Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 16

Опубликовано на портале: 07-04-2004
Владимир Яковлевич Гельман ПОЛИС: Политические исследования. 2001.  № 6. С. 6-18. 
Работа предназначена прежде всего для специалистов в области методологии общественных наук. Согласно Владимиру Гельману, одна из опасностей, возникающих при анализе современной российской политики – это опасность неверного формирования и применения концептов. Ошибкам при этом подвержены не только “несознательные”, использующие любые готовые теории исследователи, но и исследователи “сверхсознательные”, пытающиеся подобрать свой собственный инструментарий. Некритичное заимствование “западного”, равно как и разработка глобальных самостийных теорий чревато появлением “концептуальных натяжек”, когда существующее объяснение, как предполагается, является объяснением “на все случаи жизни”. “Объяснение” посредством такого “натянутого концепта” страдает нормативным уклоном (крайний вариант - телеологизм) и низкой познавательной ценностью. “Лидером в номинации” следует признать концепт “политической культуры” (“гражданской культуры”, “правовой культуры”…“культуры вообще”), рассмотрение употребления которого выявляет оба вида натяжек: явный нормативный уклон (противопоставление наличного и должного) и небольшую разрешающую способность. “Политическая культура”, по мнению автора, входит в число “остаточных” категорий, использование которых является индикатором того, что исследователь не в состоянии что-либо объяснить - что связано не с принципиальной неприменимостью самой категории, а с неверным использованием, размещающим ее сразу на нескольких ступенях “лестницы абстракций”, когда смешиваются элементы теорий как макро-, так и микроуровня.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 31-01-2004
Сергей Вадимович Дамберг, Вадим Евгеньевич Семенков Журнал социологии и социальной антропологии. 1999.  Т. 2. № 3. С. 163-169. 
В расширенной рецензии на популярный учебник социологии культуры Л.Г.Ионина авторы в первую очередь подвергают критике склонность автора к «тотализации» феномена культуры и к тому, что его подход ведет к замене социологии в целом социологией культуры не просто как субдисциплины, а как нового направления в социологических исследованиях. Среди первоочередных задач социологии культуры авторы видят обращение, с одной стороны, к проблемам творчества и, с другой – к реальностям производства культурной продукции. Они полагают, что появление авторских подходов сродни ионинскому не содействует пропедевтике в области социологии культуры. Скорее это свидетельство изменившейся ситуации в академической и более широкой культурной среде, что характеризуется становлением «новой идеологии культуры».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-09-2004
Валентин Петрович Баранников, Лидия Федоровна Матронина Социологические исследования. 2004.  № 9. С. 102-107. 
Тема религиозности в информационном обществе рассматривается в связи с глобальным духовным кризисом, ранее всего (более 100 лет назад) проявившимся в передовых странах Запада. В России этот кризис начался недавно, и кризисные явления в духовной сфере приняли у нас более острый характер, поскольку совпали с экономическим и политическим кризисом, а сам процесс был «сжат» во времени. Выделены два основных типа религиозности как социально-психологической характеристики личности – традиционная и формальная. В более широком смысле данные типы – это способы социальной идентификации и социальной адоптации. Традиционная религиозность связана с традиционным обществом, в котором наибольшая часть занятости падает на материальное производство и сферу обслуживания материального потребления и лишь малая часть относится к сфере духовного производства. Традиционная религиозность обусловлена социальными факторами: относительная стабильность социальной жизни, мало меняющийся во времени массив социальной информации. Поэтому «вытеснение» традиционного общества информационным предстает как неизбежное явление. С этим связана утрата искренности традиционной религиозности, прежних социальных идеалов и норм, которые обеспечивали выживание этноса и индивида. Формальную религиозность при соблюдении обрядовой стороны отличает равнодушие к религии и вере. Приведены данные эмпирических исследований по изучению религиозности российской молодежи. Сделан вывод о необходимости формирования толерантного сознания как задаче нового Просвещения эпохи информационного общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-05-2005
Виктор Иванович Шамшурин Социологические исследования. 1995.  № 6. С. 151-154. 
В статье, посвященной вышедшей книге В.В. Сербиненко "История русской философии ХI-ХIХ вв.", автор размышляет над некоторыми свойствами русской философии и культуры. Отталкиваясь от мысли Е.Н. Трубецкого об "умозрении в красках", автор статьи ставит вопрос: какие краски наиболее показательны для сути русской культуры, русской философии? Суть ответа не только и не столько в технической стороне дела, сколько еще и в том, что этот цвет неразрывно связан с традицией православной духовности как источнике русской культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Имена [статья]
Опубликовано на портале: 29-11-2006
П.А. Флоренский Социологические исследования. 1990.  № 7. С. 112-119. 
