Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Общественные науки и современность

Опубликовано на портале: 10-09-2007
О.И. Северская Общественные науки и современность. 2007.  № 5. С. 159-168. 
Исходя из того, что современный коммуникационный процесс во многом погружен в игровое начало, автор рассматривает языковые игры в поэзии, так как «поэзия рождается в игре и как игра». Анализируются тексты современных поэтов – Ю.Арабова, Е.Даенко, И.Жданова, Н.Искренко, Т.Кибирова, А.Парщикова, Д.Пригова, С.Соловьева, - автор разбирает в их стихах игровые «анаграмматические кроссворды», предполагающие свободную комбинаторику по горизонтали и вертикали и даже по диагонали. Выделяются разные типы языковых игр.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-07-2004
Л.П. Моисеева Общественные науки и современность. 1997.  № 3. С. 169-180. 
Автор попыталась проанализировать лирические произведения поэтов так называемой первой волны эмиграции, основной темой которых была тема покинутой Родины, невозвратной дали, куда продолжали стремиться души поэтов. Несмотря на обиды, горечь и предательство, эти люди сумели сохранить самое ценное – нетленную душу.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-07-2004
Людмила Павловна Моисеева Общественные науки и современность. 1998.  № 5. С. 157-165. 
Тема обреченности красной нитью проходит через творчество всех художников, волею судеб оказавшихся в эмиграции. Возможно, чтобы передать все оттенки чувств нужны не стихи, а проза. И это вовсе не филологический вопрос – это вопрос философский: совместимы ли высокая поэзия и проза жизни? Лучше всего на него ответили те, кто грубые мотивы презренной прозы обратили в “мелодию” стиха, которая всегда “становится цветком”.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-05-2004
О.В. Гунина Общественные науки и современность. 2004.  № 1. С. 154-163. 
Переходный период от Средневековья к Новому времени автор рассматривает не только как этап, на котором лишь механически перемешивается старое и новое, не только как “подготовительный” по отношению к последующей “устойчивой” культурной эпохе. Напротив, этот период обладает своим собственным “лицом”, специфическим характером. Это — время активного поиска, зарождения художественной целостности нового типа, формирования нового художественного мышления, в том числе и в области музыкальной культуры, понимаемой как совокупность музыкальных произведений, музыкальной теории и музыкально-эстетических представлений. Здесь рассматривается в первую очередь профессиональное музыкальное искусство, т. е. искусство церковно- певческое. Успешное распространение в Московском царстве партесного пения, завезенного в середине века с Украины, свидетельствует о своего рода “эстетическом повороте” в русской музыкальной культуре. Эта музыка способна воздействовать на внутренний мир человека, вызывать у него, вместо прежней умиротворенности, просветленности и чувства внутреннего покоя, самые различные эмоции. На первый план выступает фигура человека как слушателя, и его внутреннему миру прежде всего адресуется теперь музыка.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-06-2004
Игорь Вадимович Кондаков, Ю.В. Корж Общественные науки и современность. 1996.  № 4. С. 152-162. 
Десекуляризация сознания, проведенная русскими символистами рубежа ХХ в. средствами искусства, анализируется в широком контексте немецкой и русской философии, а также становления интегрального стиля культуры. Важнейшую роль в этом сыграло развитие философии музыки. При этом музыка становится средством понимания широкого круга явлений культуры и общественной жизни. Переосмысляется роль художника, превращающегося сначала в теурга, а потом в слушателя "мирового оркестра", идеалу нравственного человека противопоставляется варварский идеал человека-артиста, играющего жизнь.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-07-2004
А.И. Абрамов Общественные науки и современность. 1997.  № 1. С. 146-152. 
Статья предлагает более объективно взглянуть на философско-эстетические искания русских символистов и прежде всего Вяч. Иванова – не только поэта и литературного критика, но и идеолога символизма. Трудность общей оценки этого направления связана с тем, что между его теорией и практикой всегда существовал огромный разрыв. Но, если рассматривать теоретические изыскания Иванова в контексте панорамы общественно-литературных процессов того времени и видеть в них серию рабочих гипотез, многое из того, что воспринималось современниками и потомками в качестве словесной эквилибристики или «маски декадентства», приобретет очертания глубокого смысла и попытки прорыва к высокому философствованию. Особенно, когда речь шла о раскрытии природы поэзии как символики истинных реальностей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-09-2004
С. Моллер-Салли Общественные науки и современность. 1994.  № 2. С. 170-175. 
Восприятие читающей рубежа XIX-XX веков публикой произведений Н. Гоголя рассматривается автором статьи в контексте становления массовой русской культурной среды и литературного рынка. Показано, что в процессе складывания широкой сети обращения литературы (публичные библиотеки, дешевые издания и т.п.) литературная традиция перестала быть компетенцией професиональных литературоведов и столичной интеллигенции. Следствие этого – интерпретация и «канонизация» русских классиков стали уделом широких читательских кругов: на восприятие текстов стали оказывать влияние преподаватели земских школ, публикаторы народных изданий, организаторы публичных чтений и юбилеев и т.д. Именно вследствие этого понятие классик переросло текстуальные рамки и приобрело знакомые нам социокультурные черты.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-12-2003
Владимир Иванович Новиков Общественные науки и современность. 2001.  № 6. С. 176-188. 
