Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 1419

Опубликовано на портале: 21-10-2010
Marc Brightman, Vanessa Elisa Grotti, Olga Ulturgasheva Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2010.  № 2. С. 348-365. 
The adage that anthropology is comparative if it can be defi ned as anything at all has been tested in recent years to great effect—particularly on the theme of the body —and with greater confidence  than  it  had  been  a  decade  previously.  The  body  has  provided a useful  starting  point  for  cross-cultural  comparison  because,  at  some  level,  the physically existing, universal human body can be considered a common factor among all cultures. While the apparent universality and constancy of the body may be questioned in light of ethnographic evidence, and while the body can be politicized in differing ways, when politics and history themselves are taken as points of comparison, a new and somewhat different challenge is set.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-12-2006
Андрей Васильевич Шипилов Общественные науки и современность. 2007.  № 1. С. 132-144. 
В статье социальные процессы в России XVIII в. прослеживаются в контексте тенденций перехода от равенства в рабстве к свободе в неравенстве. Показана разница между чинами и сословиями, а также процесс формирования дворянского сословия, в ходе которого дворянство обретало свободу как коррелят власти и, соответственно, ухудшалось положение частновладельческого крестьянства. Сопоставляются высокий сословный престиж и проблемное экономическое положение дворянства, прослеживаются стратегии дальнейшего укрепления статуса дворянства, в частности, образование, роль иностранных языков, престижное потребление (жилище, костюм, еда). Показано, что европеизация русской культуры во многом была функцией от стремления дворянства противопоставить себя "подлому" народу и утвердиться как "благородному сословию.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-07-2005
Даниил Борисович Цыганков Социологические исследования. 1999.  № 1. С. 78-87. 
Особенности исторического развития России поставили на исключительное место в обществе таких деятелей культурного производства как писатели и публицисты: за ними закрепилось наименование "властители дум". При обращении к отечественному литературному полю второй половины XX в. взгляд останавливается на А.И. Солженицыне - одного из немногих, имевшего достаточные символические ресурсы, чтобы позиционироваться в этой роли. Но представления о Солженицыне социологически нерелевантны, поскольку в них смешивались его специфические литературные и политические практики, что вело к метафорическому, журналистскому или идеологизированному описанию.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-07-2009
Д Н Замятин Социологический журнал. 2009.  № 5. С. 108-114. 

Опубликовано на портале: 14-01-2005
Георгий Петрович Орлов Социологические исследования. 2000.  № 6. С. 123-128. 
Курс по указанной в заголовке статьи тематике читается автором на факультете политологии и социологии Уральского государственного университета и в Институте социологии и экономики Уральского государственного профессионально-педагогического университета. Чем вызваны его необходимость и целесообразность? По этому поводу хотелось бы поделиться с коллегами-преподавателями социологии своими соображениями.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Хилари Пилкингтон Журнал исследований социальной политики. 2006.  Т. 4. № 2. С. 22-269. 
В 1990-е годы различные наркотики стали более доступны, что создало определенные условия для различного рода наркоэкспериментов. На этом основании можно предположить, что в Рос-сии, как и на Западе произошла «нормализация» потребления наркотиков в культурной моло-дежной практике. С одной стороны, в этом процессе находит отражение глобализация нарко-рынков, с другой - сохраняются значительные различия в локальных паттернах и практиках потребления наркотиков. В России одно из таких различий связано с большой распространен-ностью героина в культурном молодежном мейнстриме многих городов страны. Результатом этого стало значительное сближение между потреблением «рекреационных» и «проблемных» наркотиков, чего не «улавливала» западная теория «нормализации потребления рекреационных наркотиков». В «новом» контексте потребители героина говорят о своем использовании нарко-тиков как о повседневных практиках выбора и контроля, что делает потребление героина по-хожим на потребление «рекреационных» наркотиков. Хотя это не может не вызывать обеспо-коенность, существуют свидетельства того, что подобные потребители сохраняют крепкие со-циальные - институциальные, семейные и дружеские - связи, помогающие предотвратить их субкультурную изоляцию, которая, как правило, сопровождает наркотическую зависимость.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-03-2008
А.С. Усачев Общественные науки и современность. 2008.  № 2. С. 104-115. 
