Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Общественные науки и современность

Опубликовано на портале: 18-05-2004
Наталья Сергеевна Скоробогатых Общественные науки и современность. 2004.  № 1. С. 135-146. 
В статье на примере Австралийского Союза анализируется политика мультикультурализма – особой модели государственной поддержки сохранения этнокультурного своеобразия групп меньшинств (в первую очередь недавних иммигрантов из азиатских стран) в условиях естественного преобладания англо-австралийской культурной среды. Показано, что политика этнокультурного плюрализма, задуманная как механизм смягчения адаптационного шока у первого поколения мигрантов “неевропейского” цивилизационного ареала, со временем превратилась в систему предоставления меньшинствам необоснованных преференций за счет большинства. Делается заключение, что сублимация категории “этническое своеобразие” в ущерб категории “общегражданское единство” создает предпосылки для раскола, а не консолидации социума.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-06-2004
М.В. Рябов Общественные науки и современность. 1996.  № 3. С. 123-133. 
Развитие ситуации в исламском мире демонстрирует неправомерность представлений о социальном прогрессе как однонаправленном процессе рационализации и нивелирования этнокультурных различий. Автор текста, рассматривая мусульманское вероучение как один из 12 системообразующих факторов социоприродного единства человека и окружающей среды, убедительно показывает: некого общего для всех мусульманских стран ислама не существует. Хотя эта религия и выступает как системный элемент высокого уровня, она не может не испытывать воздействие со стороны иных компонентов хозяйственно-культурного комплекса. Это обстоятельство объясняет не только всплески традиционализма в мусульманском культурном ареале, но «внутриисламский джихад», проявляющийся не только на межгосударственном уровне (Иран–Ирак), но и в пределах отдельной страны (межафганский и межтаджикский конфликты).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-02-2005
А. Сагадеев Общественные науки и современность. 1994.  № 4. С. 171-174. 
Автор статьи считает, что гуманистические настроения – имманентная составляющая ислама, ибо это вероучение, не знавшее церкви и иерархически и территориально структурированного духовенства, оставляло человеку возможность самостоятельного решения вопроса о его месте в мире, при условии, что оно не будет противоречить букве священных текстов. На практике это означало возможность существования гуманистических тенденций и духа универсализма в мусульманском богословии, получивших наибольшее развитие в трудах Ибн Ади и Аль-Амири (Х в.), Ибн Рашид (Авероэс, XII в.) и Ибн Араби (XIII в.). Делается вывод, что гуманистические подходы представителей классической мусульманской культуры – первоисточник европейской мысли эпохи Возрождения, давший ей представление о едином человечестве, прогрессирующем в своем интеллектуальном развитии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-02-2005
М. Степанянц Общественные науки и современность. 1994.  № 4. С. 167-170. 
Ядро гуманистического мировосприятия – признание за человеком свободы во всем многообразии ее проявлений, которая противостоит приоритету и господству государства, доминированию религиозных институтов, традиционной социальной иерархии и т.д. В мусульманстве на протяжении веков преобладало фаталистическое представление о предопределенности судьбы человека и его зависимости от воли Аллаха. Это представление было подвергнуто частичному переосмыслению в мистическом учении суфизма (особенно наглядно в трудах шейха Ибн Араби), что открыло возможность для выражения умонастроений, типологически сходных с гуманистическими. Однако масштаб развития данной тенденции не позволяет говорить о наличии гуманизма как самостоятельного феномена в жизни мусульман.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-08-2004
Г.С. Померанц Общественные науки и современность. 1994.  № 5. С. 170-174. 
Мы живем, считает автор, во время, когда, с одной стороны, жизнь подсказывает неизбежность каких-то глобальных организаций типа Лиги Наций или ООН, а с другой – происходит неожиданное ожесточение этнического и конфессионального сопротивления. Так возможен ли вообще диалог? Многие полагают, что сегодня он менее возможен, чем когда бы то ни было, что сегодня все вцепились друг другу в глотку и никто друг друга не слушает. Вместе с тем диалог идет несмотря ни на что.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-09-2004
С. Семенов Общественные науки и современность. 1994.  № 2. С. 159-169. 