Правдоискательство автор характеризует как одно из предназначений литератора в России. С этих позиций, а также с учетом черт российского масонства (сочетания древнего благочестия с современной активностью) автор рассматривает факты жизни и творчества А. Пушкина. В частности, отмечается, что восславленная поэтом свобода – не политическая, а свобода творческого духа как высшее выражение добра.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-06-2004
Б.С. Горобец Общественные науки и современность. 1998.  № 4. С. 182-191. 
История показывает, что творчество лауреатов нобелевской премии по литературе последних десятилетий – крупное явление в мировой культуре. К сожалению, российский читатель пока очень слабо знаком с поэзией Шимборской, известной в настоящее время лишь по отдельным публикациям в антологиях и некоторых журналах. Статья в определенной степени восполняет этот пробел, во-первых, знакомя отечественные общественно-научные круги с малоизвестным пока классиком ХХ в., а во-вторых, давая достаточно целостное представление о поэтическом мире образов поэтессы, их общечеловеческом, гуманистическом и философском смысле. Основные темы поэзии Шимборской рассматриваются на материалах «нобелевской» книги «Апокалипсис под наркозом».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-07-2006
Лев Александрович Аннинский Общественные науки и современность. 1991.  № 3. С. 179-186. 
Автор рассуждает о судьбе русского языка в бывшей империи: рвутся связи, горят книги кровоточат души. Разваливается Вавилонская башня. Речь идет о размыве русской почвы, о вульгаризации того слоя, в котором язык бытует и развивается. Кризис культуры налицо. В связи с распадом империи это прежде всего кризис контекста. Как ни странен, как временами ни искусственен был контекст “многонациональной советской литературы”, этот контекст существовал. Вне контекста культура существовать не может, как и язык вне диалога, а в какие контексты попадут литературы бывшего советского ареала, выпав из сферы притяжения русского языка, неясно.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-01-2005
Владимир Иванович Новиков Общественные науки и современность. 2005.  № 1. С. 169-176. 
В контексте нынешнего времени, в рамках рыночной экономики, когда взаимоотношения творчества и рынка, казалось бы, совершенно непредсказуемы, автор обращается к времени формирования взаимоотношений литературы и коммерции. И на первый план выходит Пушкин – основополагающая фигура русской культуры, как известно, писавший: "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать". На протяжении всей жизни Пушкин боролся с книгоиздателями не столько за себя, сколько за принцип материальной свободы писателя. Благодаря Пушкину литература в России стала почетным делом и в денежном смысле.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-06-2004
Игорь Вадимович Кондаков, Ю.В. Корж Общественные науки и современность. 1996.  № 1. С. 159-170. 
Осмысляя внешние влияния в русской культуре, авторы рассматривают влияние синтетического идеала творчества Р.Вагнера как теоретика музыки и театра, акцентировавшее коллективистские и национальные ценности. Показано, как сквозь призму его творчества проявлялось влияние идей А.Хомякова, Ф.Достоевского, В.Соловьева. В контексте творчества Вагнера как "сверхчеловека", творца культуры, русская интеллигенция воспринимала всемирную диалектику хаоса и космоса, свое место в мире и искусстве, "музыку Революции".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-12-2003
Лев Александрович Аннинский Общественные науки и современность. 2002.  № 2. С. 171-179. 
Эссе, посвященное анализу поэтического творчества Б.Окуджавы в широком социально-культурном контексте. Лирический герой Окуджавы показан в развитии, в его ощущениях мира как планетарного целого, державы, вне которой он себя не мыслит (при всей сложности имеющегося у него исторического опыта), товарищества и братства, сыновьих чувств. Анализируется музыка стиха поэта, цвета “булатова мира” и т. д.
Опубликовано на портале: 29-01-2005
Наталья Шантырь Общественные науки и современность. 1991.  № 2. С. 142-154. 
Окончание статьи, начатой в ОНС, 1991, №1. Автор рассуждает о вечном диалоге Сущего и сути, о смысле мировой культуры; пытается постигнуть глубину современной музыкальной культуры, что немыслимо без понимания философской концепции мира, на которой она зиждется.
Опубликовано на портале: 29-01-2005
Наталья Шантырь Общественные науки и современность. 1991.  № 1. С. 160-169. 
Автор ставит своей задачей очертить идейно-мировоззренческие тенденции так называемого музыкального поставангарда, их предысторию – в частности в музыке авангарда – и место этих тенденций в контексте духовных исканий современности. Пройдя в 70-е гг. ХХ в. через разительные стильные трансформации, музыкальный авангард породнился с традиционной выразительностью, и вместе они породили совершенно особый язык, служащий раскрытию какого-то нового для европейской музыки качества концептуально=философского осмысления бытия.
ресурс содержит прикрепленный файл