Автор в процессе изучения "историографических констант" как инвариантов описания истории России ретроспективно прослеживает идею преемственности Киева, Владимира и Москвы как центров российской государственности. Он показывает, что, несмотря на разницу в интерпретациях, идея преемственности ясно прослеживается вглубь истории до вплоть до XVIII в. Но автор делает еще один шаг и показывает, что источником данной идеи является Степенная книга XVI в., которую хорошо знали и обильно использовали русские историки XVIII – начала XIX вв. Причем использовались не только конкретные данные, но и теоретическая схема. Это влияние не менее значительно, чем влияние западно-европейских историков. Данное исследование позволяет автору поставить вопрос о взаимодействии различных "историографических констант" в российской историографии и объяснительных возможностях данной конструкции.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-06-2004
Игорь Вадимович Кондаков, Ю.В. Корж Общественные науки и современность. 1996.  № 4. С. 152-162. 
Десекуляризация сознания, проведенная русскими символистами рубежа ХХ в. средствами искусства, анализируется в широком контексте немецкой и русской философии, а также становления интегрального стиля культуры. Важнейшую роль в этом сыграло развитие философии музыки. При этом музыка становится средством понимания широкого круга явлений культуры и общественной жизни. Переосмысляется роль художника, превращающегося сначала в теурга, а потом в слушателя "мирового оркестра", идеалу нравственного человека противопоставляется варварский идеал человека-артиста, играющего жизнь.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-06-2004
А.И. Липкин Общественные науки и современность. 1995.  № 2. С. 57-67. 
В статье сопоставляются ценностные основы древнеримской, западноевропейской и российской цивилизаций, по отношению к которому религиозные верования (православие, католицизм) являются вторичными. Анализируются образы носителей цивилизационного идеала, такие как "достойный муж" или "идеальный рыцарь". Прослеживаются различные способы самоидентификации цивилизаций от акцентирования границ до сосредоточенности на культурном центре, распространяющем свое влияние на периферию. Рассматривается "общее дело" как центральная ценность российской цивилизации, связанная с обороной рубежей страны, а также альтернативные проекты ее развития.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-02-2009
Михаил Владимирович Берендеев Социологические исследования. 2007.  № 4. С. 127-132. 
По мнению автора, при изучении проблемы региональной идентичности следует избегать жесткого противопоставления того, как соотносят себя респонденты с предлагаемым в опросных листах условными социальными группами. Пример Калининградской области показывает, что самоидентификация индивидов с такими социальными образами, как «калининградец, «европеец» и «россиянин», зависит от степени решенности для конкретного человека определенных проблем. Поэтому такая самоатрибуция приобретает не типовой, а эксклюзивный характер, когда респондент вкладывает в соответствующий образ свое персональное видение.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Алексей Юрьевич Зудин Мир России. 2002.  Т. 11. № 3. С. 122-158. 
Вниманию читателя предлагаются первые три главы из готовящейся к публикации монографии А.Ю. Зудина «Россия: культурные сдвиги, 1953-2001 гг.)». По мнению автора, тезис о культурной неподготовленности России к переменам нуждается в уточнении. Сквозной анализ культурных сдвигов за 30-летний период, предшествовавший началу реформ, обнаруживает постоянное увеличение модернизационного потенциала позднесоветского общества. Масштаб и глубина сдвигов в направлении модернизации были таковы, что к концу позднесоветского периода их присутствие в различной степени ощущалось почти на всем пространстве официальной культуры. Автор приходит к выводу, что итоги позднесоветской культурной трансформации стали важным фактором российского «транзита».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-02-2005
Леонид Ефимович Гринин Социологические исследования. 2004.  № 12. С. 46-54. 
