Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 1419

Опубликовано на портале: 19-06-2012
Егор Андреевич Малов Журнал социологии и социальной антропологии. 2011.  Т. 14. № 1. С. 66-86. 
Статья отражает ключевые положения акторно-сетевой теории, представленной Парижской ветвью: работами Бруно Латура, МишеляКаллона и их последователей. Основные этапы теории — идеи о социальных сетях и взаимодействии посредством актантов — примененык анализу праздника дня рождения как социального ритуала со своими нормами проведения. Некоторые тенденции изучения социальных се-тей были использованы для объяснения категории «гости», от которой зависят те или иные подарки и проведение празднования в целом. Анализ нарративов, наблюдений и текстов интервью позволил выявить конкретное содержание меняющегося отношения к празднованию дня рождения у молодежи России через анализ содержания и значений составляющих праздник практик.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-05-2006
Андрей Эдуардович Мурзин Социологические исследования. 1993.  № 11. С. 95-99. 
Свободное время имеет противоречивую природу, амбивалентность которой обусловлена, с одной стороны, тем, что оно – явление детерминированное стереотипами общества и, следовательно, обладающее известной нормативностью. С другой же стороны, досуг – поле свободного выбора индивида. Автор заметки считает в связи с этим, что осмысление природы свободного времени в историческом разрезе означает признание приоритетности интересов личности, для которой оно – аккумуляция персонального начала существующей культуры и одновременно индикатор ее развития.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-06-2013
Людмила Рашидовна Хут Диалог со временем. 2009.  № 28. С. 148-165. 
Жанр исторической биографии — один из древнейших жанров историописания — в наше время многообразен как никогда. Не ставя перед собой задачу написать нечто сугубо биографическое о действительно достойном человеке — Всеволоде Михайловиче Вильчеке, я предлагаю просто пойти за текстом и попытаться вступить в диалог с автором, «взяв в свидетели» тех, кто был рядом с ним в разные годы — родных, друзей, коллег по работе. А еще — поразмышлять на темы, волновавшие, как оказалось, нас обоих.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-01-2005
Василий Леонидович Курабцев Общественные науки и современность. 1991.  № 2. С. 175-181. 
Автор рассматривает работы, посвященные учению философа Л.Шестова и в особенности его обвинения в иррационализме и крайней религиозности. Он характеризует два периода деятельности философа, связанные с богоискательством (до 1911 г.) и религиозным экзистенциализмом. Религиозность Шестова описывается как путь к достижению бесконечной личной свободы и творческой силы. В Боге философ искал пути "преодоления невозможности", выхода из тупиков бытия через чудо.
Опубликовано на портале: 16-06-2005
Ирина Анатольевна Полуэхтова Социологические исследования. 1994.  № 10. С. 113-119. 
Предметом исследования является репертуар московских кинотеатров за период 1985-1993 гг.; методы исследования - контент-анализ и экспертные оценки. Особый интерес представляет анализ образа героя, в котором находит непосредственное воплощение общественный идеал, аккумулируются тенденции развития той или иной социокультурной среды, формирущей определенный социально-психологический тип личности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-03-2005
Евгений Александрович Добренко Общественные науки и современность. 1992.  № 1. С. 161-172. 
Всякое обращение к тоталитарной культуре начинается с известного трактата А.Синявского “Что такое социалистический реализм”. Именно отсюда пошла традиция критики соцреализма, восходящая к моральной критике тоталитаризма вообще. Автор считает тоталитарное искусство средством обуздания реальности, а соцреализм – метафорой власти, феноменом массового сознания, т.е. превращенным религиозным сознанием.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-02-2004
Ильдар Абдулович Рисмухамедов Проблемы теоретической социологии. 2003.  № 4.
В статье на примере исследовательской практики британской школы “культуральных исследований” (cultural studies) исследуются возможности применения (нео)марксистского концепта идеологии в области изучения средств массовой коммуникации (СМК) и популярной культуры. Автор рассматривает «культуральные исследования» 1970-1980-х годов с точки зрения их вклада в развитие (нео)марксистской проблематики идеологии. Указанная проблематика задавала рамку для конкретных исследований СМК и попкультуры, отличающихся, в свою очередь, высоким уровнем теоретической рефлексии. Как показано в статье, наиболее ценные результаты в области изучения СМК и популярной культуры были достигнуты за счет синтеза марксистского концепта идеологии, переосмысленного Л.Альтюссером, идеи гегемонии А.Грамши и постструктуралистской семиотики и теории дискурса. В статье проводится мысль о том, что отход более поздних «культуральных исследований» от (нео)марксистской проблематики идеологии оставляет незавершенным проект критического исследования сложных переплетений культурных практик и структур классового доминирования в современном обществе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-10-2004
Наталья Анатольевна Шматко Социологические исследования. 2003.  № 8. С. 113-120. 
