Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 55

Опубликовано на портале: 26-07-2005
А.Н. Мельник Социологические исследования. 1994.  № 7. С. 92-107. 
Статья посвящена изучению эпиграфических памятников северных районов России. Эти источники имеют два достоинства: они выполнены участником или очевидцем событий; они не подвергались переработке или искажению. Подобные качества с учетом преимущественно «житейского» характера надписей позволяют использовать содержащиеся в граффити сведения не только как вспомогательный материал для реконструкции древнейшей истории, но и при изучении проблем исторической психологии и социологии. В таком контексте эпиграфические источники сохраняют свое значение не только для эпохи колонизации севера русскими (XII–XVI вв.) или периода становления и расцвета культуры поморов (XVI – начало XX вв.). Они являются особым источником информации и для истории современности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-03-2007
Еренгаип Салипович Омаров Социологические исследования. 2006.  № 6. С. 69-72. 
Автор является сторонником цивилизационного подхода к рассмотрению исторического процесса и отмечает, что в научный оборот сейчас вошли такие понятия, как степная и кочевая цивилизации, а также военно-кочевая цивилизация, которую иногда именуют военной демократией. Во вводной части отмечаются особенности истории казахской цивилизации: принятие ислама было поздним и происходило с большим сопротивлением, сохранились остатки старых культов, имеется много не свойственных исламу обычаев и ритуалов, казахские женщины не носят паранджу. Представлен анализ отношения граждан Республики Казахстан к феномену казахской цивилизации и культуры, основанный на результатах социологического опроса, проведенного в вузах г. Алматы. Анкета имела три блока вопросов: 1) символика мировой и современной казахской цивилизации; 2) знания о казахской цивилизации; 3) демографический блок (пол, возраст, образование и т.д.). Установлено, что в ответах о символах казахской цивилизации лидируют: "золотой человек" (73%), "юрта" (66%), "домбра" (56%), "девушка в национальной одежде" (32%).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-11-2004
Максим Максимович Ковалевский
Перев.: Д.В. Миронов (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2002.  № 5. С. 129-138. 
В этой статье выдающегося российского социолога М.М. Ковалевского (1851-1916), впервые публикуемой на русском языке, проводится сравнительное исследование клановых отношений, сохранявшихся в то время среди многих народов Российской Империи. Выявляются общие закономерности изменения социальной организации с переходом народов от существования в виде отдельных племен к племенным союзам с выделением правящих групп. Проводится идея, что клан как форма межродовой организации характерен для всех народов на определенной стадии их эволюции и исчезает с переходом к развитым формам государственной жизни. Представлен богатый историко-этнографический материал о межродовых и внутриродовых отношениях среди якутов, киргизов, тунгусов, горских племен Кавказа и иных народов России. Рассмотрены проявления солидарности членов клана, закрепляемой в обрядах, обычаях, в нормах правовых, семейных и имущественных отношений. Даны ссылки на летописные источники, свидетельствующие, что кланы в прошлом существовали у славян. Указаны остатки (следы) традиций поклонения клану и общим матерям-прародительницам в топонимике и обрядах у славянских и угро-финских племен.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-01-2008
Сергей Александрович Кравченко Социологические исследования. 2007.  № 2. С. 152-153. 
Рецензируется книга: Волкова Г.И., Дементьев А.В. ИСПАНИЯ. УЧЕБНЫЙ ИСПАНСКО-РУССКИЙ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК. М.: Высшая школа, 2006. 656 с.
Опубликовано на портале: 27-03-2006
Леонид Аркадьевич Волович Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 152-154. 
Рецензируется книга: Валеева А.Ф. ЯЗЫКОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ (Социологическая диверсификативность). Саратов; Изд-во Сарат. ун-та, 2003. 312 с.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-02-2005
Леонид Васильев Общественные науки и современность. 1994.  № 6. С. 167-171. 
В основе современной китайской и ряда других дальневосточных культур (от Японии до Сингапура) лежат принципы конфуцианского гуманизма. Основное его отличие от европейского в том, что он служил средством для создания гармоничного общества и патерналистского упорядоченного государства. Идеал древнекитайского гуманизма (гармония, порядок и постоянное самоусовершенствование хорошо организованного государства, управляемого достойным правителем и справедливым чиновничеством) ориентирован не столько на личность, сколько на социум. Именно благодаря этой традиционной установке произошел успешный выход КНР из тупика марксистско-маоистского эксперимента на рельсы рыночного развития и приспособление его населения к экономической модели, опирающейся на частную собственность европейского типа.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-06-2005
Л.С. Дементьева, Т.А. Семилет Социологические исследования. 2001.  № 10. С. 152-153. 
Аннотируется книга: ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ РУССКОГО НАРОДА /Под ред. С.И. Григорьева и др. Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАО, 1999. 160 с.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-03-2006
Виктор Александрович Шнирельман Гуманитарная мысль Юга России. 2005.  № 1. С. 6-19. 
В статье предпринимается попытка разобраться в природе ксенофобии. Основной тезис сводится к тому, что основным видом ксенофобии в России становится культурный расизм, чему в очень большой степени способствует господство в отечественной гуманитарной науке, а через нее и в общественном сознании, примордиалистской концепции этноса, и в первую очередь такого его ответвления, как теория Л.Н. Гумилева.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-01-2004
Давид Беньяминович Зильберман Вопросы философии. 1971.  № 6. С. 163-172. 
