Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 34

Опубликовано на портале: 23-01-2007
Сергей Вадимович Дамберг, Вадим Евгеньевич Семенков Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. 7. № 2. С. 173-181. 
В эссе обсуждаются взгляды Теодора Адорно на современную музыкальную культуру Авторы сравнивают концепцию Адорно с позицией современных российских исследователей, особенно Татьяны Чередниченко, последовательницей Адорно. Они приходят к выводу о том, что идеи Адорно не соответствуют современному уровню социальных исследований.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-09-2007
О.И. Северская Общественные науки и современность. 2007.  № 5. С. 159-168. 
Исходя из того, что современный коммуникационный процесс во многом погружен в игровое начало, автор рассматривает языковые игры в поэзии, так как «поэзия рождается в игре и как игра». Анализируются тексты современных поэтов – Ю.Арабова, Е.Даенко, И.Жданова, Н.Искренко, Т.Кибирова, А.Парщикова, Д.Пригова, С.Соловьева, - автор разбирает в их стихах игровые «анаграмматические кроссворды», предполагающие свободную комбинаторику по горизонтали и вертикали и даже по диагонали. Выделяются разные типы языковых игр.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-07-2004
Л.П. Моисеева Общественные науки и современность. 1997.  № 3. С. 169-180. 
Автор попыталась проанализировать лирические произведения поэтов так называемой первой волны эмиграции, основной темой которых была тема покинутой Родины, невозвратной дали, куда продолжали стремиться души поэтов. Несмотря на обиды, горечь и предательство, эти люди сумели сохранить самое ценное – нетленную душу.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-07-2004
Людмила Павловна Моисеева Общественные науки и современность. 1998.  № 5. С. 157-165. 
Тема обреченности красной нитью проходит через творчество всех художников, волею судеб оказавшихся в эмиграции. Возможно, чтобы передать все оттенки чувств нужны не стихи, а проза. И это вовсе не филологический вопрос – это вопрос философский: совместимы ли высокая поэзия и проза жизни? Лучше всего на него ответили те, кто грубые мотивы презренной прозы обратили в “мелодию” стиха, которая всегда “становится цветком”.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-05-2004
О.В. Гунина Общественные науки и современность. 2004.  № 1. С. 154-163. 
Переходный период от Средневековья к Новому времени автор рассматривает не только как этап, на котором лишь механически перемешивается старое и новое, не только как “подготовительный” по отношению к последующей “устойчивой” культурной эпохе. Напротив, этот период обладает своим собственным “лицом”, специфическим характером. Это — время активного поиска, зарождения художественной целостности нового типа, формирования нового художественного мышления, в том числе и в области музыкальной культуры, понимаемой как совокупность музыкальных произведений, музыкальной теории и музыкально-эстетических представлений. Здесь рассматривается в первую очередь профессиональное музыкальное искусство, т. е. искусство церковно- певческое. Успешное распространение в Московском царстве партесного пения, завезенного в середине века с Украины, свидетельствует о своего рода “эстетическом повороте” в русской музыкальной культуре. Эта музыка способна воздействовать на внутренний мир человека, вызывать у него, вместо прежней умиротворенности, просветленности и чувства внутреннего покоя, самые различные эмоции. На первый план выступает фигура человека как слушателя, и его внутреннему миру прежде всего адресуется теперь музыка.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-06-2004
Игорь Вадимович Кондаков, Ю.В. Корж Общественные науки и современность. 1996.  № 4. С. 152-162. 
Десекуляризация сознания, проведенная русскими символистами рубежа ХХ в. средствами искусства, анализируется в широком контексте немецкой и русской философии, а также становления интегрального стиля культуры. Важнейшую роль в этом сыграло развитие философии музыки. При этом музыка становится средством понимания широкого круга явлений культуры и общественной жизни. Переосмысляется роль художника, превращающегося сначала в теурга, а потом в слушателя "мирового оркестра", идеалу нравственного человека противопоставляется варварский идеал человека-артиста, играющего жизнь.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-06-2005
Михаил Иванович Войковский (Жабский) Социологические исследования. 1996.  № 2. С. 25-35. 
В октябре 1994 г. девять из десяти зрителей смотрели в столичных кинотеатрах западные фильмы. Причем три из четырех кинопосетителей за один месяц, предшествующий социологическому опросу, не видели в кинотеатре ни одного российского фильма. Не находя реализации своей продукции, отечественное фильмопроизводство превращается в социальный институт без социальной функции. Остро встает вопрос об ослаблении зависимости российского кинопроката, киносети и зрительской аудитории от западной киноиндустрии. Поиску верных решений способствовало бы обращение к истории вестернизации российского киноэкрана и извлечение из нее полезных уроков.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-07-2005
Михаил Борисович Глотов Социологические исследования. 1999.  № 1. С. 122-130. 
Социологу следует изучать не искусство как социальный или социологический феномен, а художественную культуру и художественную жизнь общества в целом. Несомненно, социолог искусства обязан владеть эстетическими и искусствоведческими знаниями, без которых ему научно не объяснить ни функционирование искусства в обществе, ни строение художественной культуры, ни закономерности и тенденции художественной жизни общества, социальных общностей, личности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-07-2004
А.И. Абрамов Общественные науки и современность. 1997.  № 1. С. 146-152. 
Статья предлагает более объективно взглянуть на философско-эстетические искания русских символистов и прежде всего Вяч. Иванова – не только поэта и литературного критика, но и идеолога символизма. Трудность общей оценки этого направления связана с тем, что между его теорией и практикой всегда существовал огромный разрыв. Но, если рассматривать теоретические изыскания Иванова в контексте панорамы общественно-литературных процессов того времени и видеть в них серию рабочих гипотез, многое из того, что воспринималось современниками и потомками в качестве словесной эквилибристики или «маски декадентства», приобретет очертания глубокого смысла и попытки прорыва к высокому философствованию. Особенно, когда речь шла о раскрытии природы поэзии как символики истинных реальностей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-09-2004
С. Моллер-Салли Общественные науки и современность. 1994.  № 2. С. 170-175. 
Восприятие читающей рубежа XIX-XX веков публикой произведений Н. Гоголя рассматривается автором статьи в контексте становления массовой русской культурной среды и литературного рынка. Показано, что в процессе складывания широкой сети обращения литературы (публичные библиотеки, дешевые издания и т.п.) литературная традиция перестала быть компетенцией професиональных литературоведов и столичной интеллигенции. Следствие этого – интерпретация и «канонизация» русских классиков стали уделом широких читательских кругов: на восприятие текстов стали оказывать влияние преподаватели земских школ, публикаторы народных изданий, организаторы публичных чтений и юбилеев и т.д. Именно вследствие этого понятие классик переросло текстуальные рамки и приобрело знакомые нам социокультурные черты.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-05-2007
Мария Викторовна Горностаева Социологические исследования. 2004.  № 4. С. 84-89. 
Вплоть до недавнего времени эстетическое обсуждалось в терминах трансцендентных универсальных ценностей и внутренне присущих творчеству характеристик. Эстетическое считалось характеристикой, естественно присущей высокому искусству, доступному в основном элите. Однако, десакрализация этого понятия, выводы о зависимости художественного чувства, суждения и оценки от материальных условий, в свою очередь зависящих от существующих в социуме властных отношений, позволили формулировать эстетическое в социологических терминах. Суждение никогда не может быть чисто эстетическим, оно является специфическим способом социальной дифференциации. Это становится особенно очевидным благодаря анализу такого феномена, как high-pop - переплетения "высокой" эстетики и коммерции в массовой культуре, а также при формировании художественного вкуса у индивидов, принадлежащих к различным социальным слоям.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-06-2005
Ирина Анатольевна Полуэхтова Социологические исследования. 1996.  № 2. С. 41-44. 
Гипертрофированное представительство западных фильмов на отечественном экране неизбежно привело к тому, что рекреационное зрелище фактически вытеснило все прочие виды и типы кино из нашего досуга. Поскольку это явилось результатом вхождения кинематографа в рынок, с более тесной увязкой производства, импорта и проката фильмов с запросами публики, у специалистов возникает вопрос о том, в какой мере сложившаяся репертуарная ситуация отвечает потребностям сегодняшних зрителей. Авторы попытались ответить на него, опираясь на материалы социологического исследования НИИ киноискусства. Объектом исследования стали посетители 34 столичных кинотеатров на протяжении октября 1994 г. (Выборка двухступенчатая: отобран каждый третий кинотеатр; перед началом сеанса опрошен каждый восьмой зритель).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-07-2005
Борис Федорович Смирнов Социологические исследования. 2004.  № 10. С. 86-88. 
Основу представленной разработки типологических уровней восприятия симфонического концерта публикой составляют не только личные наблюдения и профессиональный опыт автора, но и соответствующие теоретические положения в психологии и социологии музыки, экспериментально-психологические и конкретно-социологические данные некоторых исследований. Удалось выделить ряд типологических групп слушателей симфонических концертов, характерных прежде всего для российской периферии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-12-2003
Владимир Иванович Новиков Общественные науки и современность. 2001.  № 6. С. 176-188. 
Правдоискательство автор характеризует как одно из предназначений литератора в России. С этих позиций, а также с учетом черт российского масонства (сочетания древнего благочестия с современной активностью) автор рассматривает факты жизни и творчества А. Пушкина. В частности, отмечается, что восславленная поэтом свобода – не политическая, а свобода творческого духа как высшее выражение добра.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-06-2004
Б.С. Горобец Общественные науки и современность. 1998.  № 4. С. 182-191. 
История показывает, что творчество лауреатов нобелевской премии по литературе последних десятилетий – крупное явление в мировой культуре. К сожалению, российский читатель пока очень слабо знаком с поэзией Шимборской, известной в настоящее время лишь по отдельным публикациям в антологиях и некоторых журналах. Статья в определенной степени восполняет этот пробел, во-первых, знакомя отечественные общественно-научные круги с малоизвестным пока классиком ХХ в., а во-вторых, давая достаточно целостное представление о поэтическом мире образов поэтессы, их общечеловеческом, гуманистическом и философском смысле. Основные темы поэзии Шимборской рассматриваются на материалах «нобелевской» книги «Апокалипсис под наркозом».
ресурс содержит прикрепленный файл