Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Общественные науки и современность

Опубликовано на портале: 27-04-2004
М.В. Шугуров Общественные науки и современность. 2003.  № 5. С. 140-149. 
Ценность постмодернистских моделей толерантности, с точки зрения автора, состоит в том, что они дополняют и смягчают институциализирующиеся (традиционные) формы толерантности. Если традиционные модели предполагают наличие фундаментальных ценностей общества, то постмодерн – не что иное, как признание коррозии тех же ценностей. Вместе с тем постмодернистские модели не сводятся к выявлению негативно-деструктивных функций толерантности. Институциональная толерантность обеспечивает в функциональном плане устойчивость и стабильность на всех уровнях общественной жизни. Постмодернистские же модели «становятся явью» в средах неформальных, маргинальных, выстроенных по весьма динамичным «обычаям», а не жестко фиксированным законам. Здесь маргинальная толерантность становится «прибежищем от агрессивности и тотальности» традиционных ценностей. Доказательству и развертыванию этого тезиса главным образом и посвящена данная работа.
Опубликовано на портале: 18-11-2003
Д Н Замятин Общественные науки и современность. 2001.  № 1. С. 125–137. 
Дается характеристика современной образно-географической карты мирового развития. Рассматриваются генезис образно-географического видения мира, географические образы постмодерна, способы географизации образов мира, геополитические образы мирового развития. Автор приходит к выводу, что мир постмодерна остался без Европы. Подобно тому как Европа – гипостазированный образ самой геополитики, Америка – гипостазированный образ геоидеологии. Америка сама по себе – глобальная геоидея, артикулирующая множество образов и стереотипов. Если идея Америки – “разгром”, то Европы – образ “нормы” мирового развития.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-07-2004
Марат Алексадрович Чешков Общественные науки и современность. 1998.  № 2. С. 129-139. 
В статье глобалистика характеризуется как наука, изучающая человека на основе принципов холизма как интегральное планетное образование. Рассматриваются ее направления: социологическое, антропоэкологическое, культурологическое. Отмечается тенденция перехода от экономцентризма И.Валлерстайна к новому уровню концептуализации Р.Робертсона, учитывающего культурное многообразие человечества (глобальность плюральна) и позитивное влияние постмодернизма Ж.Лиотара. Прослеживается переход от детерминизма к вероятностным связям, к изучению альтернативных конфигураций глобальности. Рассматриваются методологические проблемы изучения объекта, состоящего из частей любой субстратности при равнозначимости их различий, а также идеологическая роль обновленной глобалистики.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-01-2004
Петр Кондратьевич Гречко Общественные науки и современность. 2000.  № 2. С. 166-177. 
Скепсис относительно моды на постмодернизм в России определяется в данной статье следующим обстоятельством. Автор считает, что постмодернизм – естественный продукт распада индустриальной цивилизации (модерна). Там же, где общество живет в реалиях другого исторического времени (например, в России, с точки зрения автора, общество является патриархальным, традиционным) для постмодернизма нет почвы. Разве что в области искусства у нас есть формы модерна, и только там может произрастать российский вариант постмодернизма. Однако последний с неизбежностью будет периферийным, то есть выросшим на почве скудной, недостаточной или плохо обустроенной жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-07-2004
В А Красильщиков Общественные науки и современность. 1993.  № 2. С. 165-175. 
В статье анализируется содержание термина "постиндустриальное общество" и его аналогов у Д.Рисмена, Д.Белла, А.Турена, Т.Розака, О.Тоффлера и др., в котором труд при помощи компьютеров и роботов превращается в творческую деятельность, намечается тенденция превращения "одномерного" человека в "многомерного". Подчеркивается центральная роль процесса накопления человеческого капитала, изменения в структуре производства (деиндустриализация) и сфере общественных отношений (размывание классовых границ).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-12-2003
Александр Сергеевич Ваторопин Общественные науки и современность. 2002.  № 2. С. 136-145. 
Авторы с увлечением демонстрируют «маски сатанизма» в постмодернистских трактовках религиозного понимания сущности человека, религиозной веры, норм религиозной морали, социологии религии, но, как и следовало ожидать, все разоблачения оказываются двусмысленными. Тем самым и обоснование принципов секуляризма становится двусмысленным, иногда парадоксальным, а религиозный ресурс культуры как был, так и остается непотопляемым перед лицом «любого мыслимого будущего». Впрочем, и секуляризм как проявление «аристократической критичности умозрения» неуничтожим, более того, совместно с религией они суть не что иное как «взаимосвязанные формулы выживания метафизической потребности человека».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-07-2005
Никита Евгеньевич Покровский Общественные науки и современность. 2005.  № 4. С. 148-154. 