Продолжение публикации рукописи П.А. Флоренского из его личного архива. Начало см.: №6 за 1988, №2-6 за 1989, №2, 4, 5 за 1990.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-04-2007
Владимир Шамильевич Нахушев Социологические исследования. 2006.  № 6. С. 129-138. 
В статье представлены размышления автора о сущности современной российской интеллигенции. Обращается внимание на то, что в обыденном словоупотреблении интеллигентность связывают с культурой поведения, чувств, общения, с культурой ума, речи и т.д. Высказано мнение, что интеллигенция выделяется прежде всего по своим высоким человеческим качествам и составляет "наиболее пассионарную интеллектуально-нравственную элиту всех социальных групп общества, объективно свободную от узко корпоративных интересов" (с. 130). Автор выражает несогласие с теми, кто утверждает о "конце интеллигенции". Дан обзор различных точек зрения о качествах российской интеллигенции, ее общественном и духовном облике, отношении к власти и т.д.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-04-2005
Наталья Никитична Козлова Социологические исследования. 1994.  № 6. С. 112-123. 
В статье представлен анализ биографии частного лица Владимира Ильича Н., на основании материалов (записок) и документов, предоставленных Центром документации "Народный архив". Автор реконструирует социальный опыт поколения советских людей 1920-х гг. рождения, находит типовые характеристики стиля жизни и образа мышления.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-01-2005
Леонид Григорьевич Ионин Социологические исследования. 1996.  № 3. С. 31-42. 
Окончание. Начало см.: №2, 1996. Здесь опубликованы следующие разделы статьи: Новые дифференциации Новые дифференциации и дифференцирующие факторы в России Социальное распределение стилей Новая парадигма социоструктурного подхода Социология и постмодерн
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-02-2004
Ирина Анатольевна Бутенко Журнал социологии и социальной антропологии. 2001.  Т. 4. № 2. С. 68-78. 
В статье рассматриваются проявления постмодернизма, являющиеся наиболее заметными в отечественном контексте, и последствия которых оказывает влияние на осмысление процессов науки и культуры. Проводится параллель между постмодерном и постиндустриальным обществом, первостепенным вопросом которого становится обеспечение человека более высоким качеством жизни. Выделяются следующие проявление постмодернизма в науке и искусстве: поворот к субъективности, децентрализация и плюрализм представлений, изменение в тематике, нарастание эклектики, усиление релятивизма, нечеткость названий, акцент на уникальности и неповторимости, смерть авторитета, переосмысление первоисточников, апофеоз самовыражения.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 21-02-2004
Альмира Рифовна Усманова Топос. 2000.  № 1(4). С. 116-126. 
Автор статьи рассуждает об особенностях рецепции западной левой мысли в постсоветском интеллектуальном пространстве в связи с выходом в свет русского издания книги Ги Дебора “Общество спектакля”. В статье дается анализ препятствий на пути адекватного понимания “Общества спектакля” русскими читателями. Показана актуальность “Общества спектакля” для понимания современной культуры. Автор раскрывает содержание понятия “спектакль”, являющегося ключевым в теоретических построениях Ги Дебора, и указывает на связи его идей с идеями других западных радикальных теоретиков (Фейербах, Маркс, Лукач, Хоркхаймер и Адорно, Фуко).
Опубликовано на портале: 26-01-2004
Laura Engelstein Новая русская книга. 2001.  № 3-4. С. 107-122. 
Статья предназначена для специалистов в области истории, культурологии, социологии, она представляет собой работу обзорного типа, в которой рассматриваются многочисленные случаи обращения историков - как советской и постcоветской (Михаил Бахтин, Борис Колоницкий), так и западной формации (Стивен Коткин, например) – к категории культуры. Прослеживаются варианты влияния и взаимовлияния, проясняются способы стратегического словоупотребления категории: культура как дискурс, культура как практика. Завершается статья пожеланием рефлексивности всем историкам, так или иначе оперирующим при анализе категорией культуры, - поскольку приписывание ей (в особенности это касается «культуры-практики») чересчур большой разрешающей способности в потенциале способно вернуть «к иной форме предопределения», жесткому детерминизму, внеисторичности.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 25-05-2005
Михаил Петрович Крылов Социологические исследования. 2005.  № 3. С. 13-23. 
