Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Опубликовано на портале: 13-02-2005
Леонид Ефимович Гринин Социологические исследования. 2004.  № 12. С. 46-54. 
В статье раскрывается предметно-содержательная сторона понятия «личной известности», изучается влияние фактора личной известности на социальную структуру общества. Отмечается, что известность стала сегодня одним из факторов социальной дифференциации, поскольку открывает в системе неравенства доступ к таким благам, как власть, богатство, престиж, статус, привилегии. В традиционных обществах известность имела своим содержанием выделение человека среди людей общего круга (рыцари, мастера и т.д.). В Средние Века она имела результатом возвышение в своей сословной группе, но, как правило, не влияла фатально на социальное положение ни буржуа, ни дворянина. В современных обществах известность стала одним из видов социального и символического капитала (П. Бурдье). Ее наличие позволяет человеку привлекать к себе внимание многих людей и непосредственно влиять на них. Для известности такого рода (в отношении нее автор применяет термин «люди известности») характерно то, что здесь личная известность дополняется к «перечню благ, вокруг которых проходят главные линии неравенства». Особая тема – формирование того слоя, который автор квалифицирует как «профессионалов известности». В этом плане говорится о большой роли СМИ и рекламы. В заключительных разделах статьи дается характеристика новой элиты, ее морали, показано влияние ее на структуру общества. В России «пробивание» в круг «известных людей» имеет свою специфику: «расцвел фаворитизм»; по сравнению с Западом меньшую роль играют коммерческий заказ и отбор на конкурсной основе.
Опубликовано на портале: 25-10-2004
Наталья Анатольевна Шматко Социологические исследования. 2003.  № 8. С. 113-120. 
Рассматриваются принципы генетического структурализма П. Бурдье. Обращается внимание на рефлексию самого Бурдье над истоками и основаниями своих работ, на соотнесение им собственной позиции с воззрениями Л. Альтюссера, Г. Гарфинкеля, И. Гоффмана, Ж. Делеза, К. Леви-Стросса, Т. Парсонса, Ю. Хабермаса. Отмечается, что Бурдье пришел к выводу, что в социальном исследовании следует избегать как жесткого детерминизма, постулирующего полную зависимость индивида от социальных отношений, так и субъективизма с отрицанием общественной детерминации поведения человека. Социальная действительность, согласно Бурдье, структурирована дважды: 1. социальными отношениями; 2. представлениями агентов об этих отношениях. Социальные отношения, интериоризируясь в процессе осуществления практик, превращаются в практические схемы – схемы производства практик. Его теоретическая система выстраивается вокруг трех центральных понятий: «поле», «капитал», «габитус». Обращается внимание на то, что «поле» понимается здесь как относительно автономная подсистема, место действия социальных сил, структурированное оппозициями пространство. Оно есть теоретический конструкт, позволяющий ученому анализировать социальный процесс, действия его агентов. Агенты определяются через занимаемые в поле позиции, отличаются друг от друга сочетанием объективированных в них капиталов и, как следствие, властью и влиянием. В статье рассмотрен структурно-генетический анализ Пьером Бурдье процессов культурного потребления и культурного производства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-07-2005
Ольга Владимировна Аксенова Социологические исследования. 2004.  № 9. С. 68-76. 
В данной работе рассматриваются главные направления социально-экологической мысли 1960-2000 гг., главные этапы ее развития в рамках этого периода. Основное внимание уделено теории экологической модернизации, которая в настоящее время занимает ключевые позиции как в социально-экологической теории, так и в экологической политике большинства западных стран. Кроме того, именно эта концепция стала составной частью теоретических интерпретаций модернити и постмодернити.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-09-2004
Никита Евгеньевич Покровский Социологические исследования. 2003.  № 2. С. 3-7. 
Изложены впечатления участника XV Всемирного социологического конгресса в Брисбене (Австралия), где, по мнению автора, было отмечено некоторое снижение популярности теории глобализации. Ряд пленарных заседаний был посвящен теме «травмы социальной трансформации» переходных обществ (Восточная Европа, СНГ, «третий мир»), которую подняли П. Штомпка, Дж. Александер, Н. Смелзер. Рассматривалась проблема выживания социологии в условиях коммерциализации и борьбы за финансирование (университетское финансирование социологических исследований в мире снижается). Отмечен рост активности социологов стран Латинской Америки, Азии и Южной Африки. Российская делегация организовала на Конгрессе «форум» русскоговорящих социологов, заседания которого проходили с участием их коллег из Казахстана, Киргизии, Финляндии, США.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-06-2005
Юрий Николаевич Давыдов Социологические исследования. 2001.  № 11. С. 3-12. 
Постмодернизм, возникший в качестве архитектурной стилистики, впоследствии раскрылся как общая тенденция для всех видов искусства. Тем самым постмодернизм приобрел значимость эстетической категории, которая резонно считается наряду с этикой, логикой и онтологией, частью философии. Автор статьи анализирует механику такого превращения, рассматривая постмодернизм как сотворенную культурную мифологему.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-11-2006
Peter Berger Социологические исследования. 1990.  № 7. С. 127-133. 
Публикуется фрагмент первой главы книги П. Бергера «Facing upto Modernity». В представленном фрагменте Бергер рассматривает пять связанных с современностью дилемм, которые пронизывают человеческую жизнь: 1) абстракция, 2) будущность, 3) индивидуация, 4) освобождение, 5) секуляризация.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-01-2005
Ирина Анатольевна Бутенко Социологические исследования. 2000.  № 4. С. 3-11. 

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-09-2004
Alain Tourain
Перев.: Николай Валентинович Романовский (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2004.  № 7. С. 6-11. 
