Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 51

Опубликовано на портале: 27-04-2005
Татьяна Владимировна Наумова Социологические исследования. 1995.  № 3. С. 39-46. 
В статье исследуется положение и роль интеллигенции как социальной группы в российском обществе. Проводится анализ содержания понятий «интеллигент» и «интеллигентность». Выделены такие основные признаки интеллигентности, как «подвижничество, гражданское чувство, совесть, высокая нравственность, обширные и разносторонние знания». Отмечается, что интеллект и интеллигентность – не тождественные понятия. Проводится сравнение общественного положения «буржуазной» интеллигенции начала XX в. с положением «советской» интеллигенции. Рассматриваются изменения отношения власти к интеллигенции (как к социальному слою) в российском и советском обществе на протяжении XX в.
Опубликовано на портале: 12-06-2005
Сергей Борисович Орлов Социологические исследования. 2001.  № 11. С. 51-58. 
Один из мифов, прочно укорененных как в массовом сознании, так и в научном лексиконе, связан с местом и ролью интеллигенции в российском обществе. Возникновение этого мифа связано с особенностями формирования и функционирования управленческого слоя в России, - бюрократии, которая превратилась в самостоятельный организм, преследующий собственные интересы. Социальная группа, именующая себя интеллигенцией, в идеологическом отношении являлась ни чем иным, как контрбюрократией.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-06-2005
Виктор Павлович Макаренко Социологические исследования. 2001.  № 12. С. 30-41. 
Социально-политическая история Кавказа рассматривается через призму влияния на нее имперских соседей – таких, как Персия, Турция и Россия. По мнению В.П. Макаренко, политический анализ истории стран Кавказа важен с точки зрения перспективы демократии на Кавказе, поскольку Турция, Россия и Европа предлагают разные модели связи власти и собственности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-06-2005
Михаил Иванович Войковский (Жабский) Социологические исследования. 1994.  № 10. С. 106-112. 
Автор акцентируют внимание на доминировании коммерческой схемы мышления и установках создателей фильмов на воздействие на зрителей, в том числе, идеологическое. Неправомерность такой позиции не подтверждается данными социологических опросов среди российского населения (независимо от половозрастных различий, отечественный кинематограф предпочитают 21% населения). В статье дается оценка государственной политики в области кинематографии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-10-2004
Валерий Васильевич Дубицкий Социологические исследования. 2004.  № 8. С. 117-122. 
Исследования научного наследия философа и социолога Карла Маннхейма (1893–1947) преимущественно обращены к работам по проблемам идеологии, утопического сознания, социологии знания. В статье рассмотрена малоизученная сторона его творчества – социологический анализ воспитательной деятельности, которому в его «Очерках социологии знания» посвящен отдельный раздел: «О природе экономических амбиций и значении этого феномена в социальном воспитании человека». К. Маннхейм прослеживает воздействие экономической системы на процессы развития личности, выявляет взаимосвязи между экономической жизнью, социальной структурой и духовно-личностной сферой. Изменение экономических основ жизни формирует новые представления о воспитании, однако смысл воспитательной деятельности остается прежним – целенаправленное формирование человека под воздействием социальных институтов. Экспансия экономической сферы в область формирования личности наряду с негативными эффектами, имеет и положительную сторону как фактор социальной интеграции. Экономическая интеграция учит людей подчиняться новой системе и исходить из обдуманного поведения, даже требований совести, что усиливает их «субъективную рациональность». Подчеркивается актуальность анализа в связи с российской действительностью: в центр внимания новой воспитательной практики должна быть поставлена проблема «нового человека» не с точки зрения утопического или идеологического сознания, но в аспекте расширяющегося универсума окружающей жизни, становления открытого информационного общества.
Опубликовано на портале: 19-01-2005
Елена Борисовна Шестопал Социологические исследования. 2000.  № 1. С. 152-153. 
Рецензия на книгу: Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему. (Отв. Ред. И.А. Бутенко, К.Э. Разлогов). М.: Либерея, 1998, 296 с.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-03-2005
Леонид Аркадьевич Волович, Эрик Самигуллович Рахматуллин Социологические исследования. 2003.  № 6. С. 147-148. 
Рецензия на книгу: Нугаев P.M., Нугаев М.А., Мадияров А.Б. Знание, ценности, идеология в модернизирующемся обществе (Междисциплинарный подход). Казань, 2002.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-12-2004
П. Б. Бирюков Социологические исследования. 1998.  № 1. С. 149-152 . 
Автор статьи обозревает коллективную монографию "Тенденции социокультурного развития России". 1960-1990-е гг. (Отв. ред. И.А. Бутенко, К.Э. Разлогов. Российский институт культурологии МК РФ и РАН. М.: ТОО "Фирма ПАИМС", 1996. 508 с.). Он считает, что авторы книги – коллектив, собранный специалистами Российского института культурологии И. А. Бутенко и К. Э. Разлоговым, сумели отразить социальные изменения практически во всех сферах общественной жизни. Перечень освещаемых вопросов обширен, содержит рассмотрение тенденций в демографии, экономике, социальной структуре, на рынке труда и в области образования, досуга, в динамике государственных институтов и общественно-политических организаций, в сфере благосостояния и образа жизни, идеологии, верований и др.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-02-2004
Владимир Борисович Пастухов ПОЛИС: Политические исследования. 2001.  № 1. С. 49-63. 
