Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Опубликовано на портале: 30-07-2005
Владимир Изявич Мукомель Социологические исследования. 2005.  № 2. С. 56-66. 
Рассмотрены проявления фобий во взаимоотношениях между коренным населением и эмигрантскими меньшинствами. Массовая миграция часто вызывает межэтническую напряженность (в России наиболее настороженное отношение проявляется к чеченцам, цыганам и азербайджанцам). Антимигрантские настроения более всего ощутимы в крупных городах. Автор представил стереотипы негативного восприятия иноэтничности и показал, что в России социальные институты мало ориентированы на социализацию мигрантов. Препятствующим ей фактором выступает в первую очередь бюрократичность иммиграционных служб. Приезжие из ближнего зарубежья сталкиваются с ограничениями в наеме на работу, неравными условиями и дискриминацией в оплате труда. Сегрегации ряда этнических общин способствуют низкая адаптация трудовых мигрантов к городской среде и отсутствие опыта социализации у принимающего общества. Антимигрантские настроения тем явственнее, чем значительнее этнокультурные и конфессиональные различия между этнической группой приезжих и местным населением. Автор полагает, что конструктивная этносоциальная политика в регионах должна способствовать решению этих проблем. В ряде случаев власть на местах стремится воспрепятствовать незаконной миграции. Отмечены успехи национальной политики в Пермской и Самарской областях, а также в Республике Коми.
Опубликовано на портале: 20-04-2005
Андрей Васильевич Шипилов Социологические исследования. 2005.  № 3. С. 38-43. 
Представлены подходы западных исследователей к изучению условий формирования толерантности в межэтнических отношениях. Ю. Хабермас при обращении к данной теме исходил из того, что демократия, конституционализм и либеральная политическая культура не должны «основываться на фундаменте общих для всех граждан этнических, языковых и культурных истоков». Позиция Хабермаса, по мнению автора статьи, приводит к выводу о том, что демократия универсальна, антиэтнократична, не зависит от национального фактора. Другой немецкий исследователь - Г. Инглхарт напрямую связывает толерантность с уровнем материального благосостояния, с экономическим прогрессом, с типом культуры. Она, на его взгляд, зависит от того, ближе ли общество к «традиционной» или к «секулярно-рациональной» культуре. Обществам первого типа культуры свойственны «ценности выживания», невнимание к этническому равноправию, к равенству полов, низкий уровень межличностного доверия, нетерпимость к инакомыслящим, тогда как для обществ с культурой второго типа характерны «ценности самовыражения». Автор статьи критически оценивает последний подход, поскольку в истории народов жесткой зависимости этнонациональной толерантности/интолерантности от уровня экономического развития не отмечается. Представлена точка зрения Эгберта Яна (профессора Университета Мангейма) об исторической роли идеи народного суверенитета. Согласно его концепции, такая идея на рубеже XX в. становится предпосылкой двух типов суверенитета: при первом «суверенная нация» противопоставляется династическому государству; при втором – государству многонациональному. Приводятся также положения, представленные в исследовании М. Уолцера (США) о толерантности либерально-демократических государств в отношении к иммигрантским сообществам.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-09-2004
Валентин Петрович Баранников, Лидия Федоровна Матронина Социологические исследования. 2004.  № 9. С. 102-107. 
Тема религиозности в информационном обществе рассматривается в связи с глобальным духовным кризисом, ранее всего (более 100 лет назад) проявившимся в передовых странах Запада. В России этот кризис начался недавно, и кризисные явления в духовной сфере приняли у нас более острый характер, поскольку совпали с экономическим и политическим кризисом, а сам процесс был «сжат» во времени. Выделены два основных типа религиозности как социально-психологической характеристики личности – традиционная и формальная. В более широком смысле данные типы – это способы социальной идентификации и социальной адоптации. Традиционная религиозность связана с традиционным обществом, в котором наибольшая часть занятости падает на материальное производство и сферу обслуживания материального потребления и лишь малая часть относится к сфере духовного производства. Традиционная религиозность обусловлена социальными факторами: относительная стабильность социальной жизни, мало меняющийся во времени массив социальной информации. Поэтому «вытеснение» традиционного общества информационным предстает как неизбежное явление. С этим связана утрата искренности традиционной религиозности, прежних социальных идеалов и норм, которые обеспечивали выживание этноса и индивида. Формальную религиозность при соблюдении обрядовой стороны отличает равнодушие к религии и вере. Приведены данные эмпирических исследований по изучению религиозности российской молодежи. Сделан вывод о необходимости формирования толерантного сознания как задаче нового Просвещения эпохи информационного общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-03-2006
Федосий Семенович Донской Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 96-100. 
