Общественные науки и современность
1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
«Языковые игры» в современной поэзии [статья]
Опубликовано на портале: 10-09-2007
О.И. Северская
Общественные науки и современность.
2007.
№ 5.
С. 159-168.
Исходя из того, что современный коммуникационный процесс во многом погружен в игровое начало, автор рассматривает языковые игры в поэзии, так как «поэзия рождается в игре и как игра». Анализируются тексты современных поэтов – Ю.Арабова, Е.Даенко, И.Жданова, Н.Искренко, Т.Кибирова, А.Парщикова, Д.Пригова, С.Соловьева, - автор разбирает в их стихах игровые «анаграмматические кроссворды», предполагающие свободную комбинаторику по горизонтали и вертикали и даже по диагонали. Выделяются разные типы языковых игр.


“Мы жили тогда на планете другой…” Тема России в поэзии русского зарубежья первой волны эмиграции [статья]
Опубликовано на портале: 03-07-2004
Л.П. Моисеева
Общественные науки и современность.
1997.
№ 3.
С. 169-180.
Автор попыталась проанализировать лирические произведения поэтов так называемой первой волны эмиграции, основной темой которых была тема покинутой Родины, невозвратной дали, куда продолжали стремиться души поэтов. Несмотря на обиды, горечь и предательство, эти люди сумели сохранить самое ценное – нетленную душу.


“Мы не для счастья живем…” Тема обреченности в поэзии русского зарубежья первой волны эмиграции [статья]
Опубликовано на портале: 07-07-2004
Людмила Павловна Моисеева
Общественные науки и современность.
1998.
№ 5.
С. 157-165.
Тема обреченности красной нитью проходит через творчество всех художников, волею судеб оказавшихся в эмиграции. Возможно, чтобы передать все оттенки чувств нужны не стихи, а проза. И это вовсе не филологический вопрос – это вопрос философский: совместимы ли высокая поэзия и проза жизни? Лучше всего на него ответили те, кто грубые мотивы презренной прозы обратили в “мелодию” стиха, которая всегда “становится цветком”.


Опубликовано на портале: 18-05-2004
О.В. Гунина
Общественные науки и современность.
2004.
№ 1.
С. 154-163.
Переходный период от Средневековья к Новому времени автор
рассматривает не только как этап, на котором лишь механически
перемешивается старое и новое, не только как “подготовительный” по
отношению к последующей “устойчивой” культурной эпохе. Напротив,
этот период обладает своим собственным “лицом”, специфическим
характером. Это — время активного поиска, зарождения художественной
целостности нового типа, формирования нового художественного
мышления, в том числе и в области музыкальной культуры, понимаемой
как совокупность музыкальных произведений, музыкальной теории и
музыкально-эстетических представлений. Здесь рассматривается в первую
очередь профессиональное музыкальное искусство, т. е. искусство церковно-
певческое. Успешное распространение в Московском царстве партесного
пения, завезенного в середине века с Украины, свидетельствует о своего
рода “эстетическом повороте” в русской музыкальной культуре. Эта музыка
способна воздействовать на внутренний мир человека, вызывать у него,
вместо прежней умиротворенности, просветленности и чувства внутреннего
покоя, самые различные эмоции. На первый план выступает фигура
человека как слушателя, и его внутреннему миру прежде всего адресуется
теперь музыка.


Опубликовано на портале: 05-06-2004
Игорь Вадимович Кондаков, Ю.В. Корж
Общественные науки и современность.
1996.
№ 4.
С. 152-162.
Десекуляризация сознания, проведенная русскими символистами рубежа ХХ в. средствами
искусства, анализируется в широком контексте немецкой и русской философии, а также
становления интегрального стиля культуры. Важнейшую роль в этом сыграло развитие
философии музыки. При этом музыка становится средством понимания широкого круга
явлений культуры и общественной жизни. Переосмысляется роль художника, превращающегося
сначала в теурга, а потом в слушателя "мирового оркестра", идеалу нравственного человека
противопоставляется варварский идеал человека-артиста, играющего жизнь.


Опубликовано на портале: 10-07-2004
А.И. Абрамов
Общественные науки и современность.
1997.
№ 1.
С. 146-152.
Статья предлагает более объективно взглянуть на философско-эстетические искания русских символистов и прежде всего Вяч. Иванова – не только поэта и литературного критика, но и идеолога символизма. Трудность общей оценки этого направления связана с тем, что между его теорией и практикой всегда существовал огромный разрыв. Но, если рассматривать теоретические изыскания Иванова в контексте панорамы общественно-литературных процессов того времени и видеть в них серию рабочих гипотез, многое из того, что воспринималось современниками и потомками в качестве словесной эквилибристики или «маски декадентства», приобретет очертания глубокого смысла и попытки прорыва к высокому философствованию. Особенно, когда речь шла о раскрытии природы поэзии как символики истинных реальностей.


Опубликовано на портале: 14-09-2004
С. Моллер-Салли
Общественные науки и современность.
1994.
№ 2.
С. 170-175.
Восприятие читающей рубежа XIX-XX веков публикой произведений Н. Гоголя рассматривается
автором статьи в контексте становления массовой русской культурной среды и литературного
рынка. Показано, что в процессе складывания широкой сети обращения литературы (публичные
библиотеки, дешевые издания и т.п.) литературная традиция перестала быть компетенцией
професиональных литературоведов и столичной интеллигенции. Следствие этого –
интерпретация и «канонизация» русских классиков стали уделом широких читательских
кругов: на восприятие текстов стали оказывать влияние преподаватели земских школ,
публикаторы народных изданий, организаторы публичных чтений и юбилеев и т.д. Именно
вследствие этого понятие классик переросло текстуальные рамки и приобрело знакомые
нам социокультурные черты.


