Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Опубликовано на портале: 10-07-2005
Александр Юрьевич Дроздов Социологические исследования. 2001.  № 8. С. 62-67. 
Автором статьи на протяжении 1998–2000 гг. был проведен комплекс исследований по выявлению социально-психологических факторов агрессивного поведения молодежи. В статье представлены некоторые результаты, позволяющие узнать о влиянии на агрессивность человека такого фактора, как телевидение. Результаты исследований позволяют говорить о наличии взаимосвязи между склонностью к просмотру телевизионных сцен насилия и дальнейшим агрессивным поведением среди лиц подросткового и юношеского возраста.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-11-2008
Геннадий Иванович Козырев Социологические исследования. 2008.  Т. 7. № 1.
В статье анализируется проблема «врага» с точки зрения социологии конфликта. Последовательно рассматриваются генезис проблемы и понятия «враг», причины «враждебности» человека по отношению к «другим», проблема актуализации «врага» в массовом сознании в России. Автор статьи также призывает различать понятие «враг» и «образ врага». «Враг» – это актор (явление), представляющий собой реальную или мнимую угрозу самому существованию индивида, группы, социума, носитель антигуманных свойств и качеств. «Образ врага» – это качественная (оценочная) характеристика (имидж) «врага», сформированная в общественном сознании.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-10-2004
Тимур Алиевич Аймалетдинов Социологические исследования. 2003.  № 8. С. 121-126. 
Речь идет о той неблагополучной ситуации, в которой оказалась Россия вследствие разрушения ряда отраслей, обеспечивавших в советский период высокотехнологичное производство. Осознать, к чему приводит технологическое отставание, важно в России уже сегодня, когда развитие информационного общества еще находится на ранней стадии. Представлена статистика по некоторым видам информационных технологий, в частности приводятся данные о росте российской аудитории сети Интернет. В статье отмечается, что в отличие от стран Западной Европы, где сетка отведенных для телевидения частот заполняется почти полностью, у нас даже в Москве в эфир выходит не более 10 программ ТВ, не ретранслируются телеканалы других городов и регионов собственной стороны, не говоря уже о трансляции зарубежных программ. Проблема «информационного неравенства» обсуждается как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле это неравенство в доступе к накопленным в обществе знаниям, связанное во многом с отличиями в образовательной подготовке. В узком смысле это «цифровое неравенство», т.е. «новый вид социальной дифференциации, вытекающий из разных возможностей использования новейших информационных и телекоммуникационных технологий». Здесь наряду с уровнем развития образования огромное значение имеют и такие факторы, как неравенство стран в сфере новых технологических разработок, а также экономическое и социальное неравенство.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-02-2005
Оксана Феликсовна Пиронкова Социологические исследования. 2000.  № 8. С. 65-74. 
В статье очерчены эволюционные тенденции в подаче ТВ новостей с использованием сравнительного анализа двух моделей информационного вещания, которые максимально дублируют график повседневной жизни зрительской аудитории для повышения спроса на свой канал.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-01-2005
Жанна Владимировна Чернова Социологические исследования. 2003.  № 2. С. 97-103. 
Цель данной статьи - анализ медиа-репрезентации образцов нормативной мужественности в сфере потребления. Маскулинность как категория тендерного анализа достаточно редко, по сравнению с фемининностью, является предметом специального изучения. Современные российские тендерные исследования фактически сводятся к "женским исследованиям", оставляя без внимания процессы формирования и трансформации мужественности. Однако для осмысления специфики тендерной культуры современной России изучение последних необходимо.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-01-2008
Валерий Андреевич Мансуров, Анна Валерьевна Семенова Социологические исследования. 2007.  № 8. С. 35-41. 
Приводятся результаты проведения контент-анализа публикаций газеты "Московский комсомолец" со 2 по 24 сентября 2004 года на тему освещения плохой организации помощи пострадавшим от терактов в Беслане (охвачено 11 материалов), от взрыва в Москве на станции метро Рижская (6 материалов) и от взрывов домов в Волгодонске и на ул. Гурьянова (по 1 материалу). Отмечено, что при всем критическом отношении журналистов к деятельности спецслужб и к представителям официальных органов власти (включая тогдашнего президента Северной Осетии Дзасохова) авторы не направляют критику в адрес президента В.В. Путина, который, как пишется в одной из статей, "переживает больше всех, ... всегда принимает взвешенные решения, всю ответственность берет на себя".
Опубликовано на портале: 06-01-2005
Ирина Наумовна Тартаковская Социологические исследования. 2003.  № 2. С. 87-96. 
Статья представляет собой развитие цикла исследований, посвященных репрезентации мужественности и женственности в советской и постсоветской прессе. Автором был уже опубликован ряд работ, анализирующих тендерные дискурсы советских и постсоветских периодических изданий. Главные выводы, которые позволил сделать такой дискурсивный анализ, состоят в следующем. Исследование советских газет выявило центральную роль государства как ключевого актора гендерной системы: отношения между мужчинами и женщинами формировались в соответствии с поставленной перед ними "высшей целью" - служением ему. В современной же ситуации, когда характер государства полностью изменился, мужчины и женщины оказались предоставленными самим себе, в результате чего сложившаяся в советскую эпоху гендерная система оказалась в состоянии кризиса. ------- Данная статья подготовлена в рамках проекта "Трансформация гендерных отношений постсоветской России" при финансовой поддержке INTAS (проект - INTAS-95-290).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-05-2005
Татьяна Владимировна Шипунова Социологические исследования. 2002.  № 5. С. 67-75. 