Автор рассматривает процессы культурной ассимиляции малочисленных северных народов, обусловленные их совместным проживанием с другими народами, что порой приводит к исчезновению их национального языка и культуры. Автор дает описание изменений условий жизни и быта, процессов культурной ассимиляции малочисленных народов. Оказалась подорвана традиционная основа существования многих из этих народов - сельское и промысловое хозяйство, о чем свидетельствуют приводимые в статье статистические данные (снижение поголовья оленей, крупного рогатого скота, лошадей и т.д.). Приведены значения ряда показателей динамики воспроизводства численности малых народов Сибири и Севера. Отмечен прирост среди ненцев, эвенов, долган; однако зафиксирована также убыль численности чукчей, коряков, чуванцев, алеутов и эскимосов. В качестве основных причин депопуляции автор выделил разрушение традиционных основ их хозяйственной и культурной жизни, изменения среды обитания, смену привычного рациона питания, рост заболеваемости. Сообщается, что в 2000 г. в районах проживания малочисленных народов Севера среднесуточное потребление продуктов питания на душу населения составило от норматива, установленного Институтом питания РАМН по Республике Саха – 62,5%; в Камчатской области – 50,4%, в Таймырском АО – 43,5%. Сообщается о снижении темпов строительства объектов социальной инфраструктуры и сокращении количества дошкольных учреждений и общедоступных библиотек в районах Крайнего Севера. Автор считает целесообразным восстановление оправдавших себя в советском прошлом форм культурно просветительской работы в селах и городах, включая выезды художественных коллективов для работы с кочевым и полукочевым населением. Представлены рекомендации по восстановлению национальных районов (улусов), воссозданию общинного самоуправления, сохранению традиционных форм природопользования, хозяйствования и культурного развития малых народов Севера и Дальнего Востока.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-07-2005
А.Н. Мельник Социологические исследования. 1994.  № 7. С. 92-107. 
Статья посвящена изучению эпиграфических памятников северных районов России. Эти источники имеют два достоинства: они выполнены участником или очевидцем событий; они не подвергались переработке или искажению. Подобные качества с учетом преимущественно «житейского» характера надписей позволяют использовать содержащиеся в граффити сведения не только как вспомогательный материал для реконструкции древнейшей истории, но и при изучении проблем исторической психологии и социологии. В таком контексте эпиграфические источники сохраняют свое значение не только для эпохи колонизации севера русскими (XII–XVI вв.) или периода становления и расцвета культуры поморов (XVI – начало XX вв.). Они являются особым источником информации и для истории современности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-03-2007
Еренгаип Салипович Омаров Социологические исследования. 2006.  № 6. С. 69-72. 
Автор является сторонником цивилизационного подхода к рассмотрению исторического процесса и отмечает, что в научный оборот сейчас вошли такие понятия, как степная и кочевая цивилизации, а также военно-кочевая цивилизация, которую иногда именуют военной демократией. Во вводной части отмечаются особенности истории казахской цивилизации: принятие ислама было поздним и происходило с большим сопротивлением, сохранились остатки старых культов, имеется много не свойственных исламу обычаев и ритуалов, казахские женщины не носят паранджу. Представлен анализ отношения граждан Республики Казахстан к феномену казахской цивилизации и культуры, основанный на результатах социологического опроса, проведенного в вузах г. Алматы. Анкета имела три блока вопросов: 1) символика мировой и современной казахской цивилизации; 2) знания о казахской цивилизации; 3) демографический блок (пол, возраст, образование и т.д.). Установлено, что в ответах о символах казахской цивилизации лидируют: "золотой человек" (73%), "юрта" (66%), "домбра" (56%), "девушка в национальной одежде" (32%).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-11-2004
Максим Максимович Ковалевский
Перев.: Д.В. Миронов (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2002.  № 5. С. 129-138. 
В этой статье выдающегося российского социолога М.М. Ковалевского (1851-1916), впервые публикуемой на русском языке, проводится сравнительное исследование клановых отношений, сохранявшихся в то время среди многих народов Российской Империи. Выявляются общие закономерности изменения социальной организации с переходом народов от существования в виде отдельных племен к племенным союзам с выделением правящих групп. Проводится идея, что клан как форма межродовой организации характерен для всех народов на определенной стадии их эволюции и исчезает с переходом к развитым формам государственной жизни. Представлен богатый историко-этнографический материал о межродовых и внутриродовых отношениях среди якутов, киргизов, тунгусов, горских племен Кавказа и иных народов России. Рассмотрены проявления солидарности членов клана, закрепляемой в обрядах, обычаях, в нормах правовых, семейных и имущественных отношений. Даны ссылки на летописные источники, свидетельствующие, что кланы в прошлом существовали у славян. Указаны остатки (следы) традиций поклонения клану и общим матерям-прародительницам в топонимике и обрядах у славянских и угро-финских племен.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-01-2008
Сергей Александрович Кравченко Социологические исследования. 2007.  № 2. С. 152-153. 