Под региональной идентичностью автор понимает совокупность культурных отношений, связанных с понятием "малая родина". Обобщаются итоги серии эмпирических исследований, проведенных в 2002-2003 гг. по программе автора с участием ряда региональных опросных центров и институтов общественного мнения. Целью исследований являлось определение степени культурной связи жителей регионов с территорией проживания. Проводились опросы в Вологодской, Ярославской и Костромской областях (выборки квотные; метод – личное интервью, N=3050). По договоренности с ТверьЦИОМ в банк обобщаемых данных вошли итоги мониторинга по г. Тверь (в его опроснике и в анкете автора содержался ряд одинаковых вопросов). Кроме того, в исследованиях участвовали группы экспертов из 22 средних и малых городов Центрального, Центрально-черноземного, Северо-западного и Волго-вятского экономических районов России (683 эксперта, в основном работники библиотек, музеев, школ, вузов). По полученным результатам по поселениям просчитывались значения ключевых показателей региональной идентичности. Фиксировались особенности самооценок местных культур в сравнении с жителями соседних территорий.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-02-2004
Софья Александровна Чуйкина Социологические исследования. 2000.  № 1. С. 81-92. 
В статье рассматривается проблема преемственности и изменения повседневных практик в переходные периоды на примере « бывших » дворян, оставшихся после 1917 года в Советской России. На основе информации из семейной хроники реконструируется стиль жизни (вклад в благосостояние семьи, способы самореализации, навыки) трех поколений семьи помещиков до революции (мужчин и женщин). Особенно подробно рассматривается поколение 1870-х годов рождения, пережившее революцию в среднем возрасте, и его адаптация к новой жизни. Автор показывает, что в ходе приспособления к советской реальности произошла реконфигурация социальных практик дворян – светские навыки превращаются в профессиональные ресурсы. Аристократические хобби, например, охота и музыка, конвертируются в профессии аккомпаниатора, писателя-натуралиста, знание иностранных языков используется в преподавании, широкий круг общения и умение « создавать атмосферу » используются при открытии « пансиона» для эксклюзивной публики.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-01-2004
Александр Тахирович Бикбов Новое литературное обозрение. 2003.  № 60 (2). С. 38-64. 
Статья предназначена прежде всего для специалистов в сфере методологии социальных наук. Социология культуры, полагает автор, занимает весьма двусмысленное положение в ряду других дисциплин, занимающихся культурой. Она всегда «на подозрении» как у историков, объясняющих культуру опосредованно, вводя в анализ промежуточные аналитические категории (например, экономические) и с позиций «коллективного субъекта», так и у литературоведов, предпочитающих рассматривать культурные ценности с точки зрения творца культуры. Социоанализ Пьера Бурдье позволяет, по мнению Александра Бикбова, примирить (и прагматически прояснить) с виду противоположные установки различных дисциплин, снять противоречие между субъективным и объективным, объясняя и определяя одно через другое. Социоанализ при этом становится самоанализом: рефлексией установок себя как исследователя и собственного положения в социальном пространстве.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 28-09-2004
А. В. Захаров Социологические исследования. 2004.  № 7. С. 105-115. 
Тема статьи (место и роль традиционной культуры в современном обществе) разделена на четыре смысловых раздела. «Ренессанс» традиционной культуры. Внимание автора обращено как к классическому наследию, так и к архаическим формам культуры. Выделены следующие особенности традиции как способа трансляции культурного наследия: избирательность, повторяемость, действенность, многозначность, авторитарность. Традиционная культура и теория модернизации. Здесь автор раскрывает процесс осмысления данного феномена в социологии. Начало было положено «идеальными типами» М. Вебера, понятиями «базиса» и «надстройки» К. Маркса и «бессознательного» З. Фрейда. Далее происходило упрощение, «выпрямление» теории Вебера многочисленными «теориями модернизации». Что значит миф сегодня? Автор рассматривает аутентичный миф как явление, порожденное определенной исторической эпохой, отличает его от современных мифов (аутентичный миф сегодня невозможен). Фольклорная и популярная культура. Речь идет о различных в условиях разных стран трудностях сохранения традиций фольклора, а также о снижении популярности праздников, связанных с государственно-политическими традициями.