символов. Автор статьи полагает, что в силу специфики своего социального положения, места в общественном разделении труда и особого (публичного) характера производимого ею продукта интеллигенция не может рассматриваться в качестве самостоятельного класса, обладающего собственными интересами. Она неминуемо встает на сторону господствующего класса, придавая его идеологии соответствующий интеллектуальный лоск. Автор отмечает, что интеллигенция призвана играть роль социального переводчика, опосредующего при помощи категорий и знаковых структур финансово-промышленный капитал и, соответственно, материализующего экономическое господство в символической форме. Таким образом, интеллигенция - это не более чем угнетенная группа угнетающего класса.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-02-2004
Владимир Борисович Пастухов ПОЛИС: Политические исследования. 2001.  № 1. С. 49-63. 
В статье предпринята попытка проследить взаимосвязи между современной российской политикой, идеологией и культурой. В первой части («Политика: петля Горбачева») внимание сконцентрировано на противоречивой природе новой постсоветской власти. Во второй части («Идеология: российские волны») выдвигается тезис о том, что российская духовная жизнь носит циклический характер, который должен учитываться при определении идеологической составляющей текущей и перспективной политики. В третьей части («Культура: вкус революции») рассматриваются возможные идеологические системы, которые могут быть востребованы в нашей стране (включая «консерватизм обновления» с акцентом на необходимость культурной революции).
Опубликовано на портале: 01-02-2004
Андрей Римович Тузиков ПОЛИС: Политические исследования. 2002.  № 5. С. 123-133. 
На примерах показывается, что изучение идеологии в современных обществах тесно связано с изучением социально-политической и культурной роли масс-медиа. Масс-медиа, с одной стороны, – пространство функционирования идеологии, а с другой – мир символических конструкций языка, аудио- и видеообразов. В медиа-пространстве идеология проявляется в самых разных формах, в т.ч. скрытых. В данной статье рассматриваются: специфика медиа-конструирования социальной реальности, проявления идеологии в программах новостей, в голливудской продукции, в “мыльных операх”, в музыке стиля рэп и, наконец, в рекламе.
Опубликовано на портале: 01-02-2004
Михаил Валентинович Савва ПОЛИС: Политические исследования. 1999.  № 4.
Ключевым понятием данной работы является понятие «этнический статус», которым определяется место индивида или группы в системе межэтнических отношений на личностном и групповом уровнях. Этностатусные представления, по мнению автора, в кризисные периоды общественного развития могут превращаться в этническую идеологию, легитимирующую права на власть от имени этнической группы и исключительные права на определенную территорию. На примере бывших союзных республик СССР и нацистской Германии показано как проявляет себя этническая идеология в политике, праве, экономике и даже в криминальной субкультуре. Основной вывод состоит в том, что этнические идеологии скорее консервативны по своей природе и могут быть использованы, прежде всего, для мобилизации общества.