Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 18

Братство [статья]
Опубликовано на портале: 12-06-2005
Елена Ивановна Рерих Социологические исследования. 1991.  № 5. С. 133-145. 
Данная публикация представляет собой продолжение начатой в №№2-3 за 1991 г. статьи известной русской писательницы, перу которой принадлежит книга "Основы буддизма" и ряд книг о "живой этике". Продолжение эзотерической традиции в работах Е.И. Рерих, в частности, "Братство" дало начало вероучению синкретической секты "Агни-йога". В данной работе, как и в других трудах Е.И. Рерих, проводится последовательный синтез западной и восточной философской, религиозной и научной традиций.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-01-2007
Жан Терентьевич Тощенко Социологические исследования. 2006.  № 1. С. 37-44. 
Статья представляет собой отклик на три монографии академика РАН Г.В. Осипова, посвященные исследованию феномена социального мифотворчества (Осипов Г.В. Социология и политика. М.: ИСПИ РАН, 1995; Он же. Социальное мифотворчество и социальная практика. М.: Норма, 2000; Он же. Социология и социальное мифотворчество. М.: Норма-Инфра-М, 2002). Отмечается, что в монографии "Социология и социальное мифотворчество" выделены гносеологический, семантический, эволюционистский, структурно-функциональный, символический, психоаналитический, постструктуралистский и синергетический подходы к изучению мифов и социальной мифологии. Автор считает верным высказанное Г.В. Осиповым мнение о том, что не надо путать мифы с мечтой, идеалом, идеальной целью, поскольку идеалы и идеальные цели в определенной мере ориентированы на реальную действительность и предполагают использование реальных средств их достижения, тогда как миф исходит из иллюзий, а в его основе лежит иррациональное начало. В монографии "Социальное мифотворчество и социальная практика" (2000) Г.В. Осипов продолжил анализ мифотворчества в современной России и поставил диагноз: "Отсутствие научно разработанных теоретических основ социально-экономического реформирования России привело, в конечном счете, к тому, что, как и прежде, на смену одним социальным мифам – развитого социализма, перехода к коммунизму и т.д. – пришли другие не менее одиозные мифы» (с. 40). Были выделены деструктивные мифы (таков миф о том, что все решит рынок), мифы слепого копирования, мифы умышленные (пример с ваучеризацей), мифы-страшилки, а также мифы, пробуждающие националистические страсти. Отмечено, что в постсоветском мифотворчестве Г.В. Осипов усматривает «сознательную деятельность деструктивных сил, которые по его мнению, к концу 1990-х привели к криминализации общественной жизни, к "черной" приватизации, к беспрецедентному разрушению аграрного и промышленного производства, к резкому социальному расслоению населения» (с. 43).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-06-2006
Юрий Вартанович Арутюнян Социологические исследования. 1995.  № 12. С. 71-76. 
Статья основана на результатах исследования "Оптимизация социально-культурных условий развития наций&" (ОСУ). ОСУ было начато еще в советский период (проведено два исследования в 1974 и 1981 гг.) и повторено в 1994 г. в Тбилиси. Статья состоит из следующих разделов: 1) о переменах в социальном сознании, 2) причина перемен, 3) оценка новой ситуации, 4) что делать? массовые ориентации.
Опубликовано на портале: 19-06-2006
Рудольф Григорьевич Яновский Социологические исследования. 1995.  № 12. С. 39-47. 
Автор считает, что на повестку дня должны быть поставлены вопросы не только военной, техногенной или экологической безопасности, но и то, что определяет содержание и смысл существования как всего человечества, так и каждого индивида – их духовную безопасность. К категории "духовная безопасность" автор относит образование, науку, литературу (и другие виды искусств), досуг, а также все "системы духовного жизнеобеспечения" на уровне отдельного человека, семьи, социальной группы. Статья состоит из четырех разделов: 1) духовно-нравственные угрозы и опасности, 2) общественное сознание и духовная безопасность, 3) культура и безопасность, 4) духовно-нравственная безопасность как фактор устойчивого развития.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-07-2009
Татьяна Николаевна Бояк Социологические исследования. 2009.  № 4. С. 117-122. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-05-2005
Виктор Иванович Шамшурин Социологические исследования. 1995.  № 6. С. 151-154. 
В статье, посвященной вышедшей книге В.В. Сербиненко "История русской философии ХI-ХIХ вв.", автор размышляет над некоторыми свойствами русской философии и культуры. Отталкиваясь от мысли Е.Н. Трубецкого об "умозрении в красках", автор статьи ставит вопрос: какие краски наиболее показательны для сути русской культуры, русской философии? Суть ответа не только и не столько в технической стороне дела, сколько еще и в том, что этот цвет неразрывно связан с традицией православной духовности как источнике русской культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Имена [статья]
Опубликовано на портале: 29-11-2006
П.А. Флоренский Социологические исследования. 1990.  № 7. С. 112-119. 
Продолжение публикации рукописи П.А. Флоренского из его личного архива. Начало см.: №6 за 1988, №2-6 за 1989, №2, 4, 5 за 1990.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-04-2007
Владимир Шамильевич Нахушев Социологические исследования. 2006.  № 6. С. 129-138. 
В статье представлены размышления автора о сущности современной российской интеллигенции. Обращается внимание на то, что в обыденном словоупотреблении интеллигентность связывают с культурой поведения, чувств, общения, с культурой ума, речи и т.д. Высказано мнение, что интеллигенция выделяется прежде всего по своим высоким человеческим качествам и составляет "наиболее пассионарную интеллектуально-нравственную элиту всех социальных групп общества, объективно свободную от узко корпоративных интересов" (с. 130). Автор выражает несогласие с теми, кто утверждает о "конце интеллигенции". Дан обзор различных точек зрения о качествах российской интеллигенции, ее общественном и духовном облике, отношении к власти и т.д.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-02-2007
В.А. Дорофеев Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 150-152. 
