Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 51

Опубликовано на портале: 01-02-2004
Андрей Римович Тузиков ПОЛИС: Политические исследования. 2002.  № 5. С. 123-133. 
На примерах показывается, что изучение идеологии в современных обществах тесно связано с изучением социально-политической и культурной роли масс-медиа. Масс-медиа, с одной стороны, – пространство функционирования идеологии, а с другой – мир символических конструкций языка, аудио- и видеообразов. В медиа-пространстве идеология проявляется в самых разных формах, в т.ч. скрытых. В данной статье рассматриваются: специфика медиа-конструирования социальной реальности, проявления идеологии в программах новостей, в голливудской продукции, в “мыльных операх”, в музыке стиля рэп и, наконец, в рекламе.
Опубликовано на портале: 02-04-2006
Людмила Викторовна Шубина Социологические исследования. 2005.  № 11. С. 138-141. 
ЦИРКОН, ВЦИОМ и ряд региональных исследовательских компаний весной 2005 г. осуществили проект, целью которого являлось получение информации о настроениях россиян в отношении массовых опросов общественного мнения, социологических и маркетинговых исследований. Результаты показали, что россияне в целом демонстрируют позитивное отношение к социологическим исследованиям и опросам общественного мнения, выражают к ним интерес и считают необходимыми. По мнению автора, это можно объяснить сохраняющимся в обществе уважением к научной деятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-02-2004
Альмира Рифовна Усманова Топос. 2000.  № 1(4). С. 116-126. 
Автор статьи рассуждает об особенностях рецепции западной левой мысли в постсоветском интеллектуальном пространстве в связи с выходом в свет русского издания книги Ги Дебора “Общество спектакля”. В статье дается анализ препятствий на пути адекватного понимания “Общества спектакля” русскими читателями. Показана актуальность “Общества спектакля” для понимания современной культуры. Автор раскрывает содержание понятия “спектакль”, являющегося ключевым в теоретических построениях Ги Дебора, и указывает на связи его идей с идеями других западных радикальных теоретиков (Фейербах, Маркс, Лукач, Хоркхаймер и Адорно, Фуко).
Опубликовано на портале: 26-06-2004
Б.С. Ерасов Общественные науки и современность. 1995.  № 2. С. 68-78. 
В статье оспаривается либеральный взгляд на тотальную ненормальность России и на модернизацию как сущностно единый универсальный процесс, в рамках которого традиция рассматривается как "груз прошлого". В теории модернизации выделяется проблема сохранения и развития самобытности. К анализу современных модернизационных процессов применяется понятие традиционное русское "раскол", что позволяет поднять тему общественного единства и угрозы национал-социализма как реакции общества на внутренний разлад. Советский период рассматривается именно как вариант преодоления раскола российского общества, который не могла преодолеть царская Россия.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-08-2005
Владислав Аркадьевич Бачинин Социологические исследования. 2005.  № 1. С. 142. 
Данное письмо опубликовано журналом в сокращенном виде, так как идеи, развиваемые автором, нашли подробное изложение в его статье (см.: Социологические исследования. 2004. № 8).
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 02-04-2006
Зарэтхан Хаджи-Мурзаевна Саралиева, Сергей Семенович Балабанов Социологические исследования. 2005.  № 11. С. 29-36. 
Историю Великой Отечественной войны как минувшую социальную действительность события и свершения прошлой общественной жизни людей нельзя изменить и поправить. Однако отношение к тем датам и людям подвержено изменениям и манипулированию. Историческая память – непрерывный диалог прошлого с настоящим. Авторы статьи в ходе своего исследования, проведенного в четырех городах Приволжского федерального округа в канун 60-летия Победы, попытались выявить особенности исторического сознания разных поколений о Великой Отечественной войне (целевая выборка – 1460 человек, от учащихся ПТУ до пенсионеров). Изучались такие аспекты, как интерес к истории ВОВ, знание фактов и персоналий, оценка значимости факторов победы и пр.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-02-2004
А.А. Горных Топос. 2001.  № 1(4). С. 106-116. 
В статье описаны идеи американского марксистского мылителя, связаные с выявлением визуального характера современной культуры. Как показывает автор, систематическое исследование визуальной формы, замещающей в позднем капитализме повествовательную форму реализма, является одним из направляющих мотивов культурной критики Джеймисона. В статье раскрываются особенности его подхода к визуальности, в основе которого лежит критический анализ культурного опыта позднего капитализма, характеризующегося отчуждением и фрагментацией.
