Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Опубликовано на портале: 19-11-2004
Максим Максимович Ковалевский
Перев.: Д.В. Миронов (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2002.  № 5. С. 129-138. 
В этой статье выдающегося российского социолога М.М. Ковалевского (1851-1916), впервые публикуемой на русском языке, проводится сравнительное исследование клановых отношений, сохранявшихся в то время среди многих народов Российской Империи. Выявляются общие закономерности изменения социальной организации с переходом народов от существования в виде отдельных племен к племенным союзам с выделением правящих групп. Проводится идея, что клан как форма межродовой организации характерен для всех народов на определенной стадии их эволюции и исчезает с переходом к развитым формам государственной жизни. Представлен богатый историко-этнографический материал о межродовых и внутриродовых отношениях среди якутов, киргизов, тунгусов, горских племен Кавказа и иных народов России. Рассмотрены проявления солидарности членов клана, закрепляемой в обрядах, обычаях, в нормах правовых, семейных и имущественных отношений. Даны ссылки на летописные источники, свидетельствующие, что кланы в прошлом существовали у славян. Указаны остатки (следы) традиций поклонения клану и общим матерям-прародительницам в топонимике и обрядах у славянских и угро-финских племен.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-10-2004
Валерий Васильевич Дубицкий Социологические исследования. 2004.  № 8. С. 117-122. 
Исследования научного наследия философа и социолога Карла Маннхейма (1893–1947) преимущественно обращены к работам по проблемам идеологии, утопического сознания, социологии знания. В статье рассмотрена малоизученная сторона его творчества – социологический анализ воспитательной деятельности, которому в его «Очерках социологии знания» посвящен отдельный раздел: «О природе экономических амбиций и значении этого феномена в социальном воспитании человека». К. Маннхейм прослеживает воздействие экономической системы на процессы развития личности, выявляет взаимосвязи между экономической жизнью, социальной структурой и духовно-личностной сферой. Изменение экономических основ жизни формирует новые представления о воспитании, однако смысл воспитательной деятельности остается прежним – целенаправленное формирование человека под воздействием социальных институтов. Экспансия экономической сферы в область формирования личности наряду с негативными эффектами, имеет и положительную сторону как фактор социальной интеграции. Экономическая интеграция учит людей подчиняться новой системе и исходить из обдуманного поведения, даже требований совести, что усиливает их «субъективную рациональность». Подчеркивается актуальность анализа в связи с российской действительностью: в центр внимания новой воспитательной практики должна быть поставлена проблема «нового человека» не с точки зрения утопического или идеологического сознания, но в аспекте расширяющегося универсума окружающей жизни, становления открытого информационного общества.
Опубликовано на портале: 13-10-2004
Леонид Иванович Абалкин Социологические исследования. 2003.  № 5. С. 3-7. 
В статье акад. Абалкина содержатся краткие биографические сведения, дающие представление о том, в каких сложных условиях работал выдающийся русский ученый Н.Я. Данилевский. В его научном творчестве наиболее значимая работа – это «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» (Текст книги), где была дана оригинальная концепция исторического процесса. Данилевский показал неправомерность представлений об однонаправленном эволюционном прогрессе. Этой исторической модели он противопоставил цивилизационный подход. В книге выделено десять культурно-исторических типов цивилизаций. Тем самым Данилевский предвосхитил последующие исследования в этой области Г. Шмоллера, А. Тойнби и Л. Гумилева и вошел в историю как основоположник цивилизационного подхода. Акад. Абалкин считает, что анализ Данилевским типов цивилизаций дает возможность лучше понять наше прошлое и настоящее и уловить тенденции дальнейшего развития России. Затронуты такие дискуссионные темы, как вопрос о соотношении формационного подхода (Маркс) и цивилизационной идеи создания Всеславянского союза (и ее реализации), о пути развития России как евразийской державы и о том, что при этом она есть «неотъемлемая, органичная часть европейской цивилизации». Особая тема – отношение различных областей гуманитарного и социального знания. Отмечено, что Данилевский выступал против претензий некоторых политэкономистов XIX в. рассматривать господствовавшую в Англии форму хозяйственной жизни (свободный обмен) в качестве наиболее выгодной для торгово-промышленного развития в равной мере и Америки, и России. Другие работы о творчестве Н. Я. Данилевского:Бажов С.И. Философия истории Н.Я. Данилевского. Монография. Султанов К. В. Социальная философия Н. Я. Данилевского. Конфликт интерпретаций.
ресурс содержит прикрепленный файл