В статье рассматриваются проблемы влияния глобализации на высшее образование, возникновение в высшей школе новых образцов, норм, ориентиров и мотиваций. Под воздействием внешних факторов университеты преобразуются в экономические корпорации, выступая самостоятельными субъектами на рынке образовательных услуг. Автор показывает, как в условиях конкуренции высшие учебные заведения любыми способами привлекают массы студентов, которые рассматриваются как клиенты корпорации. Меняется и система преподавания: на первый план выдвигаются междисциплинарность, динамичность и рыночная ориентированность.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-06-2004
Сергей Александрович Ушакин Общественные науки и современность. 1996.  № 5. С. 130-141. 
Предметом статьи является вопрос о роли языка в процессе формирования личности. Методологический аппарат исследователь определяет как теорию дискурса, разработанную в философии постмодернизма. Рассматривая постмодернизм как стиль, как дискурс о модернизме, как способ сопротивления, автор постоянно держит в фокусе несколько ключевых вопросов. Например, вопросы о том, насколько совпадают представления о Новом времени в российском и европейском понимании, о том, что может представлять собой постмодернизм в нашей культуре, не сформировавшей автономной личности, экономического якоря среднего класса, традиционных партийных структур и т.п.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-11-2003
И.Я. Левяш Общественные науки и современность. 2001.  № 3. С. 153–161. 
Автор анализирует концепты, претендующие на выявление смысла глобализации, выделяя в этом анализе концепт постиндустриального общества. Рассматриваются позиции Д. Белла, Г. Попова, В. Иноземцева, М.Голдмана, Ф.Фукуямы и др.Вычленяются базовые Марксовы универсалии, значимые для обсуждения проблематики постиндустриального общества, в частности в работах Иноземцева. Системный характер выводов ученых позволяет автору заявить о неспособности современной западной цивилизации решить гуманистическую сверхзадачу социального освобождения человека труда от сложившихся в индустриальной цивилизации форм отчуждения. Поэтому объективно перед нами тенденция не к пост-, а к позднеиндустриальному обществу.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-11-2003
Владимир Федорович Анурин Общественные науки и современность. 2001.  № 3. С. 110-121. 
Автор выражает несогласие с позицией жесткого неприятия постмодернизма, представленной в ряде публикаций журнала “ОНС”. Сам он рассматривает постмодернизм как закономерный продукт изменений в социальных отношениях при переходе от индустриального общества к постиндустриальному. Эти изменения затрагивают восемь выделенных в статье параметров социума, однако для российского общества эти изменения не могут представлять серьезной угрозы, поскольку оно лишь в весьма отдаленной перспективе может приобрести черты общества постиндустриального.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-07-2004
Е.В. Золотухина-Аболина Общественные науки и современность. 1997.  № 4. С. 158-192. 
Статья остро ставит вопрос о моральной ответственности интеллектуальных элит за разрушение позитивной основы повседневного сознания людей, обеспечивающей их выживание как общности. Мировосприятие подавляющего большинства, не относящегося к специалистам и творцам «высокой» культуры, по своей природе конструктивно. В нем доминируют здоровая рассудочность и логика здравого смысла, формулирующие понятные задачи: жить, процветать, занимать определенное место в социуме, радоваться бытию и т.п. Творческим интеллектуалам посредством электронных СМИ удалось имплантировать в массовое сознание эстетические принципы постмодернизма, главный из которых – отказ от четких целей, оценок и смыслов. В результате произошла подмена конструктивного мироощущения девиантным, а его атрибуты – травестия, эпатаж, юродство, ёрничество, глумление – обрели значение норматива.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-07-2004
Е.И. Трофимова Общественные науки и современность. 1999.  № 4. С. 169-176. 
Автор рассуждает о стилевой всеядности постмодернизма, о том, что сегодня интересен не сам факт подобной полистилистической ориентации, а его внутренние пружины, философские и эстетические мотивации. Культура сейчас как бы находится в страхе перед наступающим невидимым миром. Не в силах увидеть его ясных очертаний, она видит гигантскую свалку его культурного наследия и воспринимает эту свалку как современную художественную модель бытия. В то же время в процессах, идущих в современной культуре, можно усмотреть и своеобразную инвентаризацию интеллектуального наследия, подведение итогов, восстановление связей с прошлым. Подобная реконструкция непрерывности культуры, введение стилевых фрагментов прошлого в художественный контекст настоящего может указывать на возможность наступления новой фазы культуры. Если современное состояние напоминает анализ, то есть основание надеяться и на синтез.
ресурс содержит прикрепленный файл