Выражена обеспокоенность тем, что в современной социологии утрачивается целостное представление об обществе и теряется сама идея общества как «общего», включающего в себя политические, экономические, социальные, культурные и иные феномены. Отмечается отход от понимания общества как набора институций, совокупности общепринятых норм и устоявшихся форм социальной организации, а также изменение предмета социологии по сравнению с классическим этапом. Показано, что в XX веке социология оттеснила и частично заменила философию права и государства. И теперь ей угрожает опасность утраты специфически социологического подхода к социальным фактам в связи с тенденцией к исчезновению философии истории.
Опубликовано на портале: 05-02-2007
Николай Валентинович Романовский Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 16-25. 
Представлен реферативно-аналитический обзор по специальному выпуску журнала Международной социологической ассоциации Current Sociology за март 2005 г., который посвящен проблеме: "Устройство тела" (Bodily Order). Профессор Р. Чеприани (Рим) в вводном слове охарактеризовал направления и проблематика исследований "телесности" в социологий. Он утверждает о том, что несмотря на успехи в развитии информационных технологий ни одно техническое средство не заменит "физической телесности", "прямого контакта, симбиоза телесных ритмов, объятий, взглядов, чувства протянутой руки, подлинной близости" (с. 17). Б.М. Пирани (Рим) в соавторстве с И. Варга (Канада) констатируют, что в основной массе постструктуралистских теорий тело считается реконфигурированным, текучим, многообразным и рассыпанным. В данном выпуске журнала Введения представлено Введение к подготовленной профессорами Пирани и Варга монографии рабочей группы Международной социологической ассоциации: "Тело в социальных науках". Ее задачей выступает "создание новой концепции социального действия, попытка интегрировать социальные и поведенческие науки в живую ткань процессов развития" (с. 19). Названные авторы обратили внимание на нарушение соответствия между ускорившимися ритмами жизни и естественными ритмами телесного времени. Природное течение времени часто конфликтует с социальными условиями. Нико ван Гелдер (Канада) в статье "Интеграция тела и разума" анализирует нейрофизиологические и нейрохимические процессы мозга, лежащие в основе комплексной системы, мотрных движений, мысли, памяти, эмоции и речи. Оброщается внимание на влияние окружающей среды на развитие и функционирование мозга. М. Девид и Д. Керкхоп (Англия) обсуждают вопросы биоэтики, этические проблемы клонирования человека, пишут о возрастании рисков для человека и общества в связи с развитием техники.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-09-2004
А. В. Захаров Социологические исследования. 2004.  № 7. С. 105-115. 
Тема статьи (место и роль традиционной культуры в современном обществе) разделена на четыре смысловых раздела. «Ренессанс» традиционной культуры. Внимание автора обращено как к классическому наследию, так и к архаическим формам культуры. Выделены следующие особенности традиции как способа трансляции культурного наследия: избирательность, повторяемость, действенность, многозначность, авторитарность. Традиционная культура и теория модернизации. Здесь автор раскрывает процесс осмысления данного феномена в социологии. Начало было положено «идеальными типами» М. Вебера, понятиями «базиса» и «надстройки» К. Маркса и «бессознательного» З. Фрейда. Далее происходило упрощение, «выпрямление» теории Вебера многочисленными «теориями модернизации». Что значит миф сегодня? Автор рассматривает аутентичный миф как явление, порожденное определенной исторической эпохой, отличает его от современных мифов (аутентичный миф сегодня невозможен). Фольклорная и популярная культура. Речь идет о различных в условиях разных стран трудностях сохранения традиций фольклора, а также о снижении популярности праздников, связанных с государственно-политическими традициями.
Опубликовано на портале: 24-01-2005
Жан Терентьевич Тощенко Социологические исследования. 2004.  № 12. С. 3-15. 
Тема фантомов общественного сознания еще не получила в российской социологии систематического отражения, хотя факт широкого появления фантомных персонажей в период «демонтажа» советской общественной системы, сопровождавшегося ломкой ее ценностей, привлек внимание ученых. Представляется, что данная статья восполняет этот пробел. В ней затронуты многие аспекты «фантомной тематики», выполнен сущностный анализ феномена, проведена классификация фантомных типов личности, выявлены порождающие их причины. Слово «фантом» в широком (общеупотребительном) смысле означает «причудливое явление, призрак». Автор представил основные значения слова в современном русском языке и обратился к содержанию понятия «социальный фантом». Это те «явления, которые олицетворяют специфические, порой аномальные, экстравагантные формы общественной (публичной) активности, оказывающие серьезное влияние на политические, экономические и социальные процессы». Показан негативный, деструктивный характер такого влияния в различных сферах – в политике, экономике, культуре и т.д. и на различных уровнях общественного сознания. Оно сопряжено с другим, не менее необычным явлением: «в условиях коренных сдвигов в экономике и политике произошло рождение удивительного явления – парадоксального человека». В разделе «Опыт классификации фантомных типов личности» (политических мутантов, «оракулов», разного рода авантюристов, создателей «финансовых пирамид», финансовых олигархов…) мы угадываем известных персонажей, часть которых сегодня ушла с политической сцены. В итоге прочтения статьи приходит понимание фантомности как результата ломки общественных устоев с сопровождающим ее увеличением виртуальности в общественной жизни. Всему этому сопутствуют «оболванивание» людей через СМИ путем распространения массовой культуры, слабости правовой системы, увеличение социального неравенства, стихия «дикого рынка», и связанный со всем этим рост социальной поляризации. Представляется что наметившиеся процессы разумного усиления государственного регулирования, перевода рынка в цивилизованное состояние, восстановления производства вселяют надежды на скорое исчезновение или, по крайней мере, уменьшение степени одиозности фантомов, перевод их в латентное состояние.