Рассматриваются принципы генетического структурализма П. Бурдье. Обращается внимание на рефлексию самого Бурдье над истоками и основаниями своих работ, на соотнесение им собственной позиции с воззрениями Л. Альтюссера, Г. Гарфинкеля, И. Гоффмана, Ж. Делеза, К. Леви-Стросса, Т. Парсонса, Ю. Хабермаса. Отмечается, что Бурдье пришел к выводу, что в социальном исследовании следует избегать как жесткого детерминизма, постулирующего полную зависимость индивида от социальных отношений, так и субъективизма с отрицанием общественной детерминации поведения человека. Социальная действительность, согласно Бурдье, структурирована дважды: 1. социальными отношениями; 2. представлениями агентов об этих отношениях. Социальные отношения, интериоризируясь в процессе осуществления практик, превращаются в практические схемы – схемы производства практик. Его теоретическая система выстраивается вокруг трех центральных понятий: «поле», «капитал», «габитус». Обращается внимание на то, что «поле» понимается здесь как относительно автономная подсистема, место действия социальных сил, структурированное оппозициями пространство. Оно есть теоретический конструкт, позволяющий ученому анализировать социальный процесс, действия его агентов. Агенты определяются через занимаемые в поле позиции, отличаются друг от друга сочетанием объективированных в них капиталов и, как следствие, властью и влиянием. В статье рассмотрен структурно-генетический анализ Пьером Бурдье процессов культурного потребления и культурного производства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-03-2013
Вячеслав Сергеевич Савчук Диалог со временем. 2011.  № 37. С. 223-254. 
Анализируя особенности мировоззрения и поведенческие практики университетских преподавателей 1960–80-х гг., автор выделяет в их среде определенную групповую идентичность, сутью которой были сохранение культурной традиции во всей ее полноте и расширение интеллектуальной свободы. Статья написана на основе личных воспоминаний и художественной литературы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-12-2004
Б.А. Ланин Общественные науки и современность. 1993.  № 5. С. 154-163. 
Определяя жанр антиутопии, автор полагает, что его не существовало бы, не появись жанр утопии. В антиутопии создается философское напряжение между страхом обыденной жизни и карнавальными элементами, пронизывающими всю повседневность. Реальное в антиутопии – пространство надличностное, государственное, принадлежащее не личности, а социуму, то есть власти.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-02-2013
Анна Юрьевна Серегина Диалог со временем. 2011.  № 34. С. 61-73. 
Статья посвящена истории изучения католических текстов в рамках истории английской политической мысли. В ней показано, что вплоть до последних десятилетий работы католических памфлетистов, имевшие большой общественный резонанс в свое время, игнорировались исследователями, с трудом преодолевающими конфессиональные и идеологические стереотипы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-03-2013
Ирина Ромуальдовна Чикалова Диалог со временем. 2011.  № 36. С. 312-343. 
В статье анализируется один из аспектов англоведения в России – деятельность по включению в интеллектуальное пространство страны зарубежных трудов по истории и государственному строю Англии. Переводы на русский язык трудов крупнейших европейских историков, политологов, юристов, социологов стали ответом на общественную потребность в изучении западного, прежде всего английского, опыта, в сопоставлении самобытного национального развития с политическими достижениями других народов. Книги зарубежных авторов по английской истории, конституционному строю Англии были с заинтересованностью встречены общественностью, хотя круг «потребителей» научной литературы территориально был в значительной мере огрничен столицами и провинциальными университетскими городами.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-04-2013
М.Ц. Арзаканян Диалог со временем. 2012.  № 41. С. 284-295. 

Опубликовано на портале: 22-04-2004
И.А. Едошина Общественные науки и современность. 2003.  № 3. С. 152-161. 
Автор обращается к проблеме андрогина, являющейся основополагающей в художественном сознании модернизма. Деятельное “я” до модернизма традиционно мыслилось в мужском варианте, т. е. человек. Однако оставшись в антропоцентрической культуре наедине с самим собой, без опоры на внешний мир, человек-мужчина неминуемо должен был встретить ту, которая изначально составляла часть его самого, – человека-женщину, наделенную творческими способностями в не меньшей степени, чем он сам. Приход женщины в искусство в период формирования модернизма – своеобразное возвращение в мужское начало, с которым начало женское изначально составляло единство, идеально воплощенное в андрогинизирующем типе сознания. Христианское прочтение андрогинна принадлежит Я. Бёме. Он выделил в первом человеке, Адаме, две сущности – внутреннюю (духовную) и внешнюю (земную). Каждая из них соответствует: в первом случае мужскому, во втором – женскому началам. Адам тогда утратил “ангельский мир”, когда из него была “выделена” женская ипостась, соотносимая с Софией Премудростью Божьей. Мистерия мужчины и женщины, тайна двух полов разрешается в метафизическом единстве, в котором природное или душевное человека должно быть примирено с религиозным стремлением христианина. В таком облике понятие “андрогин” усваивается рубежным сознанием ХIХ–ХХ вв., в частности, Н. Бердяевым, который в своих размышлениях развивает положения Бёме.
Опубликовано на портале: 22-07-2011
Александра Яцык Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2011.  № 1. С. 201-203. 
Cоциологу работа Анны Новиковой может быть интересна как образец исследования, выполненного в рамках отечественной традиции изучения масс-медиа, с позиции  философско-описательной, как истории искусст. 
ресурс содержит прикрепленный файл