Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 18

Опубликовано на портале: 14-01-2005
Георгий Петрович Орлов Социологические исследования. 2000.  № 6. С. 123-128. 
Курс по указанной в заголовке статьи тематике читается автором на факультете политологии и социологии Уральского государственного университета и в Институте социологии и экономики Уральского государственного профессионально-педагогического университета. Чем вызваны его необходимость и целесообразность? По этому поводу хотелось бы поделиться с коллегами-преподавателями социологии своими соображениями.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-02-2004
Юрий Григорьевич Волков Социально-гуманитарные знания. 2003.  № 2. С. 80-100. 
Анализируется ситуация в экономической, социальной и духовной жизни постсоветского российского общества, которая характеризуется автором как разбалансированная. Итогом является кризис идентичности и духовный кризис. Поэтому, по мнению автора, России необходима новая идеология, основанная на императивах гуманизма и социальной справедливости, а также на приоритете духовных ценностей над материальными. Выдвигается идея развития России как Великой гуманистической сверхдержавы, ядра гуманистической глобальной цивилизации, выступающей альтернативой неолиберальному глобализму.
Опубликовано на портале: 07-01-2005
Нелли Алексеевна Моисеева Социологические исследования. 2003.  № 6. С. 13-21. 
Процесс глобализации подразумевает не только природные изменения, но в большей мере социокультурные. Они происходят в ситуации кризиса "баланса сил", то есть в условиях однополярного мира. Очевидно, одной из главных причин мировой разбалансировки явились трансформационные процессы в России. В связи с этим, под "русским вопросом" здесь понимаются проблемы, стоящие в первую очередь перед Россией и россиянами в условиях глобальных изменений. В статье хотелось акцентировать внимание на взаимозависимости глобальных перемен и "русского вопроса".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-01-2006
Владимир Павлович Бранский, С.Д. Пожарский Общественные науки и современность. 2006.  № 1. С. 109-121. 
Авторы рассматривают глобализацию как сложный процесс, ведущий к единству человечества на основе самоорганизации и роста локального разнообразия. В этом контексте с синергетической точки зрения рассматриваются проблемы феноменологии, эссенциологии и эсхатологии глобализации, которые помогают разрешить парадокс И.Пригожина и понять, как сочетаются в современном мире взаимозависимость и индивидуальность людей, порядок и хаос, свобода и ответственность. Полный синтез этих противоречий выступает как суператтрактор развития человечества, движение к которому нелинейно и бесконечно, сопровождается чередованием явлений глобализации и деглобализации. В области развития человека суператтрактором выступает цель создания сверхчеловека (суперменез). Представлена синергетическая модель исторического процесса как стремления к суператтрактору, а также синергетическая модель глобализации, позволяющая разрешить проблемы спонтанности и управляемости, а также понять роль социальной ответственности и экологической этики в процессе глобализации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-09-2004
Валентин Петрович Баранников, Лидия Федоровна Матронина Социологические исследования. 2004.  № 9. С. 102-107. 
Тема религиозности в информационном обществе рассматривается в связи с глобальным духовным кризисом, ранее всего (более 100 лет назад) проявившимся в передовых странах Запада. В России этот кризис начался недавно, и кризисные явления в духовной сфере приняли у нас более острый характер, поскольку совпали с экономическим и политическим кризисом, а сам процесс был «сжат» во времени. Выделены два основных типа религиозности как социально-психологической характеристики личности – традиционная и формальная. В более широком смысле данные типы – это способы социальной идентификации и социальной адоптации. Традиционная религиозность связана с традиционным обществом, в котором наибольшая часть занятости падает на материальное производство и сферу обслуживания материального потребления и лишь малая часть относится к сфере духовного производства. Традиционная религиозность обусловлена социальными факторами: относительная стабильность социальной жизни, мало меняющийся во времени массив социальной информации. Поэтому «вытеснение» традиционного общества информационным предстает как неизбежное явление. С этим связана утрата искренности традиционной религиозности, прежних социальных идеалов и норм, которые обеспечивали выживание этноса и индивида. Формальную религиозность при соблюдении обрядовой стороны отличает равнодушие к религии и вере. Приведены данные эмпирических исследований по изучению религиозности российской молодежи. Сделан вывод о необходимости формирования толерантного сознания как задаче нового Просвещения эпохи информационного общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-01-2005
Николай Валентинович Романовский Социологические исследования. 2000.  № 1. С. 16-23. 
Данная статья основана в большой мере на любезно предоставленном (среди других материалов) Берлинским центром информации по общественным наукам журнале "Soziologische Revue" за 1999 г. Интерес редакции к этим материалам связан с тем, что Россия активно осваивает мир, представляемый человеку глобальными информационными сетями и персональным компьютером. Общественные аспекты наращивания информационных структур могут быть суммированы наблюдением, что компьютер изменил нашу жизнь и буквально стал вездесущим. Воздействие "виртуального мира" на общество раскрывает литература, - быстро растущая на стыке трудов об электронной технике, способах и сферах ее использования, компьютере как средстве массовой коммуникации, о шлейфе социальных последствий все более широкого их внедрения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-06-2010
Борис Николаевич Тарасов Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 3. С. 263-267. 
