Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Опубликовано на портале: 24-06-2005
Михаил Иванович Войковский (Жабский) Социологические исследования. 1996.  № 2. С. 25-35. 
В октябре 1994 г. девять из десяти зрителей смотрели в столичных кинотеатрах западные фильмы. Причем три из четырех кинопосетителей за один месяц, предшествующий социологическому опросу, не видели в кинотеатре ни одного российского фильма. Не находя реализации своей продукции, отечественное фильмопроизводство превращается в социальный институт без социальной функции. Остро встает вопрос об ослаблении зависимости российского кинопроката, киносети и зрительской аудитории от западной киноиндустрии. Поиску верных решений способствовало бы обращение к истории вестернизации российского киноэкрана и извлечение из нее полезных уроков.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-07-2005
Михаил Борисович Глотов Социологические исследования. 1999.  № 1. С. 122-130. 
Социологу следует изучать не искусство как социальный или социологический феномен, а художественную культуру и художественную жизнь общества в целом. Несомненно, социолог искусства обязан владеть эстетическими и искусствоведческими знаниями, без которых ему научно не объяснить ни функционирование искусства в обществе, ни строение художественной культуры, ни закономерности и тенденции художественной жизни общества, социальных общностей, личности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-05-2007
Мария Викторовна Горностаева Социологические исследования. 2004.  № 4. С. 84-89. 
Вплоть до недавнего времени эстетическое обсуждалось в терминах трансцендентных универсальных ценностей и внутренне присущих творчеству характеристик. Эстетическое считалось характеристикой, естественно присущей высокому искусству, доступному в основном элите. Однако, десакрализация этого понятия, выводы о зависимости художественного чувства, суждения и оценки от материальных условий, в свою очередь зависящих от существующих в социуме властных отношений, позволили формулировать эстетическое в социологических терминах. Суждение никогда не может быть чисто эстетическим, оно является специфическим способом социальной дифференциации. Это становится особенно очевидным благодаря анализу такого феномена, как high-pop - переплетения "высокой" эстетики и коммерции в массовой культуре, а также при формировании художественного вкуса у индивидов, принадлежащих к различным социальным слоям.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-06-2005
Ирина Анатольевна Полуэхтова Социологические исследования. 1996.  № 2. С. 41-44. 
Гипертрофированное представительство западных фильмов на отечественном экране неизбежно привело к тому, что рекреационное зрелище фактически вытеснило все прочие виды и типы кино из нашего досуга. Поскольку это явилось результатом вхождения кинематографа в рынок, с более тесной увязкой производства, импорта и проката фильмов с запросами публики, у специалистов возникает вопрос о том, в какой мере сложившаяся репертуарная ситуация отвечает потребностям сегодняшних зрителей. Авторы попытались ответить на него, опираясь на материалы социологического исследования НИИ киноискусства. Объектом исследования стали посетители 34 столичных кинотеатров на протяжении октября 1994 г. (Выборка двухступенчатая: отобран каждый третий кинотеатр; перед началом сеанса опрошен каждый восьмой зритель).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-07-2005
Борис Федорович Смирнов Социологические исследования. 2004.  № 10. С. 86-88. 
Основу представленной разработки типологических уровней восприятия симфонического концерта публикой составляют не только личные наблюдения и профессиональный опыт автора, но и соответствующие теоретические положения в психологии и социологии музыки, экспериментально-психологические и конкретно-социологические данные некоторых исследований. Удалось выделить ряд типологических групп слушателей симфонических концертов, характерных прежде всего для российской периферии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-06-2005
Ирина Анатольевна Сурина, Нина Анатольевна Селиверстова Социологические исследования. 1996.  № 11. С. 129-131. 
В статье представлены результаты исследований аудитории концертов классической музыки, проведенных в 1994 и 1995 гг. в концертных залах Московской государственной филармонии и охвативших следующие проблемы: характеристика аудитории концертов классической музыки и наиболее выраженных групп слушателей, заполняемость концертных залов, отношение к форме проведения концерта, отношение к телепередачам, посвященным классике.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-07-2005
Евгений Михайлович Акулич Социологические исследования. 2004.  № 10. С. 89-92. 
В период экономической нестабильности и адаптации учреждений культуры к рыночным отношениям музейные работники оказались в ситуации свободы выбора задач музея, маркетинговой стратегии и направлений экспозиционной и научно-просветительской деятельности. Важным инструментом осмысления и совершенствования музейной деятельности стала теория коммуникации, что способствовало превращению музеев в компонент индустрии развлечений. Музей стал трактоваться как социально-культурное явление; в роли субъекта, формирующего собрание, выступает музейный работник, в роли второго субъекта - воспринимающая музей аудитория, а музейному собранию отводится роль посредника.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-04-2007
Борис Геннадьевич Гнилов Социологические исследования. 2006.  № 6. С. 90-98. 
В статье представлен социокультурный и социологический подход к анализу изменений в музыкальной композиции для фортепиано с аркестром в странах Западной Европы и в России с XVIII века по начало XX века. Автор использует в исследовании акмеологический подход и при этом поясняет, что под акмеологией понимается наука о высших достижениях в деятельности личности, организаций, в развитии национально-культурных общностей и государств. Отмечается феномен русской кульминации в развитии этого музыкального жанра (Рахманинов, Скрябин, Прокофьев), наступившая почти через сто лет после такой кульминации в Западной Европе (Бетховен). Обращается внимание на своеобразную темпоральную асимметрию в развитии социокультурных процессов России и Запада, характерную также для музыкальной композиции для фортепиано с оркестром. К данному жанру обращались Шопен и Лист, добившись в нем общеевропейской известности и возвысив репутацию своих национальных культур. Далее последовали высшие достижения данного жанра в творчестве Грига, Гершвина, Хачатуряна, Владигерова. И, наконец - Первая симфония Д.Д. Шостаковича, в которой очень велико влияние фортепианного концерта, стала великолепным дебютом композитора-пианиста и обеспечила ему мировую известность.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-04-2007
Надия Рофхидовна Исхакова, Ринат Рахипович Болтачев Социологические исследования. 2006.  № 6. С. 103-106. 