Рецензируется книга: Бобров М.Я. ЗАКОНЫ СОЦИОЛОГИИ И ИСТОРИИ В ПРОИЗВОДСТВЕ ЖИЗНИ СОЦИОСФЕРЫ. Барнаул, 2003.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-09-2006
В.Б. Власова Социологические исследования. 2005.  № 10. С. 154-155. 
Рецензируется книга: Сиземская И.Н., Новикова Л.И. ИДЕИ ВОСПИТАНИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ. XIX - НАЧАЛО XX ВЕКА. М.: РОССПЭН, 2004. 271 с.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-09-2006
Л.А. Гегель Социологические исследования. 2005.  № 10. С. 153-154. 
Рецензируется книга: Козлова О.Н. СОЦИОЛОГИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2004. 197 с.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-01-2004
Владимир Соломонович Библер Вопросы философии. 1989.  С. 31-42. 
В статье рассматривается несовпадение культурных процессов с процессами образования и просвещения (Человек образованный или просвещенный сегодня не является автоматически культурным человеком). Современная культура стремится в эпицентр человеческого бытия. В XX веке типологически различные культуры живут в одном и том же сознании, взаимодействуют в пространстве одной и той же человеческой жизни. Автор исследует характер исторического наследования культуры и приходит к выводу, что нельзя рассматривать это наследование по упрощенной схеме «восходящей лестницы», когда каждая последующая ступень выше предыдущей, а человек ощущает себя карликом, стоящим на плечах гигантов. Наиболее приемлемой представляется логика развития драматического произведения, представляющая собой механизм художественной наследственности, а не восхождения. В данной логике каждая новая культурно-историческая форма добавляется к предыдущим, ничего не отменяя и не перечеркивая. «Явление четвертое. Те же и Софья» – по такому принципу одновременности, дополнительности в едином пространстве культуры XX века сосуществуют одновременно все исторические типы искусства, философии, нравственности и науки (как формы культуры). Это «схема» диалога, общения, а не обобщения различных культурных форм. Для современного мира в целом характерен диалог всех исторических типов культур (Античности и Средневековья, Запада и Востока и т.д.). Автор показывает, что любая современная культура может развиваться лишь на грани культур, в одновременности и диалоге с другими культурами. В этой ситуации каждая культура оказывается «двуликим Янусом», обращающим свое лицо одновременно к другим культурам и вглубь себя в стремлении изменить и дополнить собственное бытие. Время такого общения – настоящее, форма – произведение. В таком понимании судьба культуры очень тесно связана с судьбой личности. Только в совместной деятельности множества личностей культура может быть представлена как произведение, как «мир впервые», каждый раз заново увиденный и пересотворенный.
Опубликовано на портале: 28-02-2007
Мкртич Оганесович Мнацаканян Социологические исследования. 2006.  № 6. С. 13-19. 
Статья представляет собой отклик на монографическую работу Ж.Т. Тощенко "Парадоксальный человек" (2001 г.), в которой парадоксальность многих явлений российской действительности рассматривается как "сочетаемое несочетаемого" и констатируется, что парадоксальные черты в поведении людей особенно отчетливо прослеживаются "в периоды кризисов и деформаций общественных отношений и нарушений социальных связей" (с. 13). Парадоксальный человек, вполне нормальный в психическом и физическом смысле, выступает носителем основных свойств парадоксальности того общества, в котором он живет. Автор настаивает на том, что кентаврическая парадоксальность сознания и поведения российских граждан выступает "свойством ментальности и национального характера" (с. 15). При выявлении особенностей русского национального характера он обратился к трудам Н. Бердяева, И. Ильина, Н. Лосского. По его мнению, именно парадоксальностью характера русского человека объясняет Бердяев присутствие в русском обществе двух взаимоисключающих начал. Бердяев отмечал: "русский народ - самый аполитичный народ, никогда не умевший устраивать свою землю", и он же утверждал, что "Россия - самая бюрократическая и самая государственная страна в мире". Россия - самая не шовинистическая страна в мире...", но она же "страна национальных эксцессов, национализма" (Бердяев Н.А. Душа России. М.: 1990). Еще одно сочетание несочетаемых крайностей, по мнению автора статьи, заключается в том, что в России "народный анархизм и есть порождение мирского, государственного духа народного этатизма" (с. 18). Делается вывод, что крайности этатизма и анархизма в русской жизни "не просто составляют единство, имеют единую основу, но и стимулируют друг друга" (с. 19).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-03-2005
Виктор Иванович Шамшурин Социологические исследования. 1994.  № 1. С. 144–148. 
В статье представлена рецензия на книги польского исследователя русской культуры, рассматривающего труды русских мыслителей, А.Валицкого, который в настоящее время живет и преподает в США.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-06-2005
Социологические исследования. 2001.  № 11. С. 58-68. 
Представлены материалы круглого стола, организованного в 2001 г. Отделением социологии РГГУ в рамках теоретико-методологической конференции по проблемам интеллигенции. В ходе обсуждения было отмечено, что интеллигенция очень дифференцирована, можно отнести к ней и тех, кто формирует общественное мнение, и тех, кто озабочен только своим выживанием. Ставится под сомнение само существование слоя "интеллигенция": возможно, правильнее было бы говорить о ее превращении в слой интеллектуалов.
ресурс содержит прикрепленный файл