Издательская судьба сочинений выдающихся мыслителей до недавнего времени во многом зависела у нас от их соответствия духу господствовавшей системы. Подлинная философская мысль прошлого и настоящего нередко либо вовсе отторгалась, либо теряла свою полноту и целостность в произвольных усечениях и тенденциозных истолкованиях, искажаясь в дежурных стереотипах «прогрессистской» логики.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-10-2004
Александр Абрамович Галкин, Юрий Андреевич Красин Социологические исследования. 2003.  № 8. С. 64-74. 
В статье рассмотрено влияние процессов глобализации на толерантность в современных обществах. Отмечается, что вопрос о толерантности – это, прежде всего, вопрос о том, как люди при глубоких различиях в положении, интересах и воззрениях могут прийти к взаимопониманию и наладить совместную жизнь. Необходимым условием толерантного отношения к частным интересам и к выражающим их группам и индивидам является признание естественности и неустранимости «инаковости». Авторы отмечают, что связанные с глобализацией процессы и постиндустриальные изменения различных обществ в тех формах, в которых они до сих пор осуществлялись, не дают решения социальных проблем. Они не стимулируют роста культуры толерантности ни на уровне отдельных стран, ни в масштабах мирового сообщества. Возникло явление, именуемое «новым национальным вопросом»: прибывающие в экономически развитую страну иммигранты из бедных стран зачастую и не стремятся овладевать языком страны пребывания, усваивать ее культуру, перенимать обычаи, образ жизни. Напротив, они там формируют новые национальные меньшинства, четко осознают свою этническую специфику и стремятся отстаивать собственные интересы. В результате также и на бытовом уровне отмечается настороженность коренных граждан к «чужакам», порой переходящая в нетерпимость. Это приводит, в частности, к усилению в развитых странах Запада праворадикальных и националистических партий. Профессор П. Бергер характеризует такого рода конфликты культур как «столкновение цивилизаций» внутри западных обществ. Тем не менее, в ряде стран Западной Европы предпринимаются попытки упрочить культуру толерантности. Отмечена определенная девальвация авторитета ООН и падения роли и эффективности существующих международных институтов. Рассматриваются также проблемы толерантности в России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-12-2005
Zdravko Mlinar, Janes Stebe
Перев.: Николай Валентинович Романовский (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2005.  № 4. С. 33-42. 
Оба автора работают в Университете г. Любляны (Словения). Тема статьи — расширение открытости мира и влияние данного процесса на территориальную идентичность населения. По мнению авторов, до последнего времени социологи не учитывали, что «лишь мобильность и взаимосвязи в широком пространстве» позволяют людям «видеть отличия от других и тем самым познавать себя, утверждать уникальность собственной идентичности» (с. 34). Отмечено, что недавно проведенные на юге США исследования истоков региональной идентичности показали, что региональное чувство более развито у людей, проживших какое-то время вне своей местности, чем у тех, кто все время прожили на одном месте. В ходе проведенных в Словении и в ряде стран ЕС эмпирических исследований зафиксирован заметный спад мобильности коренных граждан. Только немногие (менее 2%) резиденты ЕС намерены в ближайшие годы перебраться в другую страну ЕС. Среди населения стран Западной Европы возросло безразличие к другим и ко всему чуждому, а их граждане не стремятся искать за границей лучших возможностей. Аналогичный процесс отмечен в США, о чем пишет социолог К. Фишер в книге «Все более укорененные американцы» (2002). Авторы показывают, что между странами Европы отмечаются заметные различия в идентификациях населения с собственной нацией и с Европой в целом. В Испании, по данным многолетних опросов, наряду с четкой идентификацией граждан со своим регионом и своей страной сформировалось позитивное отношение к европейской идентичности. В Словении – напротив, усилилась привязанность к родным местам, но не приверженность к Европе в целом; здесь сохраняется склонность к национальной закрытости и настороженность к «чужим». Пространственные рамки мобильности населения Словении расширились, но лишь незначительно; сократилась доля респондентов, согласных с тем, что «смешение с людьми других наций и культур может вызвать проблемы» (с. 41). И все же, авторы убеждены: предрасположенность к открытости сопровождается более высоким стремлением людей к мобильности и большей терпимостью к иммиграции «иностранцев» (с. 40).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-07-2010
Гопал Балакришан Пушкин. 2009.  № 1. С. 19-24. 
Рецензия на книгу Парага Ханны "Второй мир: империи и влияние при новом глобальном порядке".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-01-2005
Наталья Васильевна Коровицына Социологические исследования. 2004.  № 11. С. 13-22. 
