Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 18

Опубликовано на портале: 07-04-2004
Владимир Яковлевич Гельман ПОЛИС: Политические исследования. 2001.  № 6. С. 6-18. 
Работа предназначена прежде всего для специалистов в области методологии общественных наук. Согласно Владимиру Гельману, одна из опасностей, возникающих при анализе современной российской политики – это опасность неверного формирования и применения концептов. Ошибкам при этом подвержены не только “несознательные”, использующие любые готовые теории исследователи, но и исследователи “сверхсознательные”, пытающиеся подобрать свой собственный инструментарий. Некритичное заимствование “западного”, равно как и разработка глобальных самостийных теорий чревато появлением “концептуальных натяжек”, когда существующее объяснение, как предполагается, является объяснением “на все случаи жизни”. “Объяснение” посредством такого “натянутого концепта” страдает нормативным уклоном (крайний вариант - телеологизм) и низкой познавательной ценностью. “Лидером в номинации” следует признать концепт “политической культуры” (“гражданской культуры”, “правовой культуры”…“культуры вообще”), рассмотрение употребления которого выявляет оба вида натяжек: явный нормативный уклон (противопоставление наличного и должного) и небольшую разрешающую способность. “Политическая культура”, по мнению автора, входит в число “остаточных” категорий, использование которых является индикатором того, что исследователь не в состоянии что-либо объяснить - что связано не с принципиальной неприменимостью самой категории, а с неверным использованием, размещающим ее сразу на нескольких ступенях “лестницы абстракций”, когда смешиваются элементы теорий как макро-, так и микроуровня.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 31-01-2004
Janet Wolff Invisible Culture. An Electronic Journal for Visual Culture. 1998.  No. 1.
Статья Д.Вульф посвящена сравнительному анализу исследования культуры в двух теоретических направлениях - в рамках социологии культуры и в русле т.н. «культурных исследований» (cultural studies). Поводом к написанию данной статьи послужил личный опыт автора – переезд из Британии в Америку – повлекший за собой изменения не только географического характера, но, и как оказалось - смену академических традиций изучения культуры. Автор, в данном случае, говорит о практике исследования культуры в рамках британских «культуральных исследований» (представленной в деятельности ученых Бирмингемского Центра Современных Культурных Исследований) и социологической традиции изучения культуры, наиболее ярко проявляющей себя в американской социологии культуры. Анализируя каждое из направлений, автор говорит о необходимости их диалога и сотрудничества, что, например, для культурных исследований может выражаться в большем признании значимости изучения социальных процессов и институтов, а также более глубокого понимания структурных черт культурной жизни, а для социологии культуры& - в использовании в своем анализе «критической» позиции культурных исследований и большей ориентации на междисциплинарный взгляд на культурные процессы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 01-02-2004
Monique de Saint-Martin, Pierre Bourdieu Actes de la Recherche en Sciences Sociales. 1978.  No. 20-21. P. 3-82. 
Статья П.Бурдье и Де Сен-Мартэн "Патроны" исследует владельцев крупных предприятий Франции («патронов») в рамках теории П.Бурдье. Эта статья по объему является скорее небольшой книгой (восемьдесят страниц) и содержит иллюстративные материалы – фотографии, схемы, таблицы. Поле предприятий рассматривается как «поле экономической власти». Исследуются различные диспозиции в этом поле и борьба агентов за доминирование. Анализируется социальный профиль патронов на основе интервью, анкет, материалов прессы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 26-06-2006
Олег Анатольевич Кармадонов Социологические исследования. 2004.  № 6. С. 130-138. 
Известный парадокс, заключающийся в том, что мы вынуждены описывать "внесимволическую" реальность с помощью символов, приводит автора статьи к необходимости проанализировать попытки социологов Запада методологически преодолеть этот парадокс. Исследователь приходит к выводу, что подобный транссимволический анализ исходит из понимания феномена социального изменения как основной реальности современного социального мира с соответствующим исследовательским фокусом и охватывает все части социального исследования, а также использует в качестве структурообразующего компонента символ как универсальную категорию, обладающую чертами потенциальной междисциплинарности, что позволяет использовать транссимволический анализ в прикладных социальных исследованиях.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-01-2004
Сергей Вадимович Дамберг, Вадим Евгеньевич Семенков Журнал социологии и социальной антропологии. 1999.  Т. 2. № 3. С. 163-169. 
В расширенной рецензии на популярный учебник социологии культуры Л.Г.Ионина авторы в первую очередь подвергают критике склонность автора к «тотализации» феномена культуры и к тому, что его подход ведет к замене социологии в целом социологией культуры не просто как субдисциплины, а как нового направления в социологических исследованиях. Среди первоочередных задач социологии культуры авторы видят обращение, с одной стороны, к проблемам творчества и, с другой – к реальностям производства культурной продукции. Они полагают, что появление авторских подходов сродни ионинскому не содействует пропедевтике в области социологии культуры. Скорее это свидетельство изменившейся ситуации в академической и более широкой культурной среде, что характеризуется становлением «новой идеологии культуры».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-02-2004
Ильдар Абдулович Рисмухамедов Проблемы теоретической социологии. 2003.  № 4.
