Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 51

Опубликовано на портале: 07-04-2004
Francesco Paolo Colucci International Gramsci Society Newsletter. 1995.  No. 4. P. 38-43. 
Статья, озаглавленная «Повседневное знание, трансформация и элиты», представляет критический обзор результатов симпозиума «Практика, повседневное знание, гегемония: психология комплексных социальных проблем» (Болонья, декабрь 1991 г.). Рассматриваются вопросы, связанные с понятием «праксис» («человеческая деятельность»), общественным сознанием в его повседневном измерении с точки зрения бытования репрезентаций, феноменом гегемонии и ее проявлений в политике и деятельности организаций. Особое внимание уделяется проблематике культурно-политических элит (или активных меньшинств).
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 31-01-2004
Monique de Saint-Martin, Pierre Bourdieu Actes de la Recherche en Sciences Sociales. 1982.  No. 44-45. . P. 2-54. 
Статья П.Бурдье и Де Сен-Мартэн "Святое семейство : Французский епископат в поле власти" исследует мир католических священников. Основная идея статьи показать, что этот мир стратифицирован, внутри него существует система иерархии, которая взаимосвязана со стратификацией внутри правящего класса. Такой взгляд на «епископат» расходится с самопрезентацией этой группы, которая настаивает на том, что сходства между служителями культа значительно важнее, чем различия между ними. Одна из особенностей этой группы – она сильно идеологизирована, следовательно, сопротивляется социологическому исследованию.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 10-07-2005
Даниил Борисович Цыганков Социологические исследования. 1999.  № 1. С. 78-87. 
Особенности исторического развития России поставили на исключительное место в обществе таких деятелей культурного производства как писатели и публицисты: за ними закрепилось наименование "властители дум". При обращении к отечественному литературному полю второй половины XX в. взгляд останавливается на А.И. Солженицыне - одного из немногих, имевшего достаточные символические ресурсы, чтобы позиционироваться в этой роли. Но представления о Солженицыне социологически нерелевантны, поскольку в них смешивались его специфические литературные и политические практики, что вело к метафорическому, журналистскому или идеологизированному описанию.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-02-2004
Ильдар Абдулович Рисмухамедов Проблемы теоретической социологии. 2003.  № 4.
В статье на примере исследовательской практики британской школы “культуральных исследований” (cultural studies) исследуются возможности применения (нео)марксистского концепта идеологии в области изучения средств массовой коммуникации (СМК) и популярной культуры. Автор рассматривает «культуральные исследования» 1970-1980-х годов с точки зрения их вклада в развитие (нео)марксистской проблематики идеологии. Указанная проблематика задавала рамку для конкретных исследований СМК и попкультуры, отличающихся, в свою очередь, высоким уровнем теоретической рефлексии. Как показано в статье, наиболее ценные результаты в области изучения СМК и популярной культуры были достигнуты за счет синтеза марксистского концепта идеологии, переосмысленного Л.Альтюссером, идеи гегемонии А.Грамши и постструктуралистской семиотики и теории дискурса. В статье проводится мысль о том, что отход более поздних «культуральных исследований» от (нео)марксистской проблематики идеологии оставляет незавершенным проект критического исследования сложных переплетений культурных практик и структур классового доминирования в современном обществе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-10-2004
Наталья Анатольевна Шматко Социологические исследования. 2003.  № 8. С. 113-120. 
Рассматриваются принципы генетического структурализма П. Бурдье. Обращается внимание на рефлексию самого Бурдье над истоками и основаниями своих работ, на соотнесение им собственной позиции с воззрениями Л. Альтюссера, Г. Гарфинкеля, И. Гоффмана, Ж. Делеза, К. Леви-Стросса, Т. Парсонса, Ю. Хабермаса. Отмечается, что Бурдье пришел к выводу, что в социальном исследовании следует избегать как жесткого детерминизма, постулирующего полную зависимость индивида от социальных отношений, так и субъективизма с отрицанием общественной детерминации поведения человека. Социальная действительность, согласно Бурдье, структурирована дважды: 1. социальными отношениями; 2. представлениями агентов об этих отношениях. Социальные отношения, интериоризируясь в процессе осуществления практик, превращаются в практические схемы – схемы производства практик. Его теоретическая система выстраивается вокруг трех центральных понятий: «поле», «капитал», «габитус». Обращается внимание на то, что «поле» понимается здесь как относительно автономная подсистема, место действия социальных сил, структурированное оппозициями пространство. Оно есть теоретический конструкт, позволяющий ученому анализировать социальный процесс, действия его агентов. Агенты определяются через занимаемые в поле позиции, отличаются друг от друга сочетанием объективированных в них капиталов и, как следствие, властью и влиянием. В статье рассмотрен структурно-генетический анализ Пьером Бурдье процессов культурного потребления и культурного производства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-12-2003
Александр Самойлович Ахиезер Общественные науки и современность. 2001.  № 2. С. 89-100. 