Исследуется содержание системных трансформаций в бывших странах социалистического содружества Центральной и Юго-Восточной Европы и их осмысление социологами, политологами, культурологами. Обозначены принципы, которыми руководствуются исследователи разной мировоззренческой ориентации в изучении трансформационных процессов в экономике, социальной и культурной сфере. В ретроспективе рассмотрены события второй половины XX в. и их отражение в социально-политических теориях. Параллельно с появлением в СССР «научного коммунизма» в качестве учебной и пропагандистской дисциплины на Западе оформилась советология как компаративное изучение общественных систем советского типа. После «бархатных революций», распада СССР и мировой социалистической системы доктрина, доказывавшая преимущества реального социализма и прогрессивность движения обществ по социалистическому пути отошла в прошлое. Как глобальная моносистема (ориентированная на построение в будущем мирового коммунистического общества) данная модель уже не нуждается в критике. Однако это не перечеркивает позитивную историческую роль социалистического движения, которое обеспечило трудящимся правовые и социальные гарантии. Венгерский социолог Э. Ханкиш отмечает, что запоздалое вступление центрально-европейских стран на путь капиталистического развития, отсутствие сильной национальной буржуазии привели к тому, что работники умственного труда взяли на себя выполнение функций, совсем не характерных для западноевропейских интеллектуалов. В рассматриваемых странах, переходивших на рубеже 1990-х к «рыночной экономике», возобладала и на протяжении десятилетия господствовала теория неолиберальной трансформации. Дальнейшее развитие показало, что радикально-рыночный либерализм привел к кризисным явлениям. В настоящее время страны "Малой Европы", выйдя из полосы трансформаций, начинают обдумывать свою "национальную модель", происходит возврат к региональным исследованиям и к обсуждению вопросов увязывания собственной культурной идентичности с процессами европейской интеграции.
Опубликовано на портале: 12-02-2007
Валентин Сергеевич Цаплин Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 124-130. 
Статья посвящена критическому рассмотрению теорий постиндустриального общества. Отмечается. что понятие "постиндустриализм" введено в научный обиход американским социологом Д. Рисменом. Приводится также развернутое определение постиндустриального общества, которое дал Даниел Белл. Автор не склонен усматривать в качестве прогрессивных такие социальные изменения, как значительное увеличение количества людей, занятых в бизнесе и в сфере услуг (с. 126). Главный довод: сытый быт и прибыль - не те ценности, которые стимулируют нормальное развитие общества. По его мнению нет основания считать принципиальными в социальном плане многие изменения в средствах произоводства, обусловленные техническим прогрессом. Он пишет: "от того, что кочевник использовал лошадь, а сейчас - автомашину со спутниковой навигацией, ничего принципиально не меняется" (с. 125). Бурное развитие информационных технологий не имеет, по его словам, прямого отношения к приросту знаний: "С такой логикой распространение авторучек и элементарной грамотности должны были образовать общество, основанное на литературе" (с. 128). По оценке автора, квалификация современного общества как "постиндустриального и информационного" означает лишь большую экономическую эффективность производства, но не достижение социальных целей и гармоничного развития.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-01-2005
Никита Евгеньевич Покровский Социологические исследования. 2000.  № 6. С. 3-10. 
В настоящей статье основной упор делается на теоретической разработке проблемы глобализации и американизации, на создании "идеального типа" этих процессов. В связи с этим выделяются четыре параметра глобализации; Глобализация как линейный процесс, "Мир-системный" параметр, Мировая культура как главное измерение глобализации, Параметр глобального сообщества. В статье приводятся феноменологические компоненты иделеального типа современной глобализации; описываются общие свойства глобалистских моделей с точки зрения содержащихся в них культурных матриц. В опубликованных прежде научных работах по ценностным структурам современной западной и российской культуры еще не выдвигался тезис об особом "испытательном" и экспериментальном характере современной российской культуры. Это делается в данной статье.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-07-2003
Alberto Martinelli
Перев.: Николай Валентинович Романовский (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2003.  № 1. С. 16-28. 
В данной статье автор развивает свои рассуждения о роли современных рынков, национальных государств и международных и локальных сообществ, начатые в предыдущем номере журнала «Социологические исследования». По мнению А. Мартинелли, впервые в истории люди поставлены в глобальные (в перспективе) социальные сети. Системы производства и рынки координируются на уровне мира. СМИ достигают своими посланиями массы людей во всем мире. Информатика позволяет взаимодействовать на расстоянии. Материальные и символические коммуникации означают сжатие времени и пространства. Но нет нормативного консенсуса, отвечающего всему этому и способного основать приемлемые для широкой общественности институты демократического глобального управления. Социальный мир XXI в. остается фрагментированным. В то же время институты и правила многослойного глобального управления будут расти вместе с ценностями космополитической культуры. Роль эпистемных сообществ, поддерживающих ценности контекстуального универсализма и критического саморефлексивного знания, будет важнее, чем когда-либо.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-02-2005
Ирина Анатольевна Бутенко Социологические исследования. 2000.  № 12. С. 131-136. 
Размышления над новой книгой Genov N. Managing Transformations in Eastern Europe. UNESCO-MOST, Paris; Regional and Global Developments. Sofia, 1999. 138 p.
ресурс содержит прикрепленный файл