В статье на примере исследовательской практики британской школы “культуральных исследований” (cultural studies) исследуются возможности применения (нео)марксистского концепта идеологии в области изучения средств массовой коммуникации (СМК) и популярной культуры. Автор рассматривает «культуральные исследования» 1970-1980-х годов с точки зрения их вклада в развитие (нео)марксистской проблематики идеологии. Указанная проблематика задавала рамку для конкретных исследований СМК и попкультуры, отличающихся, в свою очередь, высоким уровнем теоретической рефлексии. Как показано в статье, наиболее ценные результаты в области изучения СМК и популярной культуры были достигнуты за счет синтеза марксистского концепта идеологии, переосмысленного Л.Альтюссером, идеи гегемонии А.Грамши и постструктуралистской семиотики и теории дискурса. В статье проводится мысль о том, что отход более поздних «культуральных исследований» от (нео)марксистской проблематики идеологии оставляет незавершенным проект критического исследования сложных переплетений культурных практик и структур классового доминирования в современном обществе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-08-2007
Николай Валентинович Романовский Социологические исследования. 2006.  № 11. С. 151-155. 
Рассматривается содержание номера журнала Международной социологической ассоциации - "International Sociology" за май 2006 г. Журнал рецензирует труды социологов из разных стран, выходящие не только на основных европейских языках, но и на финском, арабском, турецком, малаялам (язык одного из народов Индии) и др. Российская социология представлена рецензией А.Г. Здравомыслова на книгу Т.И. Заславской "Современное российское общество. Социальные механизмы трансформации" (М., 2004 г.). Номер открывают материалы об общих проблемах социологии; освещается проблематика "Цивилизаций и культур", дан обзор двух книг ученого из Туниса М. Аль-Дхавади, посвященных роли культурного и психологического факторов в постколониальном развитии. В разделе "Через границы" рассматриваются исследования сопутствующих глобализации процессов, транснациональных протестных движений и коалиций. Имеется раздел с рецензиями на книги по экономике, по проблемам положения женщин и семейных укладов, по социологии здоровья, по социологическим проблемам образования.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-07-2009
Юрий Рудольфович Вишневский, Дмитрий Валерьевич Трынов, Валерий Трофимович Шапко Социологические исследования. 2009.  № 4. С. 108-117. 
С позиций деятелъностного подхода на базе результатов Всероссийского исследования РОС (2006 - 2007 гг.) студенческой молодежи раскрыты противоречия и новые тенденции в становлении гражданской культуры. На примере студенчества показано, что на смену политическому активизму, как целевой установки воспитания, приходит гражданская культура с акцентом на внутренний самоконтроль, понимание, что может и чего не должен делать человек.
Опубликовано на портале: 24-01-2004
Г. Чик Общественные науки и современность. 2000.  № 2. С. 111-122. 
Основной задачей данной статьи является анализ концепции культурных единиц. В частности автора занимают два вопроса. 1) Нужна ли макроединица культуры в общем порядке исследования эволюции, передачи изменений и прогресса культуры? 2) Если существуют различные единицы культуры, то которая из предложенных наиболее перспективна как теоретически достоверная и практически пригодная? Для ответа на эти вопросы в статье предпринят анализ четырех наиболее распространенных подходов к пониманию культуры. Самым удачным конструктом, с точки зрения автора, является «мем», термин и концепция которого разработаны Д.Доукинсом. Мем представляет собой мельчайшую единицу культуры, способную к самовоспроизведению. Завершает статью анализ наиболее серьезных возражений против концепции мема.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-01-2005
Леонид Григорьевич Ионин Социологические исследования. 1996.  № 3. С. 31-42. 
Окончание. Начало см.: №2, 1996. Здесь опубликованы следующие разделы статьи: Новые дифференциации Новые дифференциации и дифференцирующие факторы в России Социальное распределение стилей Новая парадигма социоструктурного подхода Социология и постмодерн
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-01-2004
Laura Engelstein Новая русская книга. 2001.  № 3-4. С. 107-122. 
Статья предназначена для специалистов в области истории, культурологии, социологии, она представляет собой работу обзорного типа, в которой рассматриваются многочисленные случаи обращения историков - как советской и постcоветской (Михаил Бахтин, Борис Колоницкий), так и западной формации (Стивен Коткин, например) – к категории культуры. Прослеживаются варианты влияния и взаимовлияния, проясняются способы стратегического словоупотребления категории: культура как дискурс, культура как практика. Завершается статья пожеланием рефлексивности всем историкам, так или иначе оперирующим при анализе категорией культуры, - поскольку приписывание ей (в особенности это касается «культуры-практики») чересчур большой разрешающей способности в потенциале способно вернуть «к иной форме предопределения», жесткому детерминизму, внеисторичности.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 10-07-2005
Игорь Дмитриевич Колесин Социологические исследования. 1999.  № 1. С. 130-136. 