Архаизация является результатом следования субъекта культурным программам, исторически сложившимся в пластах культуры, сформировавшихся в более простых условиях и не отвечающих в настоящее время «возрастающей сложности мира, характеру и масштабам опасностей. Архаизация выступает как форма регресса». Данный социальный феномен проявляется как попытка полностью или частично вернуться к догосударственным формам культуры и деятельности. Укорененность архаизации в российском обществе объясняется преобладанием в нем традиционного типа нравственности, в той или иной степени разъедаемого умеренным утилитаризмом. Масштабы архаизации являются следствием исторической слабости городской культуры в России, доминированием в массах общинного сознания, что обусловило соответствующие, основанные на принципах вечевого управления, формы хозяйственной деятельности. Вектор архаизации нацелен на превращение архаичных программ, решений и действий в реальное массовое действие. Примером такого рода программы может служить славянофильский миф о воспроизводстве русских крестьянских ценностей. Россией управляли волны мифов, приводимые в движение не высшим руководством, не царем, а общественностью, давление которой на власть вело страну от одной катастрофы катастрофы к следующей. К числу последних можно отнести революцию 1917 г., являющейся в действительности ни чем иным, как бунтом архаики, нацеленным на укрепление пошатнувшегося общинного и государственного крепостничества. Столкновение архаизации со стремлением к реформам, к прогрессу происходит прежде всего между культурными ценностями, формами образа жизни, создавая картину конфронтации и раскола общества. Недостаточная развитость диалога (между различными формами культуры) создает ныне условия для господства архаичной культуры, что разрушает иные, ориентированные на прогресс культурные формы. Преодоление состояния консервации архаики возможно, с одной стороны, посредством конструирования механизма противостояния ѕ «системы национальных интересов», возможными субститутами которых могут быть органы местного самоуправления. С другой стороны, снижение уровня дезорганизации в обществе возможно лишь в процессе оттеснения на задний план до сих пор довлеющей над массовым сознанием мифологии. В этих условиях функция субъектов интеллектуального труда заключается в реализации критики исторического опыта народа, общества, государства, развенчании мифов, прокладывания путей к диалогу с народом на основе все более глубокой культуры, с целью оттеснения на задний план опыта, приводящего к дезорганизации. Исследование архаизации требует серьезного сдвига в методологии. «В первом приближении можно говорить о необходимости рассмотрения общества как дуальной оппозиции двух противоположно направленных процессов»: одного, способствующего воспроизводству выживаемости и жизнеспособности общества, и другого, ослабляющего эффективность воспроизводства, ведущего к социальной дезорганизации. В этом случае внимание исследователя смещается с одностороннего анализа одного из этих процессов на соотношение между ними, на переход, на поиск их синтеза.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-09-2005
Анастасия Ивановна Афанасьева, Виктор Иванович Меркушин Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 11-22. 
В статье сделан акцент на доминантах народного «военного сознания»: патриотизме, массовом героизме, единстве фронта и тыла, гордости за Победу. Авторы опираются на результаты исследования, проведенного социологическим центром РАГС при Президенте РФ (опрос в 18 субъектах РФ, N = 1601). Его цель заключалась в изучении состояния и функционирования исторической памяти россиян. Предмет исследования – отражение исторических оценок ВОВ в сознании людей. Проводится дифференциация «живой», непосредственной памяти народа и обобщенной, реконструированной памяти (историческая литература, учебники, СМИ, художественные произведения). Учтено «вторжение» идеологического компонента. Интерес граждан России к истории ВОВ исследуется по ряду позиций: по степени его проявления, по распространенности мнения о возможности победы СССР без открытия союзниками второго фронта, по оценкам праздника «День Победы» и роли Сталина в войне, по наличию (или отсутствию) знания имен полководцев Войны и Героев Советского Союза. В массовом сознании победа над фашизмом устойчиво связана с именем Сталина, и здесь имеет место возрастание доли положительных оценок от младшей возрастной группы (47,6%) к старшей (84,4%). Делается вывод, что историческая память формируется главным образом в учебных заведениях (этот источник знаний о ВОВ – на первом месте по числу ответов, особенно в младших возрастных группах), поэтому так важно обеспечение школ и вузов качественной учебной литературой о советском периоде истории. Затронуты вопросы идеализации и фальсификации истории ВОВ. Идеализацию авторы объясняют тем, что «психическая травма от потерь нуждалась в психологической компенсации» (с. 20). Подчеркивается, что с 1990-х годов стал действовать кумулятивный эффект накопления негативного отношения к советскому прошлому, что проявилась в стремлении переписать историю ВОВ, сопровождаемом фальсификацией по всем ее аспектам. Результатом стали: вторая психологическая травма, пережитая ветеранами Войны и ровесниками Победы; наметившийся в массовом сознании скепсис и ирония в отношении к фронтовикам и труженикам тыла, но большинство респондентов проявляет к ним уважение. В выводах в качестве важного фактора победы отмечено то, что руководство страны, несмотря на издержки, смогло донести до народа идею о нависшей над Родиной смертельной опасности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-04-2006
Николай Юрьевич Иванов Социологические исследования. 2005.  № 11. С. 19-29. 
Статья посвящена развенчанию наблюдающихся в последнее время попыток принизить вклад Советского Союза в победу во Второй мировой войне и даже обвинить советское государство в ее развязывании (сторонники этой точки зрения говорят о якобы готовившемся Сталиным упреждающем ударе по Германии). Автор категорически осуждает западных и отечественных историков и публицистов, уделяющих небольшое место описанию подвигов Советской армии и отрицающих ее освободительную миссию, приводит цифры, опровергающие подобную критику. Восстановление исторической справедливости, по мнению автора, - дело исторической социологии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-02-2004
Юрий Григорьевич Волков Социально-гуманитарные знания. 2003.  № 2. С. 80-100. 
Анализируется ситуация в экономической, социальной и духовной жизни постсоветского российского общества, которая характеризуется автором как разбалансированная. Итогом является кризис идентичности и духовный кризис. Поэтому, по мнению автора, России необходима новая идеология, основанная на императивах гуманизма и социальной справедливости, а также на приоритете духовных ценностей над материальными. Выдвигается идея развития России как Великой гуманистической сверхдержавы, ядра гуманистической глобальной цивилизации, выступающей альтернативой неолиберальному глобализму.
Опубликовано на портале: 17-01-2007
Жан Терентьевич Тощенко Социологические исследования. 2006.  № 1. С. 37-44. 
Статья представляет собой отклик на три монографии академика РАН Г.В. Осипова, посвященные исследованию феномена социального мифотворчества (Осипов Г.В. Социология и политика. М.: ИСПИ РАН, 1995; Он же. Социальное мифотворчество и социальная практика. М.: Норма, 2000; Он же. Социология и социальное мифотворчество. М.: Норма-Инфра-М, 2002). Отмечается, что в монографии "Социология и социальное мифотворчество" выделены гносеологический, семантический, эволюционистский, структурно-функциональный, символический, психоаналитический, постструктуралистский и синергетический подходы к изучению мифов и социальной мифологии. Автор считает верным высказанное Г.В. Осиповым мнение о том, что не надо путать мифы с мечтой, идеалом, идеальной целью, поскольку идеалы и идеальные цели в определенной мере ориентированы на реальную действительность и предполагают использование реальных средств их достижения, тогда как миф исходит из иллюзий, а в его основе лежит иррациональное начало. В монографии "Социальное мифотворчество и социальная практика" (2000) Г.В. Осипов продолжил анализ мифотворчества в современной России и поставил диагноз: "Отсутствие научно разработанных теоретических основ социально-экономического реформирования России привело, в конечном счете, к тому, что, как и прежде, на смену одним социальным мифам – развитого социализма, перехода к коммунизму и т.д. – пришли другие не менее одиозные мифы» (с. 40). Были выделены деструктивные мифы (таков миф о том, что все решит рынок), мифы слепого копирования, мифы умышленные (пример с ваучеризацей), мифы-страшилки, а также мифы, пробуждающие националистические страсти. Отмечено, что в постсоветском мифотворчестве Г.В. Осипов усматривает «сознательную деятельность деструктивных сил, которые по его мнению, к концу 1990-х привели к криминализации общественной жизни, к "черной" приватизации, к беспрецедентному разрушению аграрного и промышленного производства, к резкому социальному расслоению населения» (с. 43).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-06-2006
Юрий Вартанович Арутюнян Социологические исследования. 1995.  № 12. С. 71-76. 
Статья основана на результатах исследования "Оптимизация социально-культурных условий развития наций&" (ОСУ). ОСУ было начато еще в советский период (проведено два исследования в 1974 и 1981 гг.) и повторено в 1994 г. в Тбилиси. Статья состоит из следующих разделов: 1) о переменах в социальном сознании, 2) причина перемен, 3) оценка новой ситуации, 4) что делать? массовые ориентации.
Опубликовано на портале: 29-06-2005
Ред.: Владимир Владимирович Платковский Социологические исследования. 2002.  № 10. С. 22-37. 
Настоящей подборкой редакция завершает публикацию серии материалов, посвященных "социологическим" итогам десятилетия посткоммунистических преобразований в Восточной Европе (см. №№ 5-9. 2002). В статье рассматриваются данные исследования, посвященного изучению отношения россиян к событиям, произошедших в жизни страны в период 1991-2001 гг. Исследование выполнено рабочей группой Института комплексных социальных исследований РАН. Отмечается, что в массовом сознании россиян преобладают негативные оценки десятилетнего периода реформ; с другой стороны, иерархия плюсов и минусов реформ «для себя лично» выстраивается иным образом. Согласно результатам исследования, основную часть десятилетнего периода реформ российское общество жило в условиях постоянного социально-психологического дискомфорта. Данные позволяют говорить о том, что в результате реформ в России начала складываться социальная структура, характерная для современных западных обществ. На основе полученных материалов также была построена шкала терпимости - нетерпимости, которая может рассматриваться в качестве модели, наглядно демонстрирующей характер распределения соответствующих этнических настроений в российском обществе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-06-2005
Геннадий Александрович Ташпеков Социологические исследования. 2002.  № 9. С. 110-114. 
В годы коллективизации представления крестьянства о происходящих событиях в возможном для изучения виде, как правило, не фиксировались, исключение составляют относительно недавно открытые архивы НКВД. В свои доклады органы внутренних дел заносили, в частности, деревенские частушки как отражающие настроения населения. Анализируя частушки, автор прослеживает динамику отношения крестьянства к насаждаемой коллективистской идеологии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-07-2004
С.В. Николаев Общественные науки и современность. 1997.  № 1. С. 167-170. 
Автор видит причины современных проблем России в том, что религиозно-этические ценности были подменены идеологическими. В результате православная вера и христианское миропонимание были подменены «православизмом», возжелавшим осуществить теократическую утопию, остановить историю в вечном повторении одной всеобъемлющей мистерии. В этих условиях идее государственной власти было придано религиозно-идеологическое, а не церковно-христианское содержание, восторжествовал несвободный, идеократический характер государства. Идеологическая монополия «православизма», противостоящая святоотеческому догматическому Православию ведет не к укреплению, а к разрушению основ либерального общества, единого российского государства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-11-2007
В. В. Сагарев, Виктор Иванович Шамшурин Социологические исследования. 1990.  № 3. С. 30-45. 
Стержневая тема «круглого стола» – нравственная основа русской культуры вообще и одной из ее составляющих, культуры права. Основная идея, высказанная в ходе дискуссии такова. Главное условие соблюдения людьми правопорядка – не угроза каких-либо санкций, но согласие большинства общества исполнять предписания закона. Подобное согласие становится значимой ценностью, когда оно основано на убеждении, что юридические нормы соответствуют идеалу права, отвечающего нравственным принципам.
ресурс содержит прикрепленный файл