Опубликовано на портале: 17-11-2006
Александр Николаевич Малинкин Социологические исследования. 2006.  № 1. С. 114-123. 
Статья имеет полемический характер. Высказываются замечания в отношении тех отечественных публикаций, где применяется "мульти- и полипарадигмальный подход". По мнению автора, стремление к использованию полипарадигмальных концепций отражает общую интеллектуальную ситуацию в постсоветской России, когда на смену "принудительному единообразию" пришло "гносеологическо-парадигмальное многообразие" в условиях "стихийно возникающего мировоззренческого и эпистемологического хаоса". Осуждается "гибридизация" социологических концепций и идей, скрывающая, "неспособность и нежелание занять теоретическую позицию по отношению к различным подходам, теориям, концепциям, дать им соответствующую оценку" (с. 115). Здесь автор соглашается с историком В. Моровым в оценке понимания свободы многими представителями российской интеллигенции как "чисто русской страсти к разрывам". Критикуется точка зрения Б.А. Грушина о происходящих в настоящее время "цивилизационных сдвигах", ведущих к "кардинальной ломке человеческой породы" (в которой А.Н. Малинкин усматривает ультрарадикализм, доходящий до призыва порвать с русскими национальными традициями). По мнению автора статьи, взгляды В.А. Ядова по вопросу "может ли социологическая теория иметь национальные черты? " близка к позиции Б.А. Грушина. В заключение рассмотрен предложенный А.Ф. Филипповым принципиально иной вариант решения проблемы национальной специфики теоретической социологии: "Решением … может быть только создание собственной теоретической социологии, в том числе и как комплекса амбициозных концепций" (с. 122).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-04-2006
Олег Александрович Митрошенков Социологические исследования. 2005.  № 11. С. 37-46 . 
Исследование «Духовная культура российского общества: состояние и тенденции формирования» проводилось в декабре 2004 г. в 25 субъектах РФ. Было опрошено 2407 человек, среди которых 506 экспертов (работники различных культурных учреждений). Оценивались ценностные и культурные предпочтения россиян, отношение к культурной политике государства. Результаты исследования показывают, что «люди преимущественно критически относятся к ситуации в духовной культуре, к культурной политике и действиям властей в этой области. Не устраняется и, возможно, даже углубляется взаимное отчуждение народа, интеллигенции, власти. Высок удельный вес задумывающихся о возможности покинуть страну в поисках лучшей доли»(с. 46). Автор резюмирует: если не будет принят комплекс мер по развитию отечественной духовной культуры, неизбежно появление контркультуры и ее носителя – контрэлиты.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-09-2006
Edmund Burke Социологические исследования. 1993.  № 4. С. 147-151. 
Окончание. Начало см. в №№ 6, 7, 9, 1991; №2, 1992. Публикуемый фрагмент посвящен описанию положения в армии, которое основано на докладе министра и государственного секретаря военного департамент де ла Тур дю Пэна, адресованного Национальной Ассамблее. Главным предметом рассуждений автора являются беспорядки, вызванные военной демократией. В подобных условиях всего вернее, полагает он, ожидать появления диктатора.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-12-2007
Лидия Михайловна Марцева Социологические исследования. 1990.  № 8. С. 3-12. 
Автор считает, что принцип всеобщего обязательного труда как исходное положение социализма не выдерживается в нашей стране. Данное обстоятельство порождает множество социальных проблем, решение которых только затрудняется лукавыми выкладками Госкомстата. Так неработающее трудоспособное население превратилось в серьезный источник социальной напряженности в Казахстане, Средней Азии, Закавказье и Северном Кавказе. Вместе с этим автор считает назревшей и проблему паразитических слоев в советском обществе. Затрагиваются в публикации и другие, нередко парадоксальные черты нашей системы распределения труда.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-02-2006
Владимир Эрихович Бойков Социологические исследования. 2002.  № 8. С. 85-89. 