"Плюралистический" этап развития представлений о культурных процессах, который является предметом рассмотрения данной работы, отличается множеством образов культуры. Выделенный период характерен двумя разновидностями образов: объединяющими в себе разные интерпретации и аналитически углубляющимися в природу культурных процессов. В этих разновидностях обнаруживаются разные подходы к построению формальных моделей культуры. Автора интересует количественная сторона этих подходов, а в разновидности образов, - те, которые базируются на представлении о неравномерном характере развития культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-11-2006
Александр Николаевич Малинкин Социологические исследования. 2006.  № 1. С. 114-123. 
Статья имеет полемический характер. Высказываются замечания в отношении тех отечественных публикаций, где применяется "мульти- и полипарадигмальный подход". По мнению автора, стремление к использованию полипарадигмальных концепций отражает общую интеллектуальную ситуацию в постсоветской России, когда на смену "принудительному единообразию" пришло "гносеологическо-парадигмальное многообразие" в условиях "стихийно возникающего мировоззренческого и эпистемологического хаоса". Осуждается "гибридизация" социологических концепций и идей, скрывающая, "неспособность и нежелание занять теоретическую позицию по отношению к различным подходам, теориям, концепциям, дать им соответствующую оценку" (с. 115). Здесь автор соглашается с историком В. Моровым в оценке понимания свободы многими представителями российской интеллигенции как "чисто русской страсти к разрывам". Критикуется точка зрения Б.А. Грушина о происходящих в настоящее время "цивилизационных сдвигах", ведущих к "кардинальной ломке человеческой породы" (в которой А.Н. Малинкин усматривает ультрарадикализм, доходящий до призыва порвать с русскими национальными традициями). По мнению автора статьи, взгляды В.А. Ядова по вопросу "может ли социологическая теория иметь национальные черты? " близка к позиции Б.А. Грушина. В заключение рассмотрен предложенный А.Ф. Филипповым принципиально иной вариант решения проблемы национальной специфики теоретической социологии: "Решением … может быть только создание собственной теоретической социологии, в том числе и как комплекса амбициозных концепций" (с. 122).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-02-2004
Софья Александровна Чуйкина Социологические исследования. 2000.  № 1. С. 81-92. 
В статье рассматривается проблема преемственности и изменения повседневных практик в переходные периоды на примере « бывших » дворян, оставшихся после 1917 года в Советской России. На основе информации из семейной хроники реконструируется стиль жизни (вклад в благосостояние семьи, способы самореализации, навыки) трех поколений семьи помещиков до революции (мужчин и женщин). Особенно подробно рассматривается поколение 1870-х годов рождения, пережившее революцию в среднем возрасте, и его адаптация к новой жизни. Автор показывает, что в ходе приспособления к советской реальности произошла реконфигурация социальных практик дворян – светские навыки превращаются в профессиональные ресурсы. Аристократические хобби, например, охота и музыка, конвертируются в профессии аккомпаниатора, писателя-натуралиста, знание иностранных языков используется в преподавании, широкий круг общения и умение « создавать атмосферу » используются при открытии « пансиона» для эксклюзивной публики.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-11-2004
Наталья Александровна Матвеева Социологические исследования. 2004.  № 4. С. 15-23. 
В статье рассматриваются содержание понятия «социальная инерция» и способы его использования в анализе социальных процессов. Автор не удовлетворена трактовкой «инерции в сфере культуры» как «тенденции к продолжению существования отдельных черт культуры или культурных комплексов уже после того, как они исчерпали свою функциональность»(Социологический энциклопедический словарь / Ред.-коорд. Г.В. Осипов. М. 1998, с. 103), поскольку при этом оно оказывается фактически идентичным понятию стагнации. Между тем социальная инерция выступает показателем устойчивости и целостности системы, характеризует сохранение созданных предыдущими поколениями культурных образцов при изменениях, затрагивающих различные сферы жизни общества, включая область культуры. Наличие социальной инерции – это условие движения общества и потому по смыслу данное понятие ближе к «воспроизводству» и «традиции», чем к «стагнации». В механике инерция понимается как способность тела сохранять неизменным состояние движения или покоя по отношению к инерциальной системе отсчета; автор пишет, что в социальном аспекте по аналогии с физикой можно говорить об инерционности общества, социальной общности, человека по отношению к социальным условиям и среде, с которыми они взаимодействуют и относительно которой меняются. Проанализированы указания на социальную инерцию в социологических и культурологических текстах (у П.А. Сорокина, Л.Н. Гумелева, Н. Элиаса, Р. Фуллера, Р. Майерса, Г. Блумера). Предлагается развернутое определение, в котором инерция представлена как качественная характеристика социального субъекта, выражающая его связь с традиционной социальной средой и способность к сопротивлению незапланированным общественным процессам, не совпадающим с системой ценностей и формой жизнедеятельности социального субъекта.
ресурс содержит прикрепленный файл