Широкое обсуждение проблематики толерантности и ненасилия побуждает обратить особое внимание на те элементы насилия и агрессии, которые вплетены в культурный контекст нашей жизни, социально адаптированы и отчасти легитимированы. Вместе с тем от девиантных, криминальных феноменов их отделяет некая нормативная граница, которую порой нетрудно перейти. В качестве исходного пункта предлагается выделение трех типов социальной интеракции: совершение неявного и нерефлексируемого насильственного деяния; проявление агрессии, предшествующей и предопределяющей последующее насильственное деяние; имитация или демонстрация агрессии без последующего очевидного насильственного деяния, которая, однако, создает некий фон для развертывания интеракции между людьми и определяет характер их взаимоотношений.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-09-2006
Феликс Изосимович Шарков, Вера Ивановна Баранова Социологические исследования. 2005.  № 10. С. 106-110. 
В статье рассматриваются некоторые особенности проведения мониторингов по изучению воздействия СМИ на их аудиторию, которую авторы определяют как "устойчивую совокупность людей, возникающую на основе общности их интересов и потребностей" (с. 106). По мнению авторов, методика систематического наблюдения за процессом воздействия СМИ на аудиторию, а также определения ее реакции на на эти воздействия пока не разработана. Ввиду того, что восприятие и оценка полученной от СМИ информации оказывается различной в разных социальных группах, авторы считают необходимым сочетание мониторинга с другими методами сбора денных. При характеристике этапов подготовки и проведения мониторинга воздействия СМИ внимание акцентируется на важности и ответственности этапа подбора экспертов. Рассмотрен перспективный метод сбора информации о просмотре передач исследуемыми зрителями путем добавления к традиционно используемым дневникам просмотра особой техники фиксации характеристик пользователя (устройств, при нажатии кнопок которых зритель вводит соответствующую информацию о себе). Основное внимание в статье уделено процедурным вопросам подготовки подобного мониторинга СМИ - сбор сведений для формирования выборки, конструирование панели исследования, контроль качества работы панели, установка датчиков у респондентов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-05-2007
Александр Борисович Крутик, М.А. Горенбургов Социологические исследования. 1996.  № 10. С. 118-120. 
Структура бизнес-комуникаций – один из важнейших аспектов функционирования социума. Поскольку мы живем в открытой экономической системе с ярко выраженной тенденцией к самоорганизации, классический линейный подход к коммуникациям в бизнесе обречен на неуспех. В этой связи, считают авторы комментария, необходимо переходить к синергетической модели коммуникаций. Она рассматривает рынок как нелинейную структуру, управление которой, опираясь на информационные базы данных, имеет не бинарно-альтернативный, а адаптивный, многовариантный характер.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-05-2006
Любовь Николаевна Цой Социологические исследования. 1997.  № 9. С. 103-112. 
Статья является ответом на статью В.С. Дудченко «Онтосинтез конфликта. К методологии исследования» (Социологические исследования. 1996. № 10). Выделяются четыре критических выпада в сторону конфликтологии и конфликтологов, сделанные В.С. Дудченко в своей статье: 1) нужна альтернатива существующим конфликтологическим программам в России, 2) конфликт перестал быть проблемой, 3) критика ряда конфликтологических программ (в которых описаны технологии борьбы за власть, манипулирования людьми), 4) конфликтологи порождают конфликты. На эти выпады и отвечает автор предлагаемой статьи.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-05-2005
Валерий Львович Доблаев Социологические исследования. 1995.  № 6. С. 145-146. 
В социологии организаций понятие "коммуникация" используется для обозначения информационных связей и взаимодействия индивидов. Кроме того, выделяются горизонтальные, вертикальные и диагональные связи, которые структурируются властными отношениями. Одним из способов разрешения коммуникативных парадоксов бюрократических организаций в бизнесе является создание специальных коммуникативных образований, - структур, концентрирующихся вокруг менеджера-интегратора.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-06-2006
Галина Георгиевна Силласте Социологические исследования. 2004.  № 12. С. 95-102. 
Современные сельские школьники выступают в качестве первого поколения рыночной формации, отличаются локализованной средой межкоммуникативных связей, в которой роль СМИ многократно выше, чем в городской среде, а влияние традиций, обычаев, микросоциума значительно сильнее, чем в городской семье. Для ответа на вопрос, в какой мере телевидение способствует реализации жизненных планов сельской учащейся молодежи, автор обращается к анализу моделей поведения и жизненных стратегий, которые выбирают учащиеся после окончания сельской школы. Использовалась многоступенчатая выборка, районированная по методу квот, с применением гнездовой при опросах в сельских школах. Объем выборочной совокупности 2467 респондентов, из которых 106 экспертов и 2361 учащийся из двадцати регионов семи федеральных округов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-03-2013
Валерий Николаевич Бузин Социологические исследования. 2012.  № 10. С. 93-98. 
Статья посвящена прогнозированию российского медиапространства: соотношению между интернетом и телевидением в обозримом будущем по степени востребованности как источника получения информации о происходящем в мире. Прогноз основан на анализе бюджетов свободного времени. Результаты анализа статистических данных позволяют утверждать, что телевидение ещё долгое время будет оставаться основой российского медиапространства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-11-2009
Фархад Назипович Ильясов Социологические исследования. 2009.  № 7. С. 95-100. 
Анализируется место и функции института рекламы в современном обществе. Выявляются негативные социальные и экономические последствия воздействия агрессивной рекламы. Предлагается подход к освобождению граждан как потребителей от манипуляционного воздействия рекламы.
ресурс содержит прикрепленный файл