Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 55

Опубликовано на портале: 07-07-2004
Светлана Владимировна Лурье Общественные науки и современность. 1999.  № 4. С. 101-111. 
В статье анализируется национализм как политический проект (программа-мифологема) в его разновидностях, доминирующих на Западе (во французской и немецкой культурах) и на Востоке (в армянской и турецкой культурах). Анализируется структура национального мифа и его компонентов: образа “мы”, образа “покровителя”, образа “поля действия” и др. Рассматриваются различных формы этничности и национального самосознания, в том числе в период политического кризиса.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-10-2004
Гарольд Ефимович Зборовский, Елизавета Александровна Широкова Социологические исследования. 2003.  № 8. С. 75-79. 
Авторы раскрывают суть термина «ностальгия», который возник в XVIII в. и означал болезненное состояние солдат, тоскующих по дому в ходе длительного военного похода. Теперь его используют чаще всего применительно к настроениям среди эмигрантов, сопровождаемым тоской по Родине. Методом нарративного интервью проведено пробное исследование выраженности ностальгических настроений и их проявлений в повседневной жизни у проживающих в Финляндии русскоговорящих эмигрантов (опрошено 13 женщин и 3 мужчин в городе Турку). Выводы авторов: 1. Эмигранты стремятся воссоздавать у себя в новом доме внешний облик и «русскую» обстановку «старого дома» (у финнов велики размеры комнат и в них мало мебели, которая к тому же отличаются простотой). 2. Наполняются особым смыслом традиции прежнего уклада жизни, в том числе то, как они отмечают праздники. Встреча Нового года ассоциируется с Россией. 3. Проявляется тоска по прежней работе. 4. Существование в условиях двуязычия вызывает также потребность слушать живую русскую речь. Ярко описаны внешние выражения чувства единения с Россией как с Родиной, проявившиеся среди эмигрантской молодежи на гастрольных концертах в Хельсинки рок-группы ДДТ (пение песни «Еду я на Родину…», поднятие русского флага и т.д.).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-11-2006
Степан Иорданович Берил, Владимир Ростиславович Окушко Социологические исследования. 2003.  № 8. С. 143-145. 
Распад СССР вызвал на всем постсоветском пространстве распространение идей духовного суверенитета этносов. Эти идеи, будучи оправданы в их позитивной части, представляются неоправданными в той мере, в какой в них проявляется стремление к противопоставлению и дистанцированию от культуры России. При этом последняя отождествляется с этнической культурой русских - формально всего лишь одного из сотни народов, населяющих территорию России. Такая позиция представляется ошибочной, поскольку, понятия "культура русских" и "культура России" не идентичны.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-02-2005
Юрий Вартанович Арутюнян Социологические исследования. 2005.  № 1. С. 26-40. 
Массовый отток в Россию части граждан бывших союзных республик сказывается на этнодемографической ситуации в Москве. По последним переписям ее население увеличилось с 8,97 млн. в 1989 г. до 10,36 млн. человек в 2002 г., что при значительном снижении естественного прироста москвичей свидетельствует о притоке мигрантов. Увеличение полиэтничности столицы происходит главным образом за счет армян, азербайджанцев и грузин. Автор полагает, что проводимая как на общегосударственном уровне, так и правительством Москвы этнодемографическая стратегия должна быть изменена и направлена на «путь активной межэтнической идентификации и, в конечном счете, интеграции инонационального населения столицы»(с. 28). В 2000-2004 гг. возглавляемая автором исследовательская группа провела в Москве специальное исследование с использованием телефонного опроса, а также непосредственных бесед и интервью (N = 3500, квотная выборка) среди как старых, так и новых мигрантов. Отмечена существенная разница между «старожилами» и «новоприбывшими этнофорами» по уровню образования, социальному статусу, по уровню овладения русским языком; 47-48% «новоприбывших» армян и азербайджанцев заняты в торговле и сфере обслуживания. Отмечается, что если несколько десятилетий назад в Москву прибывали преимущественно активные, ориентированные на социальный рост, легко адаптировавшиеся к столичной среде люди, то ныне основной контингент мигрантов составляют социально ущемленные слои, те, кому «дома тяжело жить». Дифференцировать и расселять мигрантов по этническому признаку автор считает нежелательным: это таит потенциальную угрозу территориального противостояния и конфликтов между этническими группами. Национальную политику в крупном мегаполисе следует подчинить задачам социально-культурного взаимодействия, гражданского единения, укрепления межэтнической интеграции.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-11-2004
Наталья Владимировна Касаткина Социологические исследования. 2004.  № 5. С. 46-54. 
Среди стран Балтии Литва отличается, пожалуй, наименьшей межнациональной напряженностью. Она выражается в основном в отношениях бытового уровня и не находит внешних проявлений в связи с характерной для литовцев высокой степенью этнической закрытости. Страна ратифицировала Конвенцию Европейского Совета по охране национальных (этнических) меньшинств; всем постоянным жителям предоставлены равные гражданские права. Приведена таблица Департамента статистики об этническом составе населения за 1923, 1959, 1969, 1989 и 2001 годы. Между переписями 1989 и 2001 г. несколько снизилась численность всех проживающих в республике национальных групп, включая литовцев. Число русских уменьшилось с 345 до 220 тыс., поляков – с 258 до 235 тыс., белорусов – с 63 до 43 тыс. человек. Убывание русских обусловлено эмиграцией; литовцев (83,4% населения) – миграцией и уменьшением рождаемости. Анализируются данные обширного исследования культурной адаптации национальных меньшинств. Использована диспропорциональная стратифицированная выборка: выделялись сходные по социальному составу этнические группы. Некоторые результаты исследования: этнических поляков отличают религиозная консолидация, тяготение к традиционной общине, самая значительная территориальная идентичность с Литвой и наиболее высокий уровень этнических связей с литовцами. Среди русских крайне низок уровень идентификации с территорией страны, невысоко стремление к сближению с соотечественниками и единоверцами в Литве. Евреям присущ низкий уровень идентификации с территорией страны и наиболее приоритетной оказывается профессиональная идентификация.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-03-2006
Александр Анатольевич Пригарин Гуманитарная мысль Юга России. 2005.  № 1. С. 88-107. 
Публикация посвящена обстоятельствам переселения старообрядцев в Придунавье в XVIII – XIX веках. Они рассматриваются с позиций их преломления в памяти потомков. Данный феномен исторического сознания анализируется на основе широкого экспедиционного материала, собранного среди старообрядческого населения Украины, Румынии и Болгарии. Привлечение письменных источников позволяет представить указанные представления в динамике. Рассматриваются вопросы "народной историософии" как составной части мировоззрения: легенды о Беловодье-Граде Некрасова и Конце Света. Особое внимание уделяется рассказам о местах выхода, переселениях и обустройстве на новых местах. Исследуется опыт народной этимологии названий группы, этническая картина мира, а также знания "своего" пространства. На основе этих сюжетов показывается перспективность материалов устной истории для реконструкции как предыдущего опыта, так и оригинальной ментальности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-03-2005
Виктор Иванович Шамшурин Социологические исследования. 1994.  № 1. С. 144–148. 
В статье представлена рецензия на книги польского исследователя русской культуры, рассматривающего труды русских мыслителей, А.Валицкого, который в настоящее время живет и преподает в США.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-11-2010
В.А. Дмитриев Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 4. С. 143-160. 
Рассматриваются проблемы соотношения принципов хронотопа, присущего менталитету традиционного общества и его культуры, и региональных особенностей природно-культурной среды. Анализируются особенности топологического пространства и континуального времени традиционной культуры народов Северного Кавказа, приемы и преобразования их в мерные, а также характеристики пространственно-временного поведения в зависимости от структуры хронотопа культуры и половозрастного распределения ролей в обществе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-05-2005
Михаил Петрович Крылов Социологические исследования. 2005.  № 3. С. 13-23. 
Под региональной идентичностью автор понимает совокупность культурных отношений, связанных с понятием "малая родина". Обобщаются итоги серии эмпирических исследований, проведенных в 2002-2003 гг. по программе автора с участием ряда региональных опросных центров и институтов общественного мнения. Целью исследований являлось определение степени культурной связи жителей регионов с территорией проживания. Проводились опросы в Вологодской, Ярославской и Костромской областях (выборки квотные; метод – личное интервью, N=3050). По договоренности с ТверьЦИОМ в банк обобщаемых данных вошли итоги мониторинга по г. Тверь (в его опроснике и в анкете автора содержался ряд одинаковых вопросов). Кроме того, в исследованиях участвовали группы экспертов из 22 средних и малых городов Центрального, Центрально-черноземного, Северо-западного и Волго-вятского экономических районов России (683 эксперта, в основном работники библиотек, музеев, школ, вузов). По полученным результатам по поселениям просчитывались значения ключевых показателей региональной идентичности. Фиксировались особенности самооценок местных культур в сравнении с жителями соседних территорий.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-06-2007
Михаил Петрович Мчедлов Социологические исследования. 2006.  № 10. С. 33-40. 
Автор формулирует ряд условий, соблюдение которых необходимо для обеспечения объективного изучения постоянных составляющих дискурса «религиозная идентичность – другая идентичности – общественно-политические факторы». Рассматривается практика толерантного сосуществования разных религий и этносов, в частности, демонстрируется потенциал российского опыта многовекового совместного бытия конфессий и религий.
Опубликовано на портале: 30-05-2005
Геннадий Иванович Козырев Социологические исследования. 2005.  № 3. С. 113-119. 
В статье приведены определения социального изменения и социального процесса, представлена типология социальных изменений. Автор отмечает, что по форме социальные процессы бывают направленными и ненаправленными, обратимыми и необратимыми, восходящими и нисходящими, линейными, ступенчатыми, циклическими, спиралевидными и др.; для каждой из названных форм изменений даются пояснения с описаниями и иллюстрациями. В частности, отмечается, что направленные процессы предполагают определенную цель или тенденцию в своем движении, что они в определенной степени предсказуемы. Таковы, к примеру, процесс создания единого европейского сообщества (макроуровень), и бракоразводный процесс (микроуровень). Ненаправленные процессы – напротив, имеют случайный, хаотичный и часто непредсказуемый характер. Примеры тому – процессы мобилизации в социальных движениях и многие эмоциональные семейные конфликты. Представлены виды теорий социальных изменений, как эволюционизм, неоэволюционизм, прогрессизм, теории циклических изменений, теории модернизации. Рассмотрены некоторые виды социальных изменений: функциональные изменения, реформы, революции, модернизации, трансформации, кризисы; затронут вопрос о причинах социальных изменений.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-08-2010
Рустем Махмутович Нуреев TERRA ECONOMICUS. 2010.  Т. 8. № 2. С. 138-153. 
В главе учебника по экономической компаративистике, осуществляется сравнение экономических систем в пространстве (цивилизационные подходы). Рассматривается эволюция цивилизационного подхода. Приводятся учебно-методические материалы
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-10-2004
Наталья Алексеевна Алексахина Социологические исследования. 1998.  № 2. С. 49-54. 
В статье исследуется проблема изменения национальной идентичности, как важного аспекта формирования межэтнического взаимодействия нового типа. Социально-политические и экономические трансформации в России послужили катализатором возникновения национального вопроса на всех уровнях общественной жизни. Одновременно произошла смена приоритетов в национальной самоидентификации у детей, родившихся в смешанных браках. Все это оказывает влияние на снижение численности этнически русского населения, происходящее в настоящий период, и вместе с другими демографическими процессами определяет изменения в составе русского этноса в будущем. Эти выводы автора статьи подтверждаются данными государственной статистики, а также данными исследования, проведенного в Петрозаводске, УланУде, Казани и Нарьян-Маре. Методом фокусированной выборки на базе микропереписи 1994 г. были проинтервьюированы 800 респондентов – членов домохозяйств, в составе которых был хотя бы один представитель титульной национальности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-09-2004
А. В. Захаров Социологические исследования. 2004.  № 7. С. 105-115. 
Тема статьи (место и роль традиционной культуры в современном обществе) разделена на четыре смысловых раздела. «Ренессанс» традиционной культуры. Внимание автора обращено как к классическому наследию, так и к архаическим формам культуры. Выделены следующие особенности традиции как способа трансляции культурного наследия: избирательность, повторяемость, действенность, многозначность, авторитарность. Традиционная культура и теория модернизации. Здесь автор раскрывает процесс осмысления данного феномена в социологии. Начало было положено «идеальными типами» М. Вебера, понятиями «базиса» и «надстройки» К. Маркса и «бессознательного» З. Фрейда. Далее происходило упрощение, «выпрямление» теории Вебера многочисленными «теориями модернизации». Что значит миф сегодня? Автор рассматривает аутентичный миф как явление, порожденное определенной исторической эпохой, отличает его от современных мифов (аутентичный миф сегодня невозможен). Фольклорная и популярная культура. Речь идет о различных в условиях разных стран трудностях сохранения традиций фольклора, а также о снижении популярности праздников, связанных с государственно-политическими традициями.
Опубликовано на портале: 02-03-2006
Светлана Владимировна Кардинская Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 100-105. 
Представлены данные исследования, проведенного методом неструктурированного интервью среди удмуртов, проживающих в Удмуртской Республике, где они составляют 31% населения (по переписи 2002 г.). В городских и сельских населенных пунктах было проинтервьюировано 180 представителей этноса, с различным уровнем образования и разного возраста, в т.ч. проведено 28 экспертных интервью (с историками, этнографами, представителями администрации Ижевска, учителями, деятелями культуры и искусства). Автор исследует суждения удмуртов в отношении характерных особенностей своего этноса и этнической идентичности. При попытке обозначить специфические черты удмуртов, интервьюируемые, как правило, перечисляют общечеловеческие положительные качества. Наиболее распространенные суждения об удмуртах: «скромные», «робкие», «стеснительные», «не имеющие больших потребностей», «аккуратные». Недовольство жизнью, вызванное реалиями постсоветской деревни, часть респондентов переносит на удмуртский этнос, представители которого проживают в основном в селах. В этом контексте в ряде интервью присутствуют указания на склонность удмуртов к пьянству, на их скованность, нежелание бороться за свои права (что, как отмечает автор, не менее свойственно и жителям российских деревень). «Удмуртские» обычаи рассматриваются интервьюируемыми преимущественно в плане специфики удмуртской кухни. На вопрос интервьюера об особых чертах своей этничности удмурты, как правило, отвечали: «никаких особых признаков нет». Даже пожилые информанты высказывались о том, что у удмуртов и русских «религиозные праздники одинаковые». Самый заметный признаком «удмуртскости», с точки зрения опрошенных – язык общения. Наиболее широко удмуртский язык используются в селах, где даже русские жители хорошо его знают.
ресурс содержит прикрепленный файл