Д.Б.Зильберман – мыслитель уникального синтетического дара и феноменальной эрудиции, соединенными с редкой независимостью суждений, «истинный эксперт в сравнительном анализе древнегреческой, классической немецкой, французской и английской философии с восточными философскими традициями, особенно индийской мыслью, от ведического периода до современности» (Роман Якобсон), знаток каббалы, а также «Парсонса, Вебера, Шелера, Поппера и чего еще угодно» (А.Пятигорский), создатель оригинальной философской концепции, именуемой им по-разному – «философологией (наукой о философиях)», «модальной методологией», «суммой метафизики», согласно которой история западной философии, вопреки расхожим представлениям, отнюдь не завершена - напротив, ее истинная история еще и не начиналась. (расширенная аннотация)
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 27-04-2004
Владимир Николаевич Титов Общественные науки и современность. 2003.  № 6. С. 128-139. 
Статья посвящена выявлению роли социально-культурных факторов в процессе взаимодействия основного населения и иммигрантских групп в урбанистическом окружении. На материалах, собранных автором в г. Москве во время социологических опросов приезжих из стран “ближнего” и “дальнего зарубежья”, показано, что складывание сложных, нередко конфликтных взаимоотношений между новоселами и старожилами обусловлено не только и не столько конкуренцией за ограниченные экономические ресурсы. Решающее значение имеет этнокультурная дистанция (различие в системе социальных ориентиров, ценностей и представлений о желательном порядке вещей), которая разделяет доминирующую в регионе группу и представителей меньшинств.
Опубликовано на портале: 18-01-2008
Зарина Лероновна Сизоненко Социологические исследования. 2007.  № 2. С. 140-142. 
Рассмотрены некоторые особенности государственной политики в отношении заключения браков между представителями разных рас и наций. Отмечается, что только в советский период были сняты законодательные и церковные ограничения в отношении заключения межконфессиональных браков. Автор считает значительным упрощением рассмотрение в качестве межнациональных только тех семей, в которых супруги имеют разную национальность (на что до недавнего времени ориентировалась официальная статистика), поскольку имеют значение национальная самоидентификация супругов и присутствие разных национальных составляющих в их генеалогическом древе. Автор провела в городе Уфа исследование с изучением описаний генеалогического древа семьи. За период с 1996 по 2006 г. ею было получено более 1000 таких описаний. Результаты исследования приводятся в статье.
Опубликовано на портале: 17-07-2006
Нелли Алексеевна Моисеева, Валентина Ивановна Сороковикова Социологические исследования. 2003.  № 2. С. 45-55. 
Данная статья представляет собой обзор различных социологических, культурологических, антропологических подходов к исследованию обозначенной в названии проблемы. Приводя определенную категоризацию понятия "русский национальный характер", автор поднимает вопрос, встающий перед современными исследователями: каждый ли человек, принадлежащий к данному народу, обладает типично национальным характером? В этом смысле теория "модальной" личности, разработанная культурными антропологами, может быть вполне продуктивна, поскольку она привязана к социологическим исследованиям.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-01-2004
Rogers William Brubaker Ab Imperio. 2000.  № 1, 2. С. 151-165, 247-268. 
Описываются и подробно раскрываются шесть "опасных постулатов", бытующих в современных исследованиях этничности и национализма. Основные идеи и выводы иллюстрируются примерами и доказательствами из новейшей истории Центральной и Восточной Европы, СССР и посткоммунистической России. Теории, которые в случае их абсолютизации превращаются в "мифы и заблуждения", оцениваются попарно: 1) "архитектоническая иллюзия" и 2) теория "парового котла"; 3) теории "манипуляции элит" и 4) "возвращения подавленного". Кроме того, раскрываются изъяны концепции "реализма группы", т.е. субстантивистской трактовки этничности и национальности, и ошибочное противопоставление "хорошего" гражданского национализма "плохому" этническому. Предназначена специалистам-политологам, социологам, историкам, а также аспирантам и студентам. Сопровождается вводным словом и послесловием С. Глебова.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 14-02-2007
Г.Т. Галиев Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 148-149. 
КОНГРЕСС СОЦИОЛОГОВ ТЮРКСКОГО МИРА
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 18-05-2004
И.В. Малыгина Общественные науки и современность. 2004.  № 1. С. 147-153. 
В статье акцентируется внимание на том, что термин “национализм” не редуцируется в социокультурном контексте к строгой логической форме, но подразумевает феномен, имеющий глубокое культурно-историческое содержание. На основе анализа различных подходов к осмыслению феномена национализма автор статьи интерпретирует его как историческую форму универсального социально-психологического процесса обеспечения этнокультурной консолидации общества. При этом обосновывается, что в каждой конкретно-исторической ситуации национализм актуализирует специфические основания, мотивацию, механизмы формирования и черты проявления этнокультурной идентичности. Размышляя об универсальных чертах русского этноментального опыта, автор статьи характеризует исторические и социокультурные условия формирования русского национализма, а также выявляет различные формы выражения этнокультурной идентичности, развитие которых стимулировалось данным процессом.
ресурс содержит прикрепленный файл