Рецензируется книга: Волкова Г.И., Дементьев А.В. ИСПАНИЯ. УЧЕБНЫЙ ИСПАНСКО-РУССКИЙ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК. М.: Высшая школа, 2006. 656 с.
Опубликовано на портале: 27-03-2006
Леонид Аркадьевич Волович Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 152-154. 
Рецензируется книга: Валеева А.Ф. ЯЗЫКОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ (Социологическая диверсификативность). Саратов; Изд-во Сарат. ун-та, 2003. 312 с.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-06-2005
Л.С. Дементьева, Т.А. Семилет Социологические исследования. 2001.  № 10. С. 152-153. 
Аннотируется книга: ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ РУССКОГО НАРОДА /Под ред. С.И. Григорьева и др. Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАО, 1999. 160 с.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-01-2008
Зарина Лероновна Сизоненко Социологические исследования. 2007.  № 2. С. 140-142. 
Рассмотрены некоторые особенности государственной политики в отношении заключения браков между представителями разных рас и наций. Отмечается, что только в советский период были сняты законодательные и церковные ограничения в отношении заключения межконфессиональных браков. Автор считает значительным упрощением рассмотрение в качестве межнациональных только тех семей, в которых супруги имеют разную национальность (на что до недавнего времени ориентировалась официальная статистика), поскольку имеют значение национальная самоидентификация супругов и присутствие разных национальных составляющих в их генеалогическом древе. Автор провела в городе Уфа исследование с изучением описаний генеалогического древа семьи. За период с 1996 по 2006 г. ею было получено более 1000 таких описаний. Результаты исследования приводятся в статье.
Опубликовано на портале: 17-07-2006
Нелли Алексеевна Моисеева, Валентина Ивановна Сороковикова Социологические исследования. 2003.  № 2. С. 45-55. 
Данная статья представляет собой обзор различных социологических, культурологических, антропологических подходов к исследованию обозначенной в названии проблемы. Приводя определенную категоризацию понятия "русский национальный характер", автор поднимает вопрос, встающий перед современными исследователями: каждый ли человек, принадлежащий к данному народу, обладает типично национальным характером? В этом смысле теория "модальной" личности, разработанная культурными антропологами, может быть вполне продуктивна, поскольку она привязана к социологическим исследованиям.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-02-2007
Г.Т. Галиев Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 148-149. 
КОНГРЕСС СОЦИОЛОГОВ ТЮРКСКОГО МИРА
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 07-10-2004
Гарольд Ефимович Зборовский, Елизавета Александровна Широкова Социологические исследования. 2003.  № 8. С. 75-79. 
Авторы раскрывают суть термина «ностальгия», который возник в XVIII в. и означал болезненное состояние солдат, тоскующих по дому в ходе длительного военного похода. Теперь его используют чаще всего применительно к настроениям среди эмигрантов, сопровождаемым тоской по Родине. Методом нарративного интервью проведено пробное исследование выраженности ностальгических настроений и их проявлений в повседневной жизни у проживающих в Финляндии русскоговорящих эмигрантов (опрошено 13 женщин и 3 мужчин в городе Турку). Выводы авторов: 1. Эмигранты стремятся воссоздавать у себя в новом доме внешний облик и «русскую» обстановку «старого дома» (у финнов велики размеры комнат и в них мало мебели, которая к тому же отличаются простотой). 2. Наполняются особым смыслом традиции прежнего уклада жизни, в том числе то, как они отмечают праздники. Встреча Нового года ассоциируется с Россией. 3. Проявляется тоска по прежней работе. 4. Существование в условиях двуязычия вызывает также потребность слушать живую русскую речь. Ярко описаны внешние выражения чувства единения с Россией как с Родиной, проявившиеся среди эмигрантской молодежи на гастрольных концертах в Хельсинки рок-группы ДДТ (пение песни «Еду я на Родину…», поднятие русского флага и т.д.).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-11-2006
Степан Иорданович Берил, Владимир Ростиславович Окушко Социологические исследования. 2003.  № 8. С. 143-145. 
Распад СССР вызвал на всем постсоветском пространстве распространение идей духовного суверенитета этносов. Эти идеи, будучи оправданы в их позитивной части, представляются неоправданными в той мере, в какой в них проявляется стремление к противопоставлению и дистанцированию от культуры России. При этом последняя отождествляется с этнической культурой русских - формально всего лишь одного из сотни народов, населяющих территорию России. Такая позиция представляется ошибочной, поскольку, понятия "культура русских" и "культура России" не идентичны.
ресурс содержит прикрепленный файл