Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 8

Опубликовано на портале: 04-03-2004
Софья Александровна Чуйкина Нева. 2000.  № 1. С. 151-192. 
На основе биографических интервью с потомками дворянских семей 1910-х г.р., мемуаров и личных документов исследуются профессиональные траектории « бывших » дворян в 1920-е – 1930-е годы. В центре внимания столкновение нематериальных капиталов дворянства (умений и навыков, представлений, привычек, традиций, знакомств) и советского послереволюционного контекста. В статье показано, что дворянство обладало значительным потенциалом для адаптации к новым условиям. Специфика советского контекста заключалась в двух противоположных тенденциях: дискриминации дореволюционных элит и их востребованности и незаменимости на рынке труда в некоторых областях.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 19-01-2005
Виктория Рудольфовна Шмидт, Константин Викторович Шуршин Социологические исследования. 2000.  № 7. С. 58-64. 
Предложенная гендерная типизация позволила проанализировать некоторые тенденции в развитии массовой и элитарной культуры. Последние, с точки зрения гендерного подхода, оказываются далеко не полным отражением многообразия проявлений гендерных типов. Массовая культура, сосредоточившись на взаимосвязи социостатуса и системы ценностей, минимизирует значение сексуального опыта. В элитарной культуре в тени остается соотношение социостатуса и пола с другими характеристиками гендер-типа. Открытым остается вопрос, является ли представленность разнообразных гендер-типов как в социуме, так и в массовом сознании одним из условий формирования столь необходимой нашему обществу терпимости.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-11-2003
Е.Ю. Иньшакова Общественные науки и современность. 2001.  № 1. С. 162–174. 
Автор подходит к проблеме осмысления феномена русского авангарда в его взаимосвязи с культурно-историческим контекстом, рассматривая и влияние на него массовой аудитории. Именно ориентацией на поддержку и сочувствие публики объясняется контркультурный характер выступлений авангардистов как до, так и после 1917 г., поддержку представителями авангардизма Октября и Советской власти. Анализируется парадокс: с одной стороны, авангард – радикальный модернистский проект, рассчитанный на понимание узкого круга избранных, с другой – он апеллирует к массам, стремясь низвергнуть существующие ограничения, предубеждения и т. д. Рассматриваются виды контактов авангарда с широкой публикой, полемика с ней, работа “на публику”; дается характеристика самой массовой аудитории авангардистов. Весь процесс в целом охарактеризован как своеобразный синтез потоков массовой и элитарной культур.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-02-2004
Альмира Рифовна Усманова Топос. 2000.  № 1(4). С. 116-126. 
Автор статьи рассуждает об особенностях рецепции западной левой мысли в постсоветском интеллектуальном пространстве в связи с выходом в свет русского издания книги Ги Дебора “Общество спектакля”. В статье дается анализ препятствий на пути адекватного понимания “Общества спектакля” русскими читателями. Показана актуальность “Общества спектакля” для понимания современной культуры. Автор раскрывает содержание понятия “спектакль”, являющегося ключевым в теоретических построениях Ги Дебора, и указывает на связи его идей с идеями других западных радикальных теоретиков (Фейербах, Маркс, Лукач, Хоркхаймер и Адорно, Фуко).
Опубликовано на портале: 09-05-2006
Григорий Григорьевич Заиграев Социологические исследования. 2002.  № 12. С. 33-41. 
В статье представлены результаты изучения особенностей российских моделей потребления некоммерческого алкоголя. Приводятся данные исследования 75 типичных российских семей, которое было частью сравнительного исследования, проведенного в 2001 г. под эгидой Международного центра алкогольной политики среди сельского населения 7 стран мира. Наиболее характерными чертами культуры потребления алкоголя в России называются преимущественное потребление крепких спиртных напитков, разовый их прием в больших дозах, пониженное внимание к закуске, изначальное стремление к сильному опьянению, наличие множества питейных традиций и обычаев, превращающих распитие спиртного в неотъемлемой элемент образа жизни. Кроме того, отмечается, что за последние 1,5-2 десятилетия возрастает алкоголизация практически всех групп сельского населения России, что представляет вполне реальную опасность спаивания сельского населения. Среди причин обострения алкогольной ситуации, согласно данным исследования, особое место занимает государственная алкогольная политика.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-04-2006
Олег Александрович Митрошенков Социологические исследования. 2005.  № 11. С. 37-46 . 
Исследование «Духовная культура российского общества: состояние и тенденции формирования» проводилось в декабре 2004 г. в 25 субъектах РФ. Было опрошено 2407 человек, среди которых 506 экспертов (работники различных культурных учреждений). Оценивались ценностные и культурные предпочтения россиян, отношение к культурной политике государства. Результаты исследования показывают, что «люди преимущественно критически относятся к ситуации в духовной культуре, к культурной политике и действиям властей в этой области. Не устраняется и, возможно, даже углубляется взаимное отчуждение народа, интеллигенции, власти. Высок удельный вес задумывающихся о возможности покинуть страну в поисках лучшей доли»(с. 46). Автор резюмирует: если не будет принят комплекс мер по развитию отечественной духовной культуры, неизбежно появление контркультуры и ее носителя – контрэлиты.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-12-2007
Ирина Александровна Мальковская Социологические исследования. 2007.  № 2. С. 76-85. 
В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием "информационного общества", анализируется содержание понятий "коммуникация" и "интеракция". Рассматриваются подходы к коммуникативному обществу И. Валлерстайна, Ю. Хабермаса, Ж. Бодрийяра и М. Кастельса. Автор отмечает, что согласно Ж. Бодрийяру, массовая информация становится информацией для масс, при этом уже не происходит передачи содержательных идей. Сообщение, идея, истина предназначены для "избранных". Массам нужен погружающий в гипноз медиум, а также идол и симулякр. Социологи выражают озабоченнность обретением СМИ мощных технических возможностей манипулировать сознанием и поведением граждан. Обращается внимание на то, что интернет-технологии создают пространства "вневременья" с акцентом на настоящем и на внеисторическом существовании (с. 80).
Опубликовано на портале: 28-09-2004
А. В. Захаров Социологические исследования. 2004.  № 7. С. 105-115. 
Тема статьи (место и роль традиционной культуры в современном обществе) разделена на четыре смысловых раздела. «Ренессанс» традиционной культуры. Внимание автора обращено как к классическому наследию, так и к архаическим формам культуры. Выделены следующие особенности традиции как способа трансляции культурного наследия: избирательность, повторяемость, действенность, многозначность, авторитарность. Традиционная культура и теория модернизации. Здесь автор раскрывает процесс осмысления данного феномена в социологии. Начало было положено «идеальными типами» М. Вебера, понятиями «базиса» и «надстройки» К. Маркса и «бессознательного» З. Фрейда. Далее происходило упрощение, «выпрямление» теории Вебера многочисленными «теориями модернизации». Что значит миф сегодня? Автор рассматривает аутентичный миф как явление, порожденное определенной исторической эпохой, отличает его от современных мифов (аутентичный миф сегодня невозможен). Фольклорная и популярная культура. Речь идет о различных в условиях разных стран трудностях сохранения традиций фольклора, а также о снижении популярности праздников, связанных с государственно-политическими традициями.