В статье представлены материалы опроса, в котором фиксировались проявления исторической памяти в сознании населения современной России. В основной части статьи оценивается отношение населения к историческим достижениям, событиям и личностям. Здесь представлены рейтинги символов славы и бесславия в истории нашей страны (России и СССР), рейтинги наиболее выдающихся личностей, реформ, характеристик русского народа. В заключении описываются особенности проявления патриотических чувств у представителей разных возрастных групп.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-06-2005
Социологические исследования. 2001.  № 11. С. 58-68. 
Представлены материалы круглого стола, организованного в 2001 г. Отделением социологии РГГУ в рамках теоретико-методологической конференции по проблемам интеллигенции. В ходе обсуждения было отмечено, что интеллигенция очень дифференцирована, можно отнести к ней и тех, кто формирует общественное мнение, и тех, кто озабочен только своим выживанием. Ставится под сомнение само существование слоя "интеллигенция": возможно, правильнее было бы говорить о ее превращении в слой интеллектуалов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-10-2004
Pierre Bourdieu
Перев.: Галина Анатольевна Чередниченко (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2003.  № 8. С. 104-113. 
Статья представляет собой текст интервью известного французского социолога П. Бурдье (1930-2002), которое провел П. Туйе: Le socjologue en question. L’entretien avec P. Thuillier // La recherche. 1980. Nr 112. P. 738-753 (лучше, пожалуй, переводить название как «Опрашиваемый социолог»). Приведены ответы П. Бурдье на вопросы, подобные тем, какие задавались ему в ходе дискуссий в университетах и высших школах Франции: о языке социологии и специфике социологического способа рассуждения, о взаимовлияниях между социологией и социальной философией, о характере действия социальных законов и т.д. В ответах Бурдье, в частности, отметил следующее: Трудности передачи сути социологического исследования гораздо в меньшей мере обязаны лингвистическим и терминологическим трудностям, чем полагают. Социальные законы – это не фатальная предопределенность (типа «железного закона олигархии» Михельса), а скорее тенденции общественного развития. Хотя социология отошла от рассмотрения поставленных в социальной философии вопросов о смысле истории, о прогрессе и упадке, о роли личности в истории и т. д., социологи по-прежнему сталкиваются с ними в своей профессиональной работе. Был задан вопрос, почему Бурдье определяет социальный класс не по экономическим и политическим критериям, но шире – по объему и структуре экономического, социального, культурного и символического капитала. Французский социолог заметил при ответе на него, что предложенная им теория более сложна, но представляется более гибкой и эмпирически более обоснованной, чем классические теории социальных классов и социальной стратификации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-11-2004
Aily Aarelaid-Tart Социологические исследования. 2004.  № 10. С. 63-72. 
В отличие от психической травмы, которую исследовали психологи и психиатры, культурная травма только недавно стала предметом изучения в социологии. Отмечается, что в истории встречались примеры деформации ценностного мира больших социальных групп, воспринимавшиеся как культурный кризис, перелом эпох. К концу XX века в связи с глобализмом остро встал вопрос сохранения культурной идентичности социальных общностей. Польский социолог П. Штомпка истолковывает культурную травму как последствие столкновений культурных ценностей социума с «чужим» и враждебным окружением, вызвавшим дисфункциональные изменения в социальной жизни. Автор применила эту концепцию к исследованию двух травм: старой, вызванной аннексией Эстонии со стороны СССР и заставившей народ адаптироваться к советскому менталитету; и новой – травмы от посткоммунистических трансформаций. Эмпирическая база ее исследований - изучение биографий и проведение биографических интервью. Как наиболее откровенные оцениваются интервью, полученные в начале 90-х гг. В середине 90-х еще ощущалась атмосфера социальной вражды, отчасти напомнившая годы разоблачения «буржуазных националистов». Перед многими из живших при социализме эстонцами в связи с этим встал вопрос: неужели они жили неправильно? В число излюбленных тем интервью вошли тогда обманы и трюки сотрудничавших с советским режимом эстонцев с партийными чиновниками и КГБ. К 2001 г. старая «рана» зарубцовывается, общество преодолевает также и травмирующие последствия перехода к рыночному хозяйству. Отмечено, что Мертон выделяет четыре способа выхода из травмы: 1) инновация – восприятие новых навязанных ценностей; 2) ритретизм – возникновение «двойных стандартов», желание забыть то, что было прежде; 3) бунт – противостояние ценностной агрессии; 4) бегство – внутренняя или внешняя эмиграция.