В статье раскрывается предметно-содержательная сторона понятия «личной известности», изучается влияние фактора личной известности на социальную структуру общества. Отмечается, что известность стала сегодня одним из факторов социальной дифференциации, поскольку открывает в системе неравенства доступ к таким благам, как власть, богатство, престиж, статус, привилегии. В традиционных обществах известность имела своим содержанием выделение человека среди людей общего круга (рыцари, мастера и т.д.). В Средние Века она имела результатом возвышение в своей сословной группе, но, как правило, не влияла фатально на социальное положение ни буржуа, ни дворянина. В современных обществах известность стала одним из видов социального и символического капитала (П. Бурдье). Ее наличие позволяет человеку привлекать к себе внимание многих людей и непосредственно влиять на них. Для известности такого рода (в отношении нее автор применяет термин «люди известности») характерно то, что здесь личная известность дополняется к «перечню благ, вокруг которых проходят главные линии неравенства». Особая тема – формирование того слоя, который автор квалифицирует как «профессионалов известности». В этом плане говорится о большой роли СМИ и рекламы. В заключительных разделах статьи дается характеристика новой элиты, ее морали, показано влияние ее на структуру общества. В России «пробивание» в круг «известных людей» имеет свою специфику: «расцвел фаворитизм»; по сравнению с Западом меньшую роль играют коммерческий заказ и отбор на конкурсной основе.
Опубликовано на портале: 26-06-2004
Л.В. Никитинский Общественные науки и современность. 1995.  № 2. С. 110-120. 
В статье дается оценка процессам перестройки с точки зрения их влияния на систему ценностей интеллигенции, прежде всего соотношения ценностей личности и государства. Будучи рождена этическим импульсом от противного, мало осмысленным с точки зрения последствий предпринимаемых действий, перестройка привела к смене элит, в результате чего во главе общества оказались люди вне морали. Анархизм, воцарившийся в условиях кризиса государства, актуализирует ценность последнего и порождает критику демократии как режима, порождающего в условиях отсутствия экономической и социальной стабильности развал и коррупцию.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-05-2005
Общественные науки и современность. 1991.  № 4. С. 5-12. 
На вопросы ОНС отвечает академик-секретарь отделения литературы и языка АН СССР Е. Челышев. Главное содержание беседы – обсуждение исследовательских работ по программе "Российское (русское) зарубежье в контексте мировой культуры". Высказывается мнение, что весьма продуктивным направлением такого рода исследований может стать изучение русской духовности совместно не только с западной, но и с восточной традицией, с которой имеется очень много близкого, пересекающегося, и взаимодополняющего. Также подчеркивается, что углубленное изучение подобной проблематики позволит избавить восточное культурное наследие от флера мистицизма и особенно его ложных толкований, представляемый популяризаторами как единственный путь преодоления кризиса мировой культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ирина Владимировна Костерина, Юлия Андреева Журнал исследований социальной политики. 2006.  Т. 4. № 3. С. 397-413. 
Споры о наличии гражданского общества в современной России и поиски субъектов, которые должны стать его движущей силой, вновь актуализируют «молодежный вопрос». В статье рассматривается проблема изменения статуса современной молодежи в контекстах понимания гражданской активности и стратегиях ее реализации. Представлены позиции политиков, общественных работников, правозащитников, для которых молодые - это решающая сила для создания и внедрения новой идеологии. Отдельно рассматривается позиция молодежи, не желающей быть ресурсом, предметом манипуляций, безликой электоральной массой или бесплатной помощью в решении социальных проблем. В основе статьи -данные эмпирических исследований НИЦ «Регион», касающиеся молодежной активности, правового сознания и гражданского участия молодежи, деятельности молодежных некоммерческих организаций (НКО).
ресурс содержит прикрепленный файл