Авторы отмечают, что молодежный досуг в значительной степени связан с музыкой. Представлены результаты исследования, посвященного изучению музыкальных вкусов молодежи школьного возраста (7-17 лет), которое проводилось в 2002 г. в летних оздоровительных лагерях городов Казань, Лениногорск, Набережные Челны. В анкете ставились вопросы о предпочитаемых жанрах (классическая музыка, народная музыка, эстрадная музыка), о наиболее предпочтительных музыкальных группах и певцах, о любимых видах искусства, о предпочитаемых телевизионных каналах. Участникам опроса было также предложено высказать мнение о месте музыки в их жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-01-2005
Лекал Гарифович Юлдашев Социологические исследования. 2000.  № 8. С. 144-150. 
Размышления над новой книгой Бранский В. П. Искусство и философия. Калининград: Янтарный сказ, 1999. 704 с.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-04-2007
Дмитрий Валентинович Щирин Социологические исследования. 2006.  № 6. С. 98-102. 
Уровень развития музыкального восприятия автор предлагает рассматривать как интегральный показатель музыкального развития личности. Исследуются особенности восприятия студентами духовной музыки. В этих целях проведено анкетирование более 400 студентов Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, изучающих духовную музыку. Автор анализирует самооценках студентов в отношении адекватности восприятия ими музыкально-духовных произведений, а также оценки ими значимости для себя такой музыки (5-балльная шкала). Выяснилось, что у студентов-петербуржцев несколько выше, чем для иногородних, значимость духовной мызыки как фактора, позволяющего снять внутреннее напряжение. Автором выделены три типа восприятия: 1) эмоциональный; 2) интеллектуально-анализирующий (понимание музыкальной структуры); 3) интеллектуально ориентирующий (общее понимание сюжета произведения и его места в богослужебном процессе. В заключение подчеркивается, что проблема развития восприятия является важнейшей в музыкальной педагогике и что необходимо измерять результативность процессов восприятия.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-06-2006
Сергей Борисович Борисов Социологические исследования. 1995.  № 7. С. 132-133. 
Представлена реакция автора на статью И.А. Бутенко «Из истории «черного юмора», опубликованную в №11 за 1994 г. Автор обращает внимание на то, что в статье И.А. Бутенко тема «черного юмора» представлена как совершенно неразработанная, хотя на самом деле это не так. В подтверждение автор приводит краткую библиографию наиболее значимых работ по теме. Далее высказывается отношение (крайне негативное) непосредственно к тексту статьи И.А. Бутенко.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-06-2005
Кирилл Анатольевич Тарасов Социологические исследования. 1996.  № 2. С. 35-41. 
Западные исследования воздействия искусства, распространяемого посредством масс-медиа, посвящены преимущественно "вредным" влияниям. Наиболее изученным оказался тезис о том, что "криминальные фильмы порождают криминальность". В статье рассмотрены вопросы, связанные с деструктивным воздействием экранного насилия; эта сравнительно новая для нашей страны проблема еще недостаточно изучена отечественными исследователями.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-02-2007
Елена Львовна Мелихова Социологические исследования. 2000.  № 4. С. 125-127. 
В данной публикации делается попытка описания галерейного бизнеса в Москве, выявления его уровня и потенциальных возможностей развития, выделения функций московских галерей и их основных организационных структуры, описания ситуации на арт-рынке. 23 обследованные галереи выбирались методом "снежного кома", фокусированные интервью с владельцами галерей дополнялись наблюдением и свободными интервью с экспертами. Можно отметить, что в Москве отсутствует общественная потребность в современном искусстве, однако арт-рынок в городе все же наличествует, благодаря чему и существуют художники.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-12-2004
Наталья Федоровна Петрова Социологические исследования. 1996.  № 7. С. 68-78. 
Исследуется музей как социальный и культурный институт. Предметом музееведения, по мнению автора, является, прежде всего, изучение истории музеев и тех функций, которые они выполняют в обществе. К задачам работников музеев относится деятельность по хранению, пополнению, систематизации, классификации и демонстрации экспонатов: документов истории материальной и духовной культуры. Прослеживается эволюция музеев от «мусеев» (храмов муз) античной Греции, «пинакотек» и «кабинетов редкостей» эпохи Возрождения к современным музеям и картинным галереям. Оружейная Палата Московского Кремля (XVI в.) выделяется как первое в России собрание раритетов, образцов оружия, предметов старины и посольских даров, давшее основу для появления русского музея. Отмечены заслуги императора Петра I (Кунсткамера) и императрицы Екатерины II (собрания Эрмитажа) в основании первых в России публичных музеев. Дан анализ истории социальных исследований музеев в России. Представлены работы крупнейших отечественных историков музейного дела (Н.Ф. Федоров, Э.Ф. Голлербах, Ф.И. Шмит, А.З. Крейн и др.). Приведена типология музеев. Обозначены функции музея: научно-документальная, охранная, исследовательская, образовательно-воспитательная. Показаны механизмы формирования коллекций и появления музеев, пополнения музейных собраний. Завершают статью анализ социодинамики частных собраний и меценатства, становления и развития музеев в Саратовской области и рассмотрение вопроса об участии социологов в музейных исследованиях.
ресурс содержит прикрепленный файл