Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 33

Опубликовано на портале: 12-06-2005
Юрий Николаевич Давыдов Социологические исследования. 2001.  № 11. С. 3-12. 
Постмодернизм, возникший в качестве архитектурной стилистики, впоследствии раскрылся как общая тенденция для всех видов искусства. Тем самым постмодернизм приобрел значимость эстетической категории, которая резонно считается наряду с этикой, логикой и онтологией, частью философии. Автор статьи анализирует механику такого превращения, рассматривая постмодернизм как сотворенную культурную мифологему.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-12-2003
Александр Сергеевич Ваторопин Общественные науки и современность. 2002.  № 2. С. 136-145. 
Авторы с увлечением демонстрируют «маски сатанизма» в постмодернистских трактовках религиозного понимания сущности человека, религиозной веры, норм религиозной морали, социологии религии, но, как и следовало ожидать, все разоблачения оказываются двусмысленными. Тем самым и обоснование принципов секуляризма становится двусмысленным, иногда парадоксальным, а религиозный ресурс культуры как был, так и остается непотопляемым перед лицом «любого мыслимого будущего». Впрочем, и секуляризм как проявление «аристократической критичности умозрения» неуничтожим, более того, совместно с религией они суть не что иное как «взаимосвязанные формулы выживания метафизической потребности человека».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-07-2005
Никита Евгеньевич Покровский Общественные науки и современность. 2005.  № 4. С. 148-154. 
В статье рассматриваются проблемы влияния глобализации на высшее образование, возникновение в высшей школе новых образцов, норм, ориентиров и мотиваций. Под воздействием внешних факторов университеты преобразуются в экономические корпорации, выступая самостоятельными субъектами на рынке образовательных услуг. Автор показывает, как в условиях конкуренции высшие учебные заведения любыми способами привлекают массы студентов, которые рассматриваются как клиенты корпорации. Меняется и система преподавания: на первый план выдвигаются междисциплинарность, динамичность и рыночная ориентированность.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-11-2006
Peter Berger Социологические исследования. 1990.  № 7. С. 127-133. 
Публикуется фрагмент первой главы книги П. Бергера «Facing upto Modernity». В представленном фрагменте Бергер рассматривает пять связанных с современностью дилемм, которые пронизывают человеческую жизнь: 1) абстракция, 2) будущность, 3) индивидуация, 4) освобождение, 5) секуляризация.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-06-2004
Сергей Александрович Ушакин Общественные науки и современность. 1996.  № 5. С. 130-141. 
Предметом статьи является вопрос о роли языка в процессе формирования личности. Методологический аппарат исследователь определяет как теорию дискурса, разработанную в философии постмодернизма. Рассматривая постмодернизм как стиль, как дискурс о модернизме, как способ сопротивления, автор постоянно держит в фокусе несколько ключевых вопросов. Например, вопросы о том, насколько совпадают представления о Новом времени в российском и европейском понимании, о том, что может представлять собой постмодернизм в нашей культуре, не сформировавшей автономной личности, экономического якоря среднего класса, традиционных партийных структур и т.п.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-11-2003
И.Я. Левяш Общественные науки и современность. 2001.  № 3. С. 153–161. 
Автор анализирует концепты, претендующие на выявление смысла глобализации, выделяя в этом анализе концепт постиндустриального общества. Рассматриваются позиции Д. Белла, Г. Попова, В. Иноземцева, М.Голдмана, Ф.Фукуямы и др.Вычленяются базовые Марксовы универсалии, значимые для обсуждения проблематики постиндустриального общества, в частности в работах Иноземцева. Системный характер выводов ученых позволяет автору заявить о неспособности современной западной цивилизации решить гуманистическую сверхзадачу социального освобождения человека труда от сложившихся в индустриальной цивилизации форм отчуждения. Поэтому объективно перед нами тенденция не к пост-, а к позднеиндустриальному обществу.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-11-2003
Владимир Федорович Анурин Общественные науки и современность. 2001.  № 3. С. 110-121. 
Автор выражает несогласие с позицией жесткого неприятия постмодернизма, представленной в ряде публикаций журнала “ОНС”. Сам он рассматривает постмодернизм как закономерный продукт изменений в социальных отношениях при переходе от индустриального общества к постиндустриальному. Эти изменения затрагивают восемь выделенных в статье параметров социума, однако для российского общества эти изменения не могут представлять серьезной угрозы, поскольку оно лишь в весьма отдаленной перспективе может приобрести черты общества постиндустриального.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-07-2006
Дж. Фиск
Телевидение и популярная культура зачастую находились на периферии внимания теории постмодернизма. Значительные усилия были направлены на изучение сути разрыва с модернизмом в области «утонченных» искусств, особенно в архитектуре, изобразительном искусстве и литературе. Не так давно Делез активно писал о кино. Однако из ведущих теоретиков постмодернизма только Бодрийяр обращался непосредственно к средствам массовой коммуникации и популярной культуре. Поэтому представления именно этого автора о постмодернизме будут обсуждены в данной работе.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 14-01-2005
Ирина Анатольевна Бутенко Социологические исследования. 2000.  № 4. С. 3-11. 

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-07-2004
Е.В. Золотухина-Аболина Общественные науки и современность. 1997.  № 4. С. 158-192. 
Статья остро ставит вопрос о моральной ответственности интеллектуальных элит за разрушение позитивной основы повседневного сознания людей, обеспечивающей их выживание как общности. Мировосприятие подавляющего большинства, не относящегося к специалистам и творцам «высокой» культуры, по своей природе конструктивно. В нем доминируют здоровая рассудочность и логика здравого смысла, формулирующие понятные задачи: жить, процветать, занимать определенное место в социуме, радоваться бытию и т.п. Творческим интеллектуалам посредством электронных СМИ удалось имплантировать в массовое сознание эстетические принципы постмодернизма, главный из которых – отказ от четких целей, оценок и смыслов. В результате произошла подмена конструктивного мироощущения девиантным, а его атрибуты – травестия, эпатаж, юродство, ёрничество, глумление – обрели значение норматива.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-06-2005
Виктор Фокич Бурлачук, Виктор Владимирович Танчер Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 1. P. 15-29. 
In sociology of postmodern, due to concepts of symbol and simulacr (?), one could reveal the phenomenon of total semiotic organization of social life. In the modern culture, determination without an object for determination gained the status of unique and self-sufficient reality. The modern culture loses feeling of life and reality. Language as a way of under - standing got rid of the reality, life became a sign. The culture of postmodern denied the reality by changing it into an aspect of semiotics
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-09-2004
Alain Tourain
Перев.: Николай Валентинович Романовский (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2004.  № 7. С. 6-11. 
Выражена обеспокоенность тем, что в современной социологии утрачивается целостное представление об обществе и теряется сама идея общества как «общего», включающего в себя политические, экономические, социальные, культурные и иные феномены. Отмечается отход от понимания общества как набора институций, совокупности общепринятых норм и устоявшихся форм социальной организации, а также изменение предмета социологии по сравнению с классическим этапом. Показано, что в XX веке социология оттеснила и частично заменила философию права и государства. И теперь ей угрожает опасность утраты специфически социологического подхода к социальным фактам в связи с тенденцией к исчезновению философии истории.
Опубликовано на портале: 07-07-2004
Е.И. Трофимова Общественные науки и современность. 1999.  № 4. С. 169-176. 
Автор рассуждает о стилевой всеядности постмодернизма, о том, что сегодня интересен не сам факт подобной полистилистической ориентации, а его внутренние пружины, философские и эстетические мотивации. Культура сейчас как бы находится в страхе перед наступающим невидимым миром. Не в силах увидеть его ясных очертаний, она видит гигантскую свалку его культурного наследия и воспринимает эту свалку как современную художественную модель бытия. В то же время в процессах, идущих в современной культуре, можно усмотреть и своеобразную инвентаризацию интеллектуального наследия, подведение итогов, восстановление связей с прошлым. Подобная реконструкция непрерывности культуры, введение стилевых фрагментов прошлого в художественный контекст настоящего может указывать на возможность наступления новой фазы культуры. Если современное состояние напоминает анализ, то есть основание надеяться и на синтез.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-02-2007
Николай Валентинович Романовский Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 16-25. 
Представлен реферативно-аналитический обзор по специальному выпуску журнала Международной социологической ассоциации Current Sociology за март 2005 г., который посвящен проблеме: "Устройство тела" (Bodily Order). Профессор Р. Чеприани (Рим) в вводном слове охарактеризовал направления и проблематика исследований "телесности" в социологий. Он утверждает о том, что несмотря на успехи в развитии информационных технологий ни одно техническое средство не заменит "физической телесности", "прямого контакта, симбиоза телесных ритмов, объятий, взглядов, чувства протянутой руки, подлинной близости" (с. 17). Б.М. Пирани (Рим) в соавторстве с И. Варга (Канада) констатируют, что в основной массе постструктуралистских теорий тело считается реконфигурированным, текучим, многообразным и рассыпанным. В данном выпуске журнала Введения представлено Введение к подготовленной профессорами Пирани и Варга монографии рабочей группы Международной социологической ассоциации: "Тело в социальных науках". Ее задачей выступает "создание новой концепции социального действия, попытка интегрировать социальные и поведенческие науки в живую ткань процессов развития" (с. 19). Названные авторы обратили внимание на нарушение соответствия между ускорившимися ритмами жизни и естественными ритмами телесного времени. Природное течение времени часто конфликтует с социальными условиями. Нико ван Гелдер (Канада) в статье "Интеграция тела и разума" анализирует нейрофизиологические и нейрохимические процессы мозга, лежащие в основе комплексной системы, мотрных движений, мысли, памяти, эмоции и речи. Оброщается внимание на влияние окружающей среды на развитие и функционирование мозга. М. Девид и Д. Керкхоп (Англия) обсуждают вопросы биоэтики, этические проблемы клонирования человека, пишут о возрастании рисков для человека и общества в связи с развитием техники.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-09-2004
А. В. Захаров Социологические исследования. 2004.  № 7. С. 105-115. 
Тема статьи (место и роль традиционной культуры в современном обществе) разделена на четыре смысловых раздела. «Ренессанс» традиционной культуры. Внимание автора обращено как к классическому наследию, так и к архаическим формам культуры. Выделены следующие особенности традиции как способа трансляции культурного наследия: избирательность, повторяемость, действенность, многозначность, авторитарность. Традиционная культура и теория модернизации. Здесь автор раскрывает процесс осмысления данного феномена в социологии. Начало было положено «идеальными типами» М. Вебера, понятиями «базиса» и «надстройки» К. Маркса и «бессознательного» З. Фрейда. Далее происходило упрощение, «выпрямление» теории Вебера многочисленными «теориями модернизации». Что значит миф сегодня? Автор рассматривает аутентичный миф как явление, порожденное определенной исторической эпохой, отличает его от современных мифов (аутентичный миф сегодня невозможен). Фольклорная и популярная культура. Речь идет о различных в условиях разных стран трудностях сохранения традиций фольклора, а также о снижении популярности праздников, связанных с государственно-политическими традициями.