В статье предпринята попытка проследить взаимосвязи между современной российской политикой, идеологией и культурой. В первой части («Политика: петля Горбачева») внимание сконцентрировано на противоречивой природе новой постсоветской власти. Во второй части («Идеология: российские волны») выдвигается тезис о том, что российская духовная жизнь носит циклический характер, который должен учитываться при определении идеологической составляющей текущей и перспективной политики. В третьей части («Культура: вкус революции») рассматриваются возможные идеологические системы, которые могут быть востребованы в нашей стране (включая «консерватизм обновления» с акцентом на необходимость культурной революции).
Опубликовано на портале: 22-07-2005
Karl Mannheim Социологические исследования. 1993.  № 1. С. 126-138. 
В статье классика немецкой социологии рассматриваются проблемы возможного представления истории идей. В таком качестве предлагается концепции стиля мышления, с помощью которой автор раскрывает сущность немецкого консерватизма первой половины ХIХ в. Автор полагает, что в тот период в Германии политика постепенно становилась ядром, вокруг которого развивались различия важнейших позиций и различных общественных групп. Далее автор рассматривает связь между современным рационализмом и возникновением консервативной оппозиции, полагая, что если подойти к проблеме социологически, то элементы Средневековья, религии и иррационализма, однажды извлеченные на уровень рефлексии, стремились к объединению с определенными антикапиталистическими тенденциями, и это сделало их основой консервативного мышления.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-09-2006
Karl Mannheim Социологические исследования. 1993.  № 4. С. 135-146. 
Продолжение. Начало см. в № 1.1993. Публикуемый фрагмент представляет собой главу о смысле консерватизма. В ней рассматриваются вопросы о взаимоотношении традиционализма и консерватизма, анализируются общественный фон современного консерватизма и морфология консервативной мысли. Одной из наиболее характерных черт консервативного образа жизни и мышления автор считает стремление придерживаться того, что непосредственно дано, действительно и конкретно. Поэтому консерватор не дает себе труда заняться структурой мира, в котором живет.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-07-2004
Сусанна Яковлевна Матвеева Общественные науки и современность. 1993.  № 2. С. 5-18. 
Автор рассматривает проблемы, возникающие при реализации либерал-радикального проекта в консервативной среде, игнорирующего тот факт, что либерализм – прежде всего нравственность и философия, требующие от человека добровольных усилий на пути созидательной активности. Рассматриваются типы консерватизма в современной России. Преодоление почвенного консерватизма автор видит в развитии консервативного либерализма – течения, стремящегося к укоренению либеральных ценностей, используя имеющиеся массовые ценности. Характеризуются основные противоречия либерализма в России. Подчеркивается, что перенос центра тяжести в либеральном реформировании на административные методы несет в себе опасность антилиберализма, в противовес ему существует вполне реальная консервативно-либеральная социокультурная тенденция, способствующая формированию нормального либерального почвенничества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-03-2006
Виктор Александрович Шнирельман Гуманитарная мысль Юга России. 2005.  № 1. С. 6-19. 
В статье предпринимается попытка разобраться в природе ксенофобии. Основной тезис сводится к тому, что основным видом ксенофобии в России становится культурный расизм, чему в очень большой степени способствует господство в отечественной гуманитарной науке, а через нее и в общественном сознании, примордиалистской концепции этноса, и в первую очередь такого его ответвления, как теория Л.Н. Гумилева.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-10-2004
Александр Абрамович Галкин, Юрий Андреевич Красин Социологические исследования. 2003.  № 8. С. 64-74. 
В статье рассмотрено влияние процессов глобализации на толерантность в современных обществах. Отмечается, что вопрос о толерантности – это, прежде всего, вопрос о том, как люди при глубоких различиях в положении, интересах и воззрениях могут прийти к взаимопониманию и наладить совместную жизнь. Необходимым условием толерантного отношения к частным интересам и к выражающим их группам и индивидам является признание естественности и неустранимости «инаковости». Авторы отмечают, что связанные с глобализацией процессы и постиндустриальные изменения различных обществ в тех формах, в которых они до сих пор осуществлялись, не дают решения социальных проблем. Они не стимулируют роста культуры толерантности ни на уровне отдельных стран, ни в масштабах мирового сообщества. Возникло явление, именуемое «новым национальным вопросом»: прибывающие в экономически развитую страну иммигранты из бедных стран зачастую и не стремятся овладевать языком страны пребывания, усваивать ее культуру, перенимать обычаи, образ жизни. Напротив, они там формируют новые национальные меньшинства, четко осознают свою этническую специфику и стремятся отстаивать собственные интересы. В результате также и на бытовом уровне отмечается настороженность коренных граждан к «чужакам», порой переходящая в нетерпимость. Это приводит, в частности, к усилению в развитых странах Запада праворадикальных и националистических партий. Профессор П. Бергер характеризует такого рода конфликты культур как «столкновение цивилизаций» внутри западных обществ. Тем не менее, в ряде стран Западной Европы предпринимаются попытки упрочить культуру толерантности. Отмечена определенная девальвация авторитета ООН и падения роли и эффективности существующих международных институтов. Рассматриваются также проблемы толерантности в России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-02-2004
Александ Александрович Зиновьев Социально-гуманитарные знания. 2002.  № 6. С. 126-144. 
В статье, являющейся типичной для взглядов А.Зиновьева на сущность западного общества рассматривается специфика устройства идеологической сферы общества. Автор включает в идеологическую сферу литературу, искусство, рекламу, образование, масс-медиа и т.п., а с социологической точки зрения – множество людей и организаций, выполняющих функции по воздействию на групповое и массовое сознание и делающих это профессионально. В результате в обществе создается и поддерживается «идеологическое поле» в сфере влияния которого живут все члены общества. Рассматриваются также фундаментальные черты идеологического мышления (идеологизированного сознания).