Культурные контексты этики Пушкина [статья]
Опубликовано на портале: 08-12-2003
Владимир Иванович Новиков
Общественные науки и современность.
2001.
№ 6.
С. 176-188.
Правдоискательство автор характеризует как одно из предназначений литератора в России.
С этих позиций, а также с учетом черт российского масонства (сочетания древнего благочестия
с современной активностью) автор рассматривает факты жизни и творчества А. Пушкина.
В частности, отмечается, что восславленная поэтом свобода – не политическая,
а свобода творческого духа как высшее выражение добра.


Опубликовано на портале: 03-06-2004
Б.С. Горобец
Общественные науки и современность.
1998.
№ 4.
С. 182-191.
История показывает, что творчество лауреатов нобелевской премии по литературе последних десятилетий – крупное явление в мировой культуре. К сожалению, российский читатель пока очень слабо знаком с поэзией Шимборской, известной в настоящее время лишь по отдельным публикациям в антологиях и некоторых журналах. Статья в определенной степени восполняет этот пробел, во-первых, знакомя отечественные общественно-научные круги с малоизвестным пока классиком ХХ в., а во-вторых, давая достаточно целостное представление о поэтическом мире образов поэтессы, их общечеловеческом, гуманистическом и философском смысле. Основные темы поэзии Шимборской рассматриваются на материалах «нобелевской» книги «Апокалипсис под наркозом».


Опубликовано на портале: 19-07-2006
Лев Александрович Аннинский
Общественные науки и современность.
1991.
№ 3.
С. 179-186.
Автор рассуждает о судьбе русского языка в бывшей империи: рвутся связи, горят книги кровоточат души. Разваливается Вавилонская башня. Речь идет о размыве русской почвы, о вульгаризации того слоя, в котором язык бытует и развивается. Кризис культуры налицо. В связи с распадом империи это прежде всего кризис контекста. Как ни странен, как временами ни искусственен был контекст “многонациональной советской литературы”, этот контекст существовал. Вне контекста культура существовать не может, как и язык вне диалога, а в какие контексты попадут литературы бывшего советского ареала, выпав из сферы притяжения русского языка, неясно.


Опубликовано на портале: 14-01-2005
Владимир Иванович Новиков
Общественные науки и современность.
2005.
№ 1.
С. 169-176.
В контексте нынешнего времени, в рамках рыночной экономики, когда взаимоотношения творчества и рынка, казалось бы, совершенно непредсказуемы, автор обращается к времени формирования взаимоотношений литературы и коммерции. И на первый план выходит Пушкин – основополагающая фигура русской культуры, как известно, писавший: "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать". На протяжении всей жизни Пушкин боролся с книгоиздателями не столько за себя, сколько за принцип материальной свободы писателя. Благодаря Пушкину литература в России стала почетным делом и в денежном смысле.


Опубликовано на портале: 02-06-2004
Игорь Вадимович Кондаков, Ю.В. Корж
Общественные науки и современность.
1996.
№ 1.
С. 159-170.
Осмысляя внешние влияния в русской культуре, авторы рассматривают влияние синтетического идеала творчества Р.Вагнера как теоретика музыки и театра, акцентировавшее коллективистские и национальные ценности. Показано, как сквозь призму его творчества проявлялось влияние идей А.Хомякова, Ф.Достоевского, В.Соловьева. В контексте творчества Вагнера как "сверхчеловека", творца культуры, русская интеллигенция воспринимала всемирную диалектику хаоса и космоса, свое место в мире и искусстве, "музыку Революции".


Сентиментальность марша [статья]
Опубликовано на портале: 08-12-2003
Лев Александрович Аннинский
Общественные науки и современность.
2002.
№ 2.
С. 171-179.
Эссе, посвященное анализу поэтического творчества Б.Окуджавы в широком социально-культурном
контексте. Лирический герой Окуджавы показан в развитии, в его ощущениях мира как
планетарного целого, державы, вне которой он себя не мыслит (при всей сложности имеющегося
у него исторического опыта), товарищества и братства, сыновьих чувств. Анализируется
музыка стиха поэта, цвета “булатова мира” и т. д.

Опубликовано на портале: 29-01-2005
Наталья Шантырь
Общественные науки и современность.
1991.
№ 2.
С. 142-154.
Окончание статьи, начатой в ОНС, 1991, №1. Автор рассуждает о вечном диалоге Сущего и сути, о смысле мировой культуры; пытается постигнуть глубину современной музыкальной культуры, что немыслимо без понимания философской концепции мира, на которой она зиждется.

Опубликовано на портале: 29-01-2005
Наталья Шантырь
Общественные науки и современность.
1991.
№ 1.
С. 160-169.
Автор ставит своей задачей очертить идейно-мировоззренческие тенденции так называемого
музыкального поставангарда, их предысторию – в частности в музыке авангарда
– и место этих тенденций в контексте духовных исканий современности. Пройдя
в 70-е гг. ХХ в. через разительные стильные трансформации, музыкальный авангард породнился
с традиционной выразительностью, и вместе они породили совершенно особый язык, служащий
раскрытию какого-то нового для европейской музыки качества концептуально=философского
осмысления бытия.