Пограничные культуры – целостные общности, исторически сформировавшиеся на стыке цивилизаций (христианской, мусульманской, буддистской и т.д.) и включившие в себя многие их элементы, – играют важную роль во всемирно-историческом процессе. По преимуществу полиэтничные, они демонстрируют возможности симбиоза не только близкородственных, но и генетически далеких народов. Сравнительно-исторический анализ ситуации в Восточной Европе и Латинской Америке показывает, что рассматриваемый культурный тип демонстрирует определенные преимущества при переходе от авторитарных к демократическим формам общественного устройства. Основное из них – устойчивость пограничной культуры вследствие своей многослойности и многоуровневой асимметрии, амортизирующей реально существующее неравенство составляющих ее компонентов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-02-2005
Леонид Васильев Общественные науки и современность. 1994.  № 6. С. 167-171. 
В основе современной китайской и ряда других дальневосточных культур (от Японии до Сингапура) лежат принципы конфуцианского гуманизма. Основное его отличие от европейского в том, что он служил средством для создания гармоничного общества и патерналистского упорядоченного государства. Идеал древнекитайского гуманизма (гармония, порядок и постоянное самоусовершенствование хорошо организованного государства, управляемого достойным правителем и справедливым чиновничеством) ориентирован не столько на личность, сколько на социум. Именно благодаря этой традиционной установке произошел успешный выход КНР из тупика марксистско-маоистского эксперимента на рельсы рыночного развития и приспособление его населения к экономической модели, опирающейся на частную собственность европейского типа.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-04-2004
Владимир Николаевич Титов Общественные науки и современность. 2003.  № 6. С. 128-139. 
Статья посвящена выявлению роли социально-культурных факторов в процессе взаимодействия основного населения и иммигрантских групп в урбанистическом окружении. На материалах, собранных автором в г. Москве во время социологических опросов приезжих из стран “ближнего” и “дальнего зарубежья”, показано, что складывание сложных, нередко конфликтных взаимоотношений между новоселами и старожилами обусловлено не только и не столько конкуренцией за ограниченные экономические ресурсы. Решающее значение имеет этнокультурная дистанция (различие в системе социальных ориентиров, ценностей и представлений о желательном порядке вещей), которая разделяет доминирующую в регионе группу и представителей меньшинств.
Опубликовано на портале: 18-05-2004
И.В. Малыгина Общественные науки и современность. 2004.  № 1. С. 147-153. 
В статье акцентируется внимание на том, что термин “национализм” не редуцируется в социокультурном контексте к строгой логической форме, но подразумевает феномен, имеющий глубокое культурно-историческое содержание. На основе анализа различных подходов к осмыслению феномена национализма автор статьи интерпретирует его как историческую форму универсального социально-психологического процесса обеспечения этнокультурной консолидации общества. При этом обосновывается, что в каждой конкретно-исторической ситуации национализм актуализирует специфические основания, мотивацию, механизмы формирования и черты проявления этнокультурной идентичности. Размышляя об универсальных чертах русского этноментального опыта, автор статьи характеризует исторические и социокультурные условия формирования русского национализма, а также выявляет различные формы выражения этнокультурной идентичности, развитие которых стимулировалось данным процессом.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-07-2004
Светлана Владимировна Лурье Общественные науки и современность. 1999.  № 4. С. 101-111. 
В статье анализируется национализм как политический проект (программа-мифологема) в его разновидностях, доминирующих на Западе (во французской и немецкой культурах) и на Востоке (в армянской и турецкой культурах). Анализируется структура национального мифа и его компонентов: образа “мы”, образа “покровителя”, образа “поля действия” и др. Рассматриваются различных формы этничности и национального самосознания, в том числе в период политического кризиса.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-02-2005
Татьяна Борисовна Коваль Общественные науки и современность. 1994.  № 6. С. 55-70. 
Отмечается, что в России традиционные базовые ценности связаны с православием. Характеризуется христианское отношение к труду, реабилитировавшее и возвысившее всякий труд. Отмечаются отличия православного подхода к труду от католического и протестантского как акцентирующего внимание на духовной, внутренней жизни человека. Отсюда – определенное выстраивание системы ценностей, предпочтение внутреннего духовного труда. При этом особо выделялись роль трудничества в виде особо тяжелых работ, а также подвиг социального опрощения. При этом профессионализм в качестве особой добродетельности не рассматривался. Анализируется отношение православия к земным благам, к собственности. В целом этика труда православия соответствует идеалам сверхэкономизма, который, не отрицая самого хозяйства, выступает против нравственной бесконтрольности экономики и порабощения духа хозяйственными проблемами.
